Спецпроект

«В один месяц я мог заработать $1000, в другой — не заработать ничего». Студенты о работе и деньгах

36 782
03 октября 2019 в 18:35
Автор: Татьяна Ошуркевич
Спецпроект

«В один месяц я мог заработать $1000, в другой — не заработать ничего». Студенты о работе и деньгах

Автор: Татьяна Ошуркевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Этот текст — о классе общества, у которого традиционно всегда нет денег. Быть молодым в этом мире тяжело: стипендия на нуле, жизнь ставит вопрос, на что ты будешь есть, а ныть родителям стыдно: уже взрослый. Кажется, пришло время кардинальных решений — нужно идти зарабатывать. Вместе с Honor мы поговорили со студентами, которые совмещают работу и учебу в университете. О трудностях, зарплате и своих расходах они рассказали порталу Onliner.

Герман Генрих, 20 лет. «У меня опухали пальцы, приходилось даже уходить на больничный»

Сейчас я учусь на первом курсе в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Вообще, я начал подрабатывать с 15—16 лет: и на пилораме, и на стройках, и газон делал — всего понемножку. Надо же было как-то выживать и стараться не зависеть от родителей. Когда я поступил в колледж, вся официальная прибыль оборвалась. А потом начался универ — мы учимся там до 12:30, то есть вторая половина дня абсолютно пустая. Ну вот ты и идешь заработать денежку и жить самостоятельно.

Для меня было важно понимать, что я становлюсь взрослым — нужно помогать родителям. Они в нас с братом постоянно вкладывали деньги — должна же уже быть какая-то отдача. Тем более если в семье есть финансовые проблемы, а мне нужно и девушку куда-то сводить, и самому с ребятами отдохнуть. Не просить же у родителей постоянно!

Так начался мой первый официальный опыт работы — в KFC в «Галерее». Это, на самом деле, от безысходности. Была возможность работать там, где все связано с творчеством, но меня опрокинули. Пришлось идти туда, где проще устроиться, и выживать. Работать у нас тяжело: персонал очень маленький, из-за этого вся нагрузка идет на нас. Я панирую курицу — все мясо, которое вы едите, проходит через мои руки. У меня даже опухали пальцы, потому что приходилось держать эти корзины. Я уходил на больничный: была невыносимая боль в руках, спине и ногах, усталость... Но со временем привыкаешь — стабильность.

Что касается зарплаты, это такая ужасная система... Если ты приходишь в «МакДональдс», с первого месяца получаешь 4 рубля в час. В KFC же первый месяц идет стажировка, оплата — 3,15 рубля в час. Я пахал по 12 часов, зарплата выходила 400 рублей, а налог — 50! За что? Отдаешь эти деньги за одну рассрочку, за вторую. И потом такой: может, в кино сходим? А нет денег! И выживаешь до следующего месяца. Вот в октябре будет день рождения KFC — у нас наконец-то будет оплата 4 рубля в час.

На что я трачу? У нас с мамой была договоренность: если я оканчиваю колледж с красным дипломом и поступаю на бюджет, она покупает мне телефон, к тому же мы еще взяли в рассрочку электронный самокат. Так вот она платит за телефон, а я — за самокат.

Катя, 20 лет. «Всех денег не заработаешь, а душа у меня одна»

Я учусь на журфаке БГУ на специальности «информация и коммуникация». Вообще, мелкие подработки я брала с первого курса: вела группы в соцсетях, что-то курировала, делала дизайн за деньги. Таким я стабильно занималась с 14 лет. Это можно делать, когда ты сидишь на уроках биологии, у тебя есть кошелек на «Яндекс.Деньгах», аккаунт на FL.ru — ты зарабатываешь там бабосики. Сейчас же у меня все официально — работаю в международной благотворительной организации, которая помогает детям-сиротам. Я специалист по работе с корпоративными партнерами: в этом есть некоторые полномочия пиарщика, но в целом все называется фандрайзингом. Зарабатываю меньше, чем другие сотрудники, потому что у меня неполный рабочий день. Мои полставки — это половина средней белорусской зарплаты.

