Двери открывает бабушка. Грустным взглядом она смотрит на молодых парня и девушку, приглашает их войти. Бабушка недавно потеряла мужа и ждет, что кто-то поднимет ей настроение. Она отодвигает ящик, полный дорогих таблеток, чтобы поставить на его место очень модную кастрюлю: только что молодые люди пообещали, что эта посуда за 215 рублей сделает счастливой ее и детей. Настроение у бабушки поднимается, а деньги быстро уходят из ее рук в карман мальчика… Стоп, мы давно пережили эти времена. Или нет? Кажется, продавцы пылесосов вырастили новую смену. Журналист портала Onliner «устроилась на работу» в одну из таких компаний и рассказывает, что там происходит на самом деле.
Краткий ликбез: чтобы попасть на такую работу, достаточно представиться активной студенткой заочки. Согласно легенде, я — эта девушка. Мое небогатое резюме производит впечатление на работодателей MZ-Promotion, а потому меня сразу приглашают на собеседование и испытательный день.
Все начинается на станции метро «Институт культуры». Меня встречает мужчина и проводит в офис. В кабинете за столом сидят девушка и парень — очевидно, потенциальные работники. В центре — руководитель Диана, которая активно в течение пяти минут под песню This Is America перекладывает с места на место бумаги. Иногда кто-то стучит в дверь и вызывает ее в коридор.
Во время одной из таких отлучек парень Женя, сидящий рядом со мной, начинает светский разговор:
— Пришла на работу устраиваться? Я тоже, экспедитором буду. Здесь нормальная работа: консультируешь, потом платят по 40 рублей в день.
Диана возвращается и, кажется, проверяет, успели ли меня уведомить о хороших условиях:
— Уже познакомились? Расскажите о себе.
Я рассказываю, что мне нужно оплачивать квартиру и чем-то кормить кота (кстати, не вру). Заверяю, что легко обучаюсь и к негативу отношусь нормально.
— Работа очень нужна?
— Да.
Тогда вперед. Меня знакомят с моим будущим руководителем: это Паша, ему 19 лет, он пришел сюда четыре месяца назад и уже стал уважаемым человеком. Первое, что он спрашивает у своей будущей подчиненной: «Парень есть?» Паша высокий, в голубой рубашке, строгих брюках и лакированных туфлях — на фоне моих кроссовок и майки он выглядит презентабельно, имиджево, импозантно.
Мы садимся в машину, доверху набитую чем-то в коробках и моими одногодками: самому взрослому здесь 24 года. Всю дорогу из меня вытягивают подробности личной жизни, но так и не рассказывают ничего о себе. Единственное, что я узнаю из разговора Паши с водителем, — это то, что мой начальник сегодня женился. Водитель активно советует ему не медлить с поиском второй жены. Кстати, упоминает, что Диана — это не главный руководитель.
— А где он? — уточняю.
— В армии, — говорят.
Грустно, но такова жизнь. Еще я пытаюсь узнать, чем же меня все-таки везут заниматься за город трое мужчин, но слышу единственное: «Увидишь, не задавай столько вопросов». В общем, мы едем в Боровляны.
Мы в районе гипермаркета и спальных районов. Водитель помогает нам выгрузить мусорные пакеты с товаром, Паша берет один из них в руку и дает мне первые указания:
— Тебе ничего делать не надо, мы просто рекламируем товар. Стой рядом и улыбайся.
В общем, ничего сложного.
— И сколько на этом можно заработать? — интересуюсь.
— В неделю можно заработать до 500 рублей. А вообще, 5% с любой сделки идет тебе.
По стандартам компании, нельзя рекламировать то, чего сам не пробовал, поэтому парень достает набор «немецких металлических клинков с гарантией в 25 лет на одну заточку». Говорит, дома у него такой же — стоит он €299, зато качество!
— Это фирма Miller House, мы Zepter обогнали на две позиции. Как их измеряют? По знаменитости, по разным качествам. Тебе не нужен?
Мне говорят оставить сумку в машине, чтобы я выглядела получше, и ведут к многоэтажкам. Обучение начинается тут же:
— Есть разные клиенты. Одни на кофе позовут — мы можем с ними весь день говорить, другие могут послать. Но мы с такими сами не работаем — забираем товар и уходим.
Сказал и не соврал: подтверждение я вскоре увижу на практике. Пока что мы набираем код на домофоне.
— Здравствуйте, информационная служба. Нажмите кнопку, пожалуйста, — говорит Паша голосом талантливого коммуникатора, так что железные двери легко открываются с первого раза.
Мы заходим в лифт.
Пока едем, парень рассказывает, что он бросил колледж, где учился на электрика, какое-то время работал барменом, но это ему надоело: скучно слушать пьяную публику, надо искать что-то повеселее. Говорит, наконец нашел то, что хотел.
— Знаешь кодекс скаута? Здесь то же самое: улыбаешься и машешь, — сообщает он мне. Надеюсь, я с этим справлюсь.
Мы подходим к первой двери. Технология работы такая: пакет нужно ставить подальше от входа — «чтобы нас не принимали за барыг из девяностых». Я слушаюсь и делаю все, как мне говорят, но никто не открывает. Спустя пять пролетов нас замечает хозяйка квартиры с собакой, легко запускает двух незнакомых людей внутрь (спойлер: то же будет повторяться в каждой обитаемой квартире). Кажется, бдительность взрослых крепко засыпает, когда они видят перед собой молодые лица: такие дети подвести не могут.
— Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Нет, собачка не кусается.
Пока я чешу животное за ушком, коллега рассказывает, что мы «рекламируем» товар. Женщина нехотя делает над собой усилие и аккуратно прощается с нами.
— Извините, я такой товар не беру…
Спускаемся, а Паша интересуется, хочу ли я научиться говорить как он. На уверенное «да» выкладывает всю подноготную:
— Мы работаем по пяти шагам: приветствие, представление, презентация, вилка цен, заключение сделки. Запомнила? Это спросят на собеседовании.
Киваю. Повторяю про себя, чтобы не упасть лицом в грязь, пока мы наконец не находим доверчивого жильца — молодого мужчину, с интересом открывшего двери. Кажется, Паша сразу решает перепрыгнуть ко второй стадии. «Представление» начинается.
— Здравствуйте. Меня Павел зовут, моя коллега — Татьяна. Мы от руководства всех жильцов оповещаем, открыли огромный стол заказов. Вас, мужчина, и всю вашу семью в гости к нам зовем. Зайдете? Большой перечень непродовольственных товаров — магазин новый открыли, называется «Семейный». Вам доставка будет бесплатна. Мы находимся по телефону и в интернете. А каталоги и визитки в ящике будут после пяти — ознакомитесь? Там большие скидки, акции. Мы почему лично беспокоим, знаете? Объявление наше не читали? — удивленно спрашивает он.
— Нет, — качает головой мужчина.
— У нас директор в честь открытия магазина отказался от рекламы по телевизору, потому что она дорогая. На сэкономленные деньги на весь ваш район выделил десять семейных коллекций на оценку качества, а нам сказал вручать тем, кто дома, но только семейным и ответственным. Мы так восемь ваших соседей поздравили. Вы же семейный?
— Ну, так…
— Жена есть у вас? А кем работаете?
— Да я свободный.
— Ну, значит, за порядком в доме следите, ответственный! Мы вам вручим девятую коллекцию. За вами две просьбы: не продавать, а родным и близким рассказать о нашем магазине. Справитесь? Тогда проходите, зовите всех, кто есть дома, будем поздравлять.
Я беру «коллекцию» и прохожу внутрь. К нам выходит девушка в пижаме и с недоверием смотрит на пакет. Паша говорит, что мы вручим пару таких образцов взамен за рекламу. Наша цель — чтобы все было рассказано близким. Нам верят.
Первое, что великодушно «дарит» Паша, — это книга детских сказок.
— Это чтобы дети меньше в модных телефонах сидели, больше развивались, вы сами понимаете, — говорит коллега, обладатель модного iPhone. — Чай-кофе пьете? Это универсальная термокружка от наших партнеров, компании Wellberg. Здесь специальная силиконовая крышка. Напиток в течение 3—4 часов не стынет, ничего не прольется. Такая новинка у нас в магазине стоит 45 рублей. Поздравляю вас сегодня!
