«Они думают, что будет хоть на копейку дешевле». В Беларусь пришел новый дискаунтер «Доброцен»

10 октября 2019 в 19:14
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

«Они думают, что будет хоть на копейку дешевле». В Беларусь пришел новый дискаунтер «Доброцен»

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Дождь не собирался прекращаться, люди мокли и не думали расходиться. Сегодня в 9 часов им обещали открытие невиданного прежде магазина. Тем временем по другую сторону двери вокруг касс суетился немногочисленный персонал. Кассы предательски считывали импортные товары в российских рублях. Чтобы успокоить толпу на улице, ей передали коробку глазированных сырков. Потом еще одну. Каждый раз это срабатывало. Дождь, сырки и пенсионеры — это выглядело по-осеннему очень грустно. 

Столицей жестких дискаунтеров становится Бобруйск. Здесь уже работало два «Светофора», сегодня открылся «Доброцен». Обе компании — российские.

Сеть «Доброцен» насчитывает 150 магазинов (включая первый белорусский) и развивается в России с августа 2016-го. «Светофор» — уже больше тысячи магазинов, но компании 10 лет. Постоянное упоминание этих сетей в паре не случайно — они как близнецы-конкуренты: минимум комфорта, экономия на лишнем персонале, никаких дизайнерских красот — весь товар на поддонах в окружении светлых стен. Народ называет такой формат просто — «магазин-склад».

Владелец «Доброцена» — российский бизнесмен Вадим Терещенко. Обложка была выпущена до запуска торговой сети, поэтому на заголовок можно закрыть глаза. Но, судя по интервью, человек практичный и жесткий, в бизнесе с молодости.

В Беларуси «Доброцен» работает как ООО «ПВ-Запад».

Примерно через полчаса запускающие магазин люди справедливо решили, что не выставлять часть товара, который пробивается на кассе неправильно, проще, чем продолжать держать людей на улице, поэтому двери открыли. Около сотни человек переместилось в торговый зал.

В отличие от минских, бобруйские пенсионеры (неудивительно, что именно они в рабочее время буднего дня выступили в активной роли) не вели себя агрессивно, расталкивая друг друга руками и тележками. Они вообще проявили редкое понимание: ждать на улице под дождем? Ну что вы, мы же видели, как вы стараетесь… Немного пороптали, когда сотрудники магазина до открытия вышли для традиционной фотографии перед стартом, но быстро забыли.

Особенно когда разрешили брать шарики. Покупатели быстро превратились в бабушек и дедушек, которые готовы на любые испытания ради возможности порадовать внуков.

По поводу ассортимента мнения расходятся. Нелюбители таких магазинов говорят, что здесь продается дешевая еда сомнительного качества. Сторонники напоминают, что низкие цены и дешевая еда — разные понятия. Правда где-то посередине.

Стоит признать, что было много разочарованных «магазином-складом». Некоторые не скупились на эмоции (бабушки могут, да, спросите у своих — удивитесь!).

— О, а это что за рис? Ага... Так это ж сечка! — рассматривает пенсионерка пакет ячневой крупы. — Мы ж такую свиньям давали! Н***ли («обманули». — Прим. Onliner).

Как такового обмана здесь, конечно, нет. Ассортимент на самом деле небольшой (10001200 наименований товара), с акцентом на длинные сроки годности.

В единственном холодильнике замороженная рыба, немного колбасы, недорогие полуфабрикаты, сало. Необычно смотрится большой объем маринованного имбиря.

Проблема в том, что большую часть ассортимента сложно сравнить с другими магазинами. Дискаунтеры предпочитают работу с производителями по прямым контрактам, выискивая таких, которых вы не знаете и больше нигде не найдете. Но пока что в «Доброцене» белорусского товара намного больше, чем в «Светофоре».

Кто-то аккуратно собирал тележку разных товаров. Кто-то ходил с пустыми руками. Одна из покупательниц ловко объяснила причину, по которой люди ждали открытия на улице.

Они думают, что будет хоть на одну копейку дешевле, а потом становится беспощадна.

 Это обман народа! Откуда-то свезли ненужное и дали нам. Второй «Светофор»… оно нам надо? Мы думали, откроют магазин, красивый, хороший. А это какой-то склад. Разве это магазин?

Дешево. Это формат такой.

Какое дешево?! Бумага туалетная дешево? Зачем нам столько магазинов? У нас раньше в Бобруйске на площади было три: тканевый, обувной, одежда. Ну и универмаг. 70% было евреев и всем хватало. Мы получили пенсию отдали. Что это за экономика?

— Вот что вы, молодой человек, можете купить здесь. Вот эту вот хр***? — пенсионерка берет в руки банку с оливками.

— Ну можно так съесть или в салат добавить.

— Ну сколько раз вы это добавите в салат? Сколько раз вы лично оливки едите? Один раз в три месяца, и то реже. Зачем это?

После этого женщина поднимает новую проблему: куда девают дорогое молоко и колбасы?

— 22 рубля, 28 рублей за кг — кто это может купить?! А так в одном магазине дорого, во втором — мясо из Польши-Шмольши, в третьем — лед вместо рыбы. А где чисто, то для пенсионеров — дорого. 12—14 рублей за килограмм мяса, ну куда это годится?

Не все разделяют скептицизм — к кассам выстраивается очередь. Почти все — со своими пакетами. Пенсионер — это поневоле борец с микропластиком.

В следующем году откроем до 15 «Доброценов»

Вадим Терещенко приезжал в Бобруйск недавно, чтобы осмотреться. Выбранному месту удивился.

Место на самом деле не совсем форматное, в старом районе, вдалеке от больших улиц, — рассказал директор по развитию сети «Доброцен» Александр Балашенко. — Но мы решили, что стартовать можно и не в самом удобном здании, где раньше был ресторан. До конца года откроем в Бобруйске еще один магазин — большего размера.

— Что в Бобруйске такого притягательного для дискаунтеров?

— Мы хотели бы открыться и в других городах, но площадки пока нашлись тут. Конкуренция — это же хорошо, теперь другие сети должны понять, что нужно снижать цены на товары. У вас в статье «Светофор» говорил, что конкурировать с ними нельзя, вот мы и попробуем.

Для нас Беларусь — это стратегическое направление. В следующем году будет открыто до 15 новых магазинов. Это наш прогноз на основе проводимых переговоров. Мы бы и в 2019-м открыли больше магазинов, но приходится сложно. Сталкиваемся в том числе с фактами недобросовестной конкуренции. По мере роста узнаваемости нам будет проще.

Наш принцип работы — дарить людям добро, продавая товары дешевле, чем у всех.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber