6612
21
04 октября 2019 в 17:06
Источник: Дарья Пушко

«Тайна Минотавра», «Осенний салон» и «Город завтрашнего дня». Рассказываем про главные выставки октября

К октябрю художественная жизнь Минска заметно оживилась, причем в совершенно различных направлениях: выставки и арт-ярмарка, живопись и графика, скульптура и архитектура, фотографии и инсталляции — кажется, все формы изобразительного искусства представлены в этом месяце на арт-площадках города. Onliner расскажет вам, куда отправиться в первую очередь и как не пропустить самые главные арт-тусовки октября.

Проект «Тайна Минотавра»

(Художественная галерея Михаила Савицкого, до 13 октября)

Андрей Осташов. Дети солнца

«Тайна Минотавра» — персональная выставка современного белорусского скульптора Андрея Осташова, одного из наиболее известных сегодня за рубежом. Совместный с галереей «АртПорт» проект представляет его новую серию скульптур, лейтмотивом которой стал архетипический образ Минотавра — получеловека-полубыка.

Прямого подобия с Минотавром в скульптурах искать не стоит — сходство с ним носит скорее аллегорический характер. Это мифологическое существо сочетает в себе черты человека и животного, разума и стихийной энергии. Таким же перекрестком противоположностей становится и сама выставка: образы, которые воплощает в своих скульптурах Осташов, отсылают, с одной стороны, к западной классике (три грации, химера, Медуза Горгона), с другой — вызывают стойкие ассоциации с восточным искусством: многорукой богиней Кали, японскими самураями, утонченными гейшами. Не обошлось здесь и без любимой темы Осташова — мира детства, детских фантазий и игрушек. Сплав этих отдаленных друг от друга тем скульптор воплощает в своем узнаваемом авторском стиле.

Выставка «Пространство в скульптуре»

(Национальный центр современных искусств, до 19 октября)

 

Еще одна «скульптурная» выставка этого месяца — коллективная экспозиция современных белорусских и зарубежных скульпторов, сконцентрированная вокруг темы пространства. Пространство — это то, без чего не может существовать ни одна скульптура. В ХХ веке художники по-новому открыли для себя этот, казалось бы, очевидный постулат. Пространство может существовать не только вокруг скульптуры — для того, чтобы зритель мог обойти ее вокруг, — но и внутри нее. Произвести пластически насыщенное впечатление и выразить идею способна не только масса, но и ее отсутствие. На глазах у зрителя возникает парадокс: пустота начинает наполняться смыслом и формирует напряженное художественное поле. Свои экспериментальные поиски скульпторы выразили в самых различных материалах: металле, стекле, дереве, текстиле, керамике.

Выставка «Присутствие»

(Национальный центр современных искусств, до 10 ноября)

Еще одна выставка на площадке НЦСИ носит название «Присутствие» и посвящена острым темам глобального кризиса, который переживает наш мир сегодня. Пять современных художников (четыре белоруса и одна шведка) высказались на темы постправды, «брендомании», алгоритмизации, культа денег, экологических катаклизмов и ответственности человека за свое отношение к окружающему миру. Что важно, формы для актуализации этих вопросов некоторыми авторами выбраны соответствующие духу времени: на выставке будут представлены тотальная инсталляция, монументальные панно, боди-арт. Таким традиционным видам искусства, как живописи и графике, которые тоже можно встретить на выставке, приходится изобретать новый язык для того, чтобы вызвать отклик у зрителя в XXI веке. Главная задача подобных выставок — не нравиться зрителю и не доставлять ему радость, а провоцировать на размышления, формировать ответственный подход к окружающему миру. Это удается далеко не каждому художнику, который берется за подобную проблематику. Удалось ли это сделать участникам нынешней выставки — решать вам.

«Город завтрашнего дня»

(ZAL#2, до 25 октября)

Минчане, любите ли вы советскую архитектуру своего города? Отношение к ней может быть у всех разное и вполне субъективное, но нынешняя выставка способна если не изменить его кардинально, то по крайней мере обогатить восприятие.

«Город завтрашнего дня» — это исследовательская программа при поддержке Института Гёте, направленная на изучение архитектурного наследия 1920-х — 1950-х годов разных городов постсоветского пространства, среди которых есть и Минск. Куратор белорусской части этой передвижной выставки — Дмитрий Задорин, автор архитектурного путеводителя по Минску на английском языке. Цель экспозиции — побудить зрителя переосмыслить наследие советского архитектурного модернизма, всмотреться в проекты знакомых зданий по-новому и увидеть в них модель советского общества, которое стремились построить на протяжении большей части прошлого века.

Осенний салон

(Дворец искусств, 18 октября — 3 ноября)

 

Традиционное событие октября в Минске — «Осенний салон с „Белгазпромбанком“», который состоится в этом году уже в пятый раз. Цель этой арт-ярмарки — единственной в Беларуси — содействовать развитию белорусского арт-рынка. Замысел предельно прост: дать возможность молодым белорусским художникам до 40 лет выставить свои работы, созданные за последние три года в самых различных техниках. Из 430 заявок профессиональное жюри отобрало 152, которые примут участие в арт-ярмарке. Экспонентами станут как независимые художники, так и галереи, каждая из которых представит отдельный стенд.

На «Осенний салон» стоит прийти не только тем, кто подумывает облагородить интерьер или начать собирать персональную коллекцию, но и любому, кто желает быть в курсе того, что происходит в современном белорусском искусстве. Чьи-то имена покажутся знакомыми завсегдатаям столичных выставок и «Осеннего салона» (Дмитрий Булдаков, Алеся Житкевич, Татьяна Кондратенко, Анна Силивончик, Алеся Скоробогатая, Владимир Соколовский), но часть имен всегда — это дебютанты. Ярмарку будет сопровождать образовательная программа: лекции, мастер-классы, экскурсии по экспозиции.

Выставка литовского художника Рамунаса Чепониса «Abstract mind»

(Галерея «Арт-Беларусь», до 25 октября)

 

Работы современного литовского художника Рамунаса Чепониса находятся на грани абстракции и фигуративной живописи. Источником вдохновения для Чепониса всегда служит натура, и порой она угадывается за пятнами краски, которые на первый взгляд могут показаться хаотичными. Самое интересное в восприятии абстрактной живописи — это уловить, глядя на картины, способ мышления художника, проследить свою реакцию и свой отклик, обращаясь к собственным ассоциациям и поддаваясь эмоциональному воздействию цвета.

Алина Блюмис «Образцы классификации: Кристиан, Мухаммед, Ли»

(Галерея современного искусства «Ў», 9—31 октября)

 

Алина Блюмис — художница с богатым бэкграундом: родилась в Минске, училась Нью-Йорке, где работает и живет по сей день. Большая часть работ Алины Блюмис создана в коллаборации с Джеффом Блюмисом — их творческий союз сложился в 2000 году. Оба — эмигранты из Советского Союза, и этот свой опыт художники активно аккумулируют в своем творчестве. Например, на выставке можно будет увидеть такие работы, как «Мое советское детство, Он» и «Мое советское детство, Она», созданные в 2018 году. Идея диптиха родилась из коллекции почтовых открыток с изображениями советских кинозвезд, которые коллекционировал Джефф.

Визуальная рефлексия по поводу практики коллекционирования и сбора данных — глобальная тема творчества Алины Блюмис. Именно к ней отсылает загадочное название выставки «Образцы классификации: Кристиан, Мухаммед, Ли». Классификация — один из способов познания мира, который, по мнению художницы, может быть применим и в искусстве. Как оказалось в ходе исследования Алиной Блюмис статистических данных, самое распространенное имя — то, которое носит наибольшая часть людей в этом мире, — это «Мухаммед», а фамилия — «Ли». Способно ли это приоткрыть нам тайну того, что представляет собой это самое «большинство», к которому апеллирует Блюмис? Чтобы ответить на вопрос, стоит увидеть и осмыслить выставку, образы которой отсылают зрителя к разным массивам данных, собранных и представленных художницей.

Открытие выставки состоится 9 октября в 19:00, вход свободный.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: Дарья Пушко