— Здесь должен быть какой-то подвох, — не унимается девушка.
— Давайте сразу договоримся, — становится максимально серьезным Паша. — Мы ничего не продаем, вы ничего не покупаете. Какой подвох? Слушайте внимательно, нам работать нужно.
Скажу как студентка с вечным запросом на теплый кофе: для термокружки это какая-то дикая цена. А потому ищу такую же в интернете. Кажется, это она, и на одном из сайтов стоит приемлемый ценник — 7 рублей.
Следующим товаром становятся французские духи из линии «Караоке». Не слышали о таких? А Павел утверждает, что они очень известные. У них в магазине стоят 72 рубля. Правда, на одном сайте мы нашли другую цену и другого производителя. Оказалось, это российская марка, и такой флакончик обойдется максимум в 11 рублей.
Что еще есть в пакете? Парфюм для мужчин «Патрон». Коллега заверяет, у него существует пирамида запахов: утром, в обед и вечером такой работает по-разному. Что особенно приятно, ближе к ночи в бой вступают феромоны.
— Такая новинка у нас в магазине стоит 98 рублей. Поздравляю вас сегодня!
Поздравлять особо не с чем. Этот парфюм пара могла бы купить на белорусском сайте за 14 рублей.
Впрочем, при виде следующих товаров девушка наконец доверчиво улыбается. Перед ней — «та самая итальянская вакуумная кастрюля по технологии Casserole».
— Здесь специальная вакуумная крышка, — настаивает на уникальности товара мой коллега. — Продукты питания благодаря ей хранятся в два раза дольше, и готовится все тоже в два раза быстрее.
Сколько стоит? У них — 215 рублей. Примерно такую же я нашла за 27 рублей.
В это время Паша не перестает удивлять.
— Следующее, что я вам дам, — универсальную гриль-сковороду от наших партнеров Bergner. Восемь сердец вашего города покорило, это — девятое! Это легче один раз показать, чем много раз рассказывать, — говорит он и проводит манипуляции со сковородой, отрывая одну часть от другой.
По коже девушки проходит нервный холодок.
— Это что, все мне? — спрашивает она.
— Конечно! А еще она не требует масла и жира и ручки у нее не нагреваются: можно готовить и на плите, и на открытом огне.
Такая новинка в магазине «Семейный» стоит 315 рублей, на сайте же мы нашли идентичную посуду за 87.
Идем дальше. На пути — «сногсшибательная новинка».
— Полный набор немецких металлокерамических клинков! Они не точатся, не ломаются. Сыр-масло тоже прилипать не будут. У нас по европейским ценам выставляется по €299.
В интернете же мы нашли такие за 22 рубля.
Вся коллекция, говорит мой партнер, стоит 1390 рублей.
— Скажите, достойная цена для таких вещей? — спрашивает он.
— Конечно. Но не каждый себе такое может позволить, — отвечает ему девушка.
— Наша компания коллекцию проплатила, но оставила подотчетный минимум — чтобы знать, что мы не себе все забрали, а кому-то раздали. Вам нужно заплатить не 1390 рублей, а 230. Ваша соседка, Антонина Петровна, у нас вторую выпросила: одну себе, вторую дочке на свадьбу. У нас последняя осталась, вам вторую принести или одной хватит? Нам ваших денег не нужно! Это просто подотчетный минимум. Можно даже перевод начальнику сделать на карту… — безостановочно накидывает случайные фразы Павел.
Пара начинает сомневаться, и коллега добродушно идет навстречу, переходя на заговорщицкий шепот:
— Когда ваша соседка вторую брала, она за первую отдавала в рублях, а за вторую — в валюте…
— Но вы изначально сказали, что это в подарок. Вы же так хорошо все разрекламировали…
Паша активно складывает вещи: раз сомневаются, «мы с такими не работаем». Нам желают всего хорошего, мы уходим.
В череде ласковых приветов и грубых провожаний я останавливала внимание лишь на тех людях, которые нам доверяли.
Сама схема была понятна: наделяй товар сверххарактеристиками, будь уверен и беспощаден к чужим финансам, пенсионерам с полной коробкой таблеток и молодым мамам с детьми. Последнюю девушку нам удается уговорить на всю продукцию. И когда она уже готова перевести нам максимальную сумму, оплата почему-то не проходит. Павел начинает нервничать, быстро говорит: «Давайте, что у вас есть» — и продает за 20 рублей детскую книжку.
— Это называется закон вероятности, — объясняет он мне, когда мы скрываемся за дверью. — Из десяти презентаций будет одна сделка. Поняла?
Это и вправду был хороший пример. Дверь нам открыла девушка с грудным ребенком. Доверчиво улыбнулась, пригласила внутрь. Говорит, ее муж работает программистом. Предлагаете посуду? Бесплатно?
Мой коллега проделывает чудеса с товарами. Ребенок демонстративно не соглашается то ли с нами, то ли с тем, что его до сих пор не уложили спать. Когда его мама все-таки пытается провести деньги на карту, капризничать начинает банк. У Паши рождается мысль, которую он произносит шепотом:
— Давайте Таня побудет с вашим ребенком, а вы сбегаете в банкомат?
Встречаюсь своим ошалевшим взглядом со взглядом девушки. Мы одновременно говорим: «Нет».
Теперь коллега рассказывает, что он тоже ждет ребенка: его девушка на четвертом месяце беременности. Параллельно он пытается уговорить женщину отдать карточку ему, чтобы он сам снял деньги. Все попытки тщетны, мы отдаем книгу и уходим.
Следующим на очереди становится дедушка. Он пенсионер. Когда слышит, как ему повезло, кричит «Елы-палы!» так громко, что его кошка от неожиданности перелетает из одного проема в другой.
— Служил ли я? Я был командиром танка! — чеканит он, когда Паша вручает ему боевой парфюм.
Я успокаиваю кошку, а коллега окончательно очаровывает мужчину. Кажется, он готов брать все — но нет денег.
— Я пойду вам на уступки: давайте отдам половину, самые лучшие новинки, а вы дадите, сколько есть? — щурится партнер.
Мужчина счастлив, берет ножи и сковороду. Паша поворачивается ко мне:
— Тань, подарим еще что-нибудь? Но это теперь из твоей зарплаты.
Я понимаю, что своей зарплаты не увижу вообще, а потом быстро киваю. Мужчина получает еще один маленький презент. Мы поздравляем его, забираем деньги и уходим.
Когда я вызываю лифт, Паша резко бросается назад в квартиру, выходит через минуту.
— Ты что там делал? — спрашиваю.
— Да я духи еще подарил… — говорит он.
Кажется, я впервые увидела в его глазах сожаление.
Эти визиты я выдерживаю до тех пор, пока дверь одной из квартир нам не открывает лицо из уголовного розыска. Это лицо немного раздражается и кричит в наши лица:
— Пошли на фиг отсюда!
Мужчина в три раза больше меня в высоту и в ширину двумя пальцами захлопывает дверь, медленно раскачиваясь, идет на моего коллегу.
— Я тебя спрашиваю: ты кто такой? Лицензию показал быстро! — кидает он словами пощечину.
Дальше идет дискуссия, в которой я пытаюсь расслышать, кто здесь собака, да и собака ли вообще, где лицензия, почему ее нет с собой… Напрягаюсь, когда звучат слова о милиции… Прошу Пашу уйти из подъезда, пока мы скатываемся с лестницы: я — со стыдом, Паша — с пакетом продукции.
Этот мужчина провожает нас до выхода.
— Работу себе найдите нормальную! — подытоживает он и показывает удостоверение. — Во, видел?
После этой встречи я понимаю: такая работа не для меня. Дядя с погонами уходит, а мой коллега предлагает вернуться в тот же подъезд. Я не рискую и оставляю его работать одного.
— Ладно, иди, ты деваха вроде нормальная, я за тебя замолвлю словечко, — обещает он, и мы расстаемся.
Подвожу итоги: за день мы заработали 160 рублей. Вечером парень позвонит и расскажет, что он заработал еще $100 и 30 рублей. С заработанной суммы 5% он заберет себе.
Что касается моей зарплаты, сегодня ею стали булочка и банан. Все мы не без греха — обещаю это как-нибудь отработать.
MZ-Promotion — аутсорсинговая компания директ-маркетинга. Это значится у них на сайте.
Есть здесь и информация о команде. Вот и они: Алексей, Диана, еще один Алексей — костяк молодой команды, традиционно идущей к успеху, достижениям и достойному заработку. Сила таких компаний — в недоговоренности: чтобы понять, что у нас хорошо, много слов не нужно, посмотрите на наших молодых, красивых и уже успешных сотрудников.
Еще на сайте отзывы — правда, только от самой команды, но это вполне правильная стратегия, если твоя цель — привлечение сотрудников, а не клиентов.
Для справедливой молодежи здесь есть и другие обещания: отличное отношение к сотрудникам, официальное оформление и прозрачность заработной платы. Если первому и последнему хочется верить, то с документами возникает вопрос: я упомянула, что мой паспорт на визе, — мне ответили, чтобы я не забивала этим голову.
С представительством компании я созвонилась уже после рейда, чтобы сказать, что работа у меня есть, но немного в другой сфере. Человек на втором телефоне, вначале представившийся как сотрудник, а позже — как юрист, сообщил, что о магазине «Семейный» он слышит впервые и информации никакой давать не будет. Впрочем, активно заверял, что у ООО «МЗ-Промоушен» с законом все в порядке. Этому можно верить: сведения о регистрации компании есть — вот подтверждение на сайте Единого государственного реестра.
Но информации о том, почему во время нашей «работы» с их сотрудником Павлом тот представлялся магазином «Семейный», мне получить не удалось. Никак не прокомментировали мне и то, что людям не называли сайт магазина, а на просьбы показать документы слышалось: «Забыл в офисе». Почему при проведении расчетных процедур Павел не выдавал кассовый чек, юрист Евгений тоже ничего не ответил.
Вскоре после этого разговора на мою почту пришел ответ: сайт у магазина все-таки существует. Переходим на российский домен и видим надпись «Семейный магазин». Здесь только четыре раздела: кухонный, два парфюмерных — для женщин и мужчин, и «Крема», совершенно пустой.
В кухонном отделе есть практически только та продукция, которую мы «рекламировали» жильцам Боровлян. А отдел парфюмерии вмещает лишь по одному экземпляру духов — «Караоке» и Patron.
Вверху сайта значится надпись, что gm-home.ru является официальным представителем Wellberg, Kaiserhoff, MillerHaus на территории Республики Беларусь.
Редакция Onliner направила в офисы Wellberg, Kaiserhoff, MillerHaus запросы, так ли это на самом деле.
Больше никакой информации на сайте нет: ни цен, ни контактов.
Вместо подытога. Деятельность по продаже «МЗ-Промоушен» может вести, если у них есть на это все документы и если ее сотрудники представляются именем своего ООО. В этой же истории такое наименование покупателям ни разу не произносили, главным участником являлся неизвестный магазин «Семейный».
Во-первых, при приобретении товара вы имеете право увидеть документы продавца, которые подтверждают его наименование и право на занятие деятельностью. У человека, который непосредственно подписывает договор от имени продавца, также желательно попросить документы. Они должны подтверждать его полномочия. Сведения о нем должны быть внесены в договор.
Во-вторых, всегда нужно брать чек или другой документ, который подтверждает факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (в том числе предприниматели на рынках).
В-третьих, предъявить претензию по некачественному товару можно и без такого документа при наличии иных доказательств (например, сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличие идентификационных знаков).
И наконец, при отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.
Кроме того, по закону о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах и услугах. Покупатель, которому не предоставили полную информацию о товаре, вправе в разумный срок потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за него денежной суммы.
Сколько таких компаний на рынке, неизвестно. Узнать, кто за ними стоит, практически невозможно, да и стоит ли? Если публика больших городов воспринимает предложения рынка еще критически, то регионам достаточно услышать название «минского» магазина — и любой кошелек открывается качеству столичных вещей. Кто виноват? Наверное, банальный закон спроса и предложения.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by