До этого у меня была работа, которая не позволяла совмещать ее и пять пар в университете. Сейчас у меня уже не полноценный рабочий день, так что проблем быть не должно. До этого момента я вообще была не уверена, что это то, чем я хочу заниматься. А сейчас мне кажется, я нашла то, что доставляет мне огромное удовольствие и приносит массу плюшек. И если выбирать между работой для души и деньгами... Всех денег не заработаешь, а душа у меня одна.

Главной моей мотивацией найти работу была какая-то жизненная реализация. Мне нравится чувствовать себя кем-то, и, возможно, я как-то определяю себя в мире исходя из профессии. Это логично, учитывая, что на работе мы проводим треть дня. Потому мне хотелось понимать, кто я есть, что я могу и как я себя репрезентирую. А еще меня очень независимо воспитывали, так что быть свободной от чьих-то финансов для меня тоже было важно. К тому же я студентка платного отделения, цены на образование в Беларуси немаленькие — я хотела помогать родителям, нести какую-то ответственность за мое обучение. Сейчас мы договорились, что я трачу деньги на себя и не беру у них ничего: помогаю с покупками по дому и просто обеспечиваю свой полный жизненный цикл.

Куда трачу? Довольно много денег откладываю на путешествия: у меня есть друзья в разных странах, я люблю заезжать к ним. Еще отдаю некоторую сумму на одежду, какие-то бытовые штуки и продукты. Ноутбук и телефон у меня тоже куплены за свои кровно заработанные. Ну а остальное идет на развлечения: молодость, все дела.

Егор, 18 лет. «Работа начиналась в 4 вечера, заканчивалась в 4 утра»

— Я из Минска, сейчас живу и работаю в Польше. Сначала я хотел поступать в университет в Литву, но потом мы съездили туда с родителями, увидели цены: за год там выходило порядка 4000 евро. Это дорого, нужно было выбирать между белорусскими вузами. А тут мой знакомый пошел на курсы польского языка. И я подумал, что Польша тоже перспективная страна. Решил попробовать учить язык — и в итоге поступил на специальность «международные отношения: логистика». За семестр учебы я плачу около 1800 рублей.

Пока что я пытаюсь жить за свои деньги в Варшаве, поэтому решил искать работу. Жилье там недешевое: ты должен платить за квартиру, за «коммуналку», за еду, плюс еще нужно купить одежду. Чтобы нормально здесь жить, каждый месяц тебе нужно иметь при себе около 700 евро. Мне не привыкать работать — я это делаю с 14 лет. Тогда андроиды только появились на рынке — я хотел купить себе смартфон. Попросил маму, чтобы подыскала мне место работы — и она устроила меня на автомойку. Потом у меня появился телефон, и я просидел в интернете 2 миллиона задолженности. Родители сказали мне, мол, я прекрасно понимал, что стоит денег. Значит, снова иду работать. Когда всю зарплату пришлось отдать на погашение задолженности, я и осознал всю ценность денег.

Потом оказался в Варшаве, понял, что не хочу сидеть на родительских финансах. А тут мне звонит лучший друг, говорит, что устроился на работу. Я спросил, будет ли на меня место. Подъехал туда — и сразу вышел на банкет носить подносы с бокалами. Ну и понял, какой это бешеный график, когда работа начинается в 4 вечера, а заканчивается в 4 утра. Ты приезжаешь в 6 утра, съедаешь круассан — и сразу идешь спать. Так я вкалывал четыре месяца, пока не дошло, что надо придумать что-то другое.

Мы с другом решили открыть магазин аксессуаров для телефонов. Здесь заработок зависит от меня: в один месяц я могу заработать 1000 долларов, в другой — не заработать ничего. Всю зарплату я отдаю в стартап-проекты — это обычная закупка акций. Вообще, это долгосрочная инвестиция: прибыль у тебя случается не сразу. Но у меня есть главный принцип: деньги всегда должны быть в обороте. А если ты будешь зарабатывать и сразу тратить, в жизни ничего не добьешься.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Бел Хуавэй Технолоджис», УНП 190835312.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!