Деньги или свобода слова? Как китайский рынок и протесты в Гонконге поставили мировые компании перед выбором

 
27 475
293
16 октября 2019 в 15:05
Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: scmp.com, vox.com, Hong Kong Free Press

С марта 2019 года в Гонконге проходят акции протеста против закона об экстрадиции. Его принятие может угрожать безопасности людей, которые критиковали власть в Китае и Тайване и сбежали от угроз. С этими территориями у Гонконга пока нет договоренностей о выдаче преступников, зато у властей есть планы все исправить. «Диалог» с милицией жители автономии ведут на улицах с самой весны: в ответ протестам летят резиновые пули, распыляется слезоточивый газ и выезжают водометы. Милиция заявляет, что и она страдает от насилия протестующих. Впрочем, настоящий шум в прессе наводят совсем другие люди. Работник NBA и игрок Hearthstone, которая принадлежит Blizzard, поддержал протестующих и чуть не разрушил отношения между организациями и китайским рынком — вторым по важности после США. За действиями последовали раскаяния, наказания и последствия.

Краткий ликбез

Все началось в 1997 году. Тогда Гонконг стал районом Китая и получил широкую автономию до 2047 года. В этом месте оформились свои политические и судебные законы, валюта и финансовое регулирование. Что самое главное, теперь Гонконг может узнавать правдивую информацию — здесь существует свобода слова. Что касается материковой части Китая, там протесты преподносят как террористические мятежи, а потому большинство населения не знает, что происходит на самом деле, и может судить о происходящем неверно. К тому же любая поддержка митингующих со стороны воспринимается как неуважение к китайцам. Это вызывает ответную реакцию населения и властей. По той же причине бизнес NBA, Blizzard, Apple, Google и Tiffany & Co. недавно оказался под угрозой, компании были вынуждены жертвовать: кто-то — деньгами, а кто-то — свободой слова сотрудников.

 

С чего все началось?

Неделю назад СМИ по очереди взрывались сообщениями о менеджере баскетбольной команды Houston Rockets. Дэрил Мори опубликовал в Twitter пост со словами «fight for freedom, stand with Hong Kong» («борись за свободу, встань с Гонконгом»). Через время он удалил пост и написал новый — с извинениями. Это не помогло: государственная телекомпания Китая отказалась показывать две предсезонные игры в баскетболе NBA, а многие китайские фанаты команды даже начали локальный протест. Позже глава ассоциации NBA Адам Сильвер сказал, что компания слова игроков регулировать не может. Он ответил японским репортерам: лига не пойдет на компромисс с ценностями свободы слова, хотя понимает последствия и готова с ними жить.

Девятого октября произошел второй случай. В прямом эфире киберспортивного турнира Hearthstone Grandmasters, который проводит Activision Blizzard, гонконгский участник выкрикнул лозунг: «Освободите Гонконг!» Компания удалила видео со всех каналов, но ролик остался в сети. В своем заявлении Blizzard рассказала, что игрок оскорбил общественность и нанес ущерб имиджу, поэтому его лишили выигрыша и запретили участвовать в соревнованиях целый год. Два дня назад наказание все же изменили: выигрыш человеку выплатят, но от участия в турнирах отстранят на полгода. Компания заверила, что на удаление ролика и наказание игрока не повлияли протесты в Гонконге.

 

Еще в заголовки газет попала Apple. Компания была вынуждена удалить приложение HK.map.live, которое позволяло протестующим узнавать, где находится милиция, и избегать слезоточивого газа. Apple пришлось это сделать, когда сотрудники узнали, что приложение используют для нападения на милицию.



Следом за конкурентом приложение The Revolution of Our Times удалили в Google. Представитель компании рассказал The New York Times, что оно «нарушало правила поведения в деликатных ситуациях». Эта игра была симулятором протеста — игрок становился демонстрантом в Гонконге. Другое приложение, HK.map.live, остается доступным в Google.

Tiffany & Co. пожертвовали рекламой, в которой китайские потребители увидели поддержку протестующих. Ювелиры удалили твит с изображением модели: та закрывала правый глаз правой рукой с надетым на нее кольцом Tiffani. Компания заверяет, что эту рекламу придумали задолго до действий в Гонконге. Просто по случайному совпадению протестующие стали принимать ту же позу после столкновений с милицией, когда одна женщина получила травму глаза. Впрочем, китайцев такое объяснение не удовлетворило, и Tiffany & Co. пришлось пойти им навстречу.

 

Какое значение для компаний имеет китайский рынок?

Даже предположив, что компании поддерживают протестующих в Гонконге, они не рискнут терять в качестве партнера вторую экономику мира. Например, NBA не может упустить Китай, в котором живут миллионы поклонников баскетбола, из-за неосторожного высказывания сотрудника. Скорее всего, поэтому люди так скоро увидели извинения менеджера Houston Rockets. Немного цифр: сейчас операции на китайском рынке приносят NBA более $4 млрд.

Что касается Blizzard, Hearthstone хорошо зарабатывает в Китае. Аналитики подсчитали, что в 2018 году 31% мобильных расходов Hearthstone приходились на его материковую территорию. Если переводить в прибыль, она равна примерно $51 млн, а это превышает те $31,3 млн, которые Hearthstone заработала в США.

Для Apple Китай является основным рынком и производственной базой. На компанию трудятся три миллиона китайцев, а в прошлом квартале ее местные продажи, включая Тайвань и Гонконг, составили более $9,61 млрд.

Еще один гигант, Google, в 2018 году заработал более $3 млрд только от продажи рекламы китайскому рынку.

Tiffany & Co. в первом квартале 2019 года выручили в Азиатско-Тихоокеанском регионе около $301 млн. При этом в Китае компании принадлежат 35 магазинов. Продажи Tiffany & Co. выросли более чем на 25% на материковой территории государства с марта по июнь этого года.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: scmp.com, vox.com, Hong Kong Free Press