ВВП в $100 миллиардов и зарплата в $800. Реален ли план, который ставят белорусской экономике?

 
6421
19 июля 2019 в 15:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

У Беларуси появилась новая экономическая цель: к 2025 году выйти на $100 миллиардов валового внутреннего продукта. По сути, ВВП Беларуси должен вырасти почти вдвое, так как в прошлом году его уровень был около $60 миллиардов. Если через шесть лет цель будет достигнута, то средняя зарплата, по оценкам исследовательского центра ИПМ, составит $800. Реально ли это? Что говорят эксперты Национального банка.

Проблема роста экономики для Беларуси не нова. По данным начальника управления исследований Национального банка Беларуси Натальи Мирончик, последние 7 лет наша экономика развивается очень медленно: долгосрочные темпы роста не превышают 2%. Что касается ВВП в этом году, то пока его рост отстает от прогнозных показателей (4% по итогам года). В первом полугодии рост составил 0,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозу за это время мы должны были выйти минимум на 1,8%.

Причина низкого роста экономики, по мнению Натальи Мирончик, в том, что экономика перестала быть эффективной.

— Если в прошлые десятилетия и количественный, и качественный факторы производительности труда были достаточно высокими, то последние десятилетия мы сохранили высокие темпы количественного роста (наращивания капитала), а вот эффективность труда снизилась. Тут я бы еще хотела обратить внимание на эффективность взаимодействия нас всех в экономике (коммуникации, решение проблем, уровни образования, квалификация, навыки и так далее). Экономика открыта, поэтому снижение темпов — это сигнал к тому, что уровень нашей квалификации и навыков либо недостаточный, либо же такая организация неэффективная, что он неэффективно используется.

Наталья Мирончик связывает проблему неэффективности с рынком труда. По ее словам, белорусский рынок труда негибкий. Он не может адекватно и быстро перестраиваться под шоки в экономике.

— Также он не гибок и с точки зрения зарплаты, так как она достаточно активно регулируется государством, — отмечает эксперт. — Вот эта негибкость рынка труда, с моей точки зрения, сказывается на эффективности всей экономики в целом.

Следствием нашей недостаточной производительности труда является то, что мы теряем отдачу от инвестиций в капитал, она практически свелась к нулю. Виден очень четкий тренд: с 2004 по 2015 год отдача за каждый вложенный рубль инвестиций у нас снизилась: с 60 копеек пришла в область отрицательных значений. Но в последние два года наметились признаки того, что что-то в нашей ситуации может поменяться.

Какой выход предлагают эксперты от Нацбанка?

— Самое главное, о чем нам нужно думать, — это не о количественных показателях роста, а о качественных, — отметила аналитик. — Наши расчеты показывают, что в последние два года наметились признаки положительной динамики в том, что вклад в эффективность труда составил 65—70%. Анализ мирового опыта свидетельствует, что если мы в течение следующих 10—20 лет структурно будем поддерживать качество этого роста, не заботясь о том, на сколько мы выросли, на 1—2%, то качество роста обязательно перейдет в количество и перейдет, я вас уверяю, достаточно быстро. Главное — не повторять тех ошибок, которые мы делали на протяжении последних 20 лет в экономической политике. Тогда мы будем расти и 4%, и 5% в год и сможем и догонять, и обгонять близлежащие страны.

Почему мы должны думать о качестве роста, о повышении нашей эффективности труда? Потому что у нас нет другой альтернативы. Когда мы занимаемся разработкой экономической политики и думаем о мерах этой политики, нам нужно обязательно сделