Ничего приятного в ценовых сравнениях для нас нет уже много лет. Белорусские цены уделывают многие зарубежные аналоги. А когда вы достанете из кармана аргумент про зарплату, то только и останется, что вспоминать, утирая слезу, про низкую «коммуналку» и дешевый проезд в автобусе. Но мы любим боль. Поэтому отправились на главное мировое производство — в Китай. Впереди много интересного. А пока среди сотен улиц Пекина мы выбрали обычную торговую и зафиксировали для вас трукост. Проект подготовлен совместно с «Белгазпромбанком».
Итак, наш сводный брат, друг и партнер, чей язык становится четвертым по официальному признанию. И любые сравнения с Китаем наводят на простую мысль: а с ними вообще можно партнериться или достаточно собирать «крошки», которые страна оставляет на своем пути? Численность населения отличается в 150 раз. 22% мировой экономики против 0,1%…
Судя по тому, что показывают на экранах телевизора, мы пытаемся. А китайцы со своей стороны форсируют собственную внешнеэкономическую линию под названием «Пояс и путь», притягивая, будто огромная планета, всех, кто попадается на пути.
Но в реальной жизни обычных китайцев все эти глобальные тренды не находят никакого отражения. Они пытаются справиться с темпами собственного роста.
Из-за развития технологий и платежей через WeChat китайцы скоро забудут, что такое наличные деньги. Они в совершенстве не владеют (за исключением восточных торговых городов) английским. И работают, добывая свою тысячу долларов средней зарплаты (да, это цифры прошлого года, в этом будет больше). Работать приходится много: нужно ведь наделать товаров не только для себя, но и для Беларуси.
Мы вышли из метро (метро чудесное!) на станции Dongsi и отправились на север по одноименной торговой улице.
На перекрестке — магазин Wumart, оказавшийся трехэтажным гипермаркетом. Нам сюда.
Первая мысль внутри: старый «Рублевский» с низкими потолками и красным брендированием. Только хуже: от такого количества заваленных товаром коридоров и углов любая инспекция в Минске потерла бы ладошки.
Зато с кассами самообслуживания, куда в большинстве своем и идут покупатели с наполненными корзинами.
Давайте посмотрим, что и почем тут продают. Делите цену в юанях на 3,5 (чтобы получилось в белорусских рублях) или на 7 (чтобы в долларах).
Hershey’s в Беларусь мало кто возит, а если американские шоколадки у нас и есть, то примерно в два раза дороже. Яйца Kinder не такие — они в Пекине дешевле всего на 15—20%. Наверное, потому, что игрушки местного производства.
Чай Lipton в количестве 100 пакетиков в Минске стоит вполовину дешевле. Возможно, этим объясняется то, что за две недели мы ни разу не встретили желтые ярлычки в чашках: за эти деньги можно купить 100 граммов местного чая, который в Минске продается как «элитный».
Большие пачки с лапшой — от 2 до 4 рублей.
Безумное количество растительных масел разных купажей, объемов и оттенков. Масло — важная часть китайского рациона.
На втором этаже магазина обращаем внимание на полуфабрикаты «пекинской утки». Стоят в среднем 15—20 рублей за пакет.
И тут внезапно — Kefir! У нас «традиции», «бабушки», «деревенские домики», «коровки на лугу», а здесь кефир — ЗОЖ, молодость и привлекательность.
Китайца с молоком или кефиром в руках мы видели не чаще, чем с пакетиком Lipton. Поэтому отдадим должное коровам, в частности белорусским, и остановимся на «молочке».
Честно говоря, была надежда наткнуться в китайском магазине на что-нибудь отечественного производства. Что, если не молоко со сроком свежести в год, могло доехать до наших новых друзей? Оказывается, мы промахнулись магазином, городом и провинцией. Перелетаем на 1000 километров — в центр Китая, город Ухань. По-нашему это областной центр, только людей здесь живет больше, чем во всей Беларуси. В следующих репортажах мы расскажем о нем подробнее. Пока же вот вам картинка.
На фото — посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый, местное руководство. И ценники — 5—6 рублей за пачку. Белое золото наше.
«Белорусское молоко в магазине стояло рядом с французским вином. Мол, его нужно пить глотками, с наслаждением», — с улыбкой рассказывает сам Кирилл Рудый. На самом деле и спустя время после фото мало что изменилось: магазин по-прежнему гордится молоком и мерчандайзинг на том же высоком культурном уровне, рядом с Эйфелевой башней.
На рекламных плакатах символы Минска, лужайка, коровы и перечеркнутые слова: «добавки», «болезни», «вредные насекомые» (то есть белорусское молоко лишено этих недостатков).
Магазин принадлежит импортеру — компании «Ухань-Азия-Европа». Это чуть ли не единственный поставщик белорусского молока в центральном Китае. В общем, это не столько мы продаем, сколько они покупают. Цифры для Китая (и, рискнем предположить, для брестского производителя) смешные — один-два 20-футовых контейнера в месяц (до 40 тыс. упаковок). Но, говоря официальным языком, «есть огромные перспективы для роста». Китайцы только-только формируют культуру домашнего потребления молока.
Правда, в этом же магазине стоит и польская Mlekovita, подсуетившаяся разлить молоко в актуальные для местного рынка маленькие (по 0,25 литра) упаковки. Поэтому перспективы не такие уж и безоблачные.
— Мы не раз запрашивали у ваших производителей маленькие упаковки, но они отказываются: мало объемов, нет смысла проходить сертификацию, — разводит руками Дзо Лу, замдиректора компании-импортера.
— Правда ли, что все эти поставки для белорусских производителей экономически малоинтересны? — спрашиваем у Кирилла Рудого.
— Это вопрос переговоров. Если наши заводы ждут, что придут и купят все так, как покупают россияне, то… Закупочные цены не такие уж и низкие. А вопрос доставки решается через субсидии, которые дает китайская власть железнодорожным перевозчикам, чтобы они обратно пустыми не возвращались (на Запад-то они едут полными). Поэтому логистика получается такая же по цене, как и морем, но быстрее в три раза: поезд приезжает за 10 дней.
Всего, по информации белорусского посольства в Китае, мы продаем сюда 360 экспортных позиций.
— Все растет в разы, но учитывайте, что база для роста была очень низкая, — аккуратен с оценками посол. — Однако в этом году мы вошли в четверку крупнейших поставщиков сухого молока в Китай. Нужно больше работать с брендом, узнаваемостью. Есть китайские компании, которые торгуют говядиной. Так вот они покупают белорусскую и смешивают ее с австралийской, продавая дороже. Потому что австралийскую говядину здесь все знают, это бренд, а о белорусской впервые слышат.
И еще один любопытный факт: эти самые импортеры белорусской говядины для увеличения спроса и популярности к осени соберут девичью поп-группу, которая будет петь во славу белорусских коров. Название группы, состав участниц и содержание песен пока неизвестны.
Китайское молоко стоит от доллара за 0,5 литра.
Вот сколько стоят птица и свинина. Цены указаны за полкило.
Картошку можно купить по 40 копеек за килограмм. Правда, это на акции. Вот пример листовки.
Яйца (в авоське их штук 15), овощи, фрукты…
В этом же здании находится китайский McDonald’s (в Китае вообще удивительно много любого мирового фастфуда). В меню цены выше, чем у нас. Например, «Биг Мак» в Беларуси стоит 4,8 рубля (7,2 в комплексе).
На улице магазины одежды чередуются с салонами сотовой связи, парикмахерскими, лавками с фруктами и традиционными китайскими кафе. Стоит повернуть голову направо или налево, увидите старые кварталы хутунов — традиционную китайскую городскую застройку.
Но Пекин — столица, город особенно внимательных китайцев. Поэтому стоит вам сделать шаг в сторону, как за спиной раздастся трель: свистит и машет какой-то мужик с красной повязкой на руке, дружинник. Жестами показывает: мол, нечего там ходить. В рамках взаимного уважения, как позже рассказали местные, можно кивнуть и продолжить путь. Китайцы умеют упрямо гнуть свою линию, но допускают и такое же отношение к себе.
Наконец, вот он — магазин мечты с учтивыми продавцами.
Пока в Беларуси свои бьют своих, китайцы даже не отводят в сторону глаз. Эти кроссовки стоят около 14 рублей.
Вот еще пример, где средний ценник составляет 50 рублей. Бренды на любой вкус, но качество не отталкивающее. Если внутреннее чувство достоинства не мешает носить подделки, то 99 человек из 100 не заметят подвоха.
Цены на iPhone мало отличаются от минских. А вот продукция китайских производителей стоит чуть дешевле.
Очень богатый человек припарковался.
Обычные китайцы ходят пешком, пользуются общественным транспортом, ездят на велосипедах и на электроскутерах — исключительно: мы не встретили ни одного с ДВС (как и электросамоката). Купить скутер с батарейкой можно на любой улице. Цены — от 3200 юаней, или 900 рублей.
В каталоге Onliner есть модели и дешевле, но функционал, предлагаемый за эти деньги, конечно, пока отстает. Ждем.
2 рубля за бананы и по 4 за персики с ананасами. Юг…
В общем, на $1000 можно жить.
Дальше будет еще больше Китая: студенты в Ухани, азиатский стритфешен и знаменитый ресторан пекинской утки — прекратим все споры по поводу разделки птицы.
«Белгазпромбанк» выпустил карту UnionPay для расчетов в Китае и других странах Азии. UnionPay поможет избежать неудобств, с которыми сталкиваются белорусы в Китае при оплате покупок другими платежными системами. Кроме того, карта дает владельцу некоторые привилегии: например, скидку до 20% в ряде знаменитых китайских ресторанов или до 60% в магазинах Shanghai Village и Suzhou Village.
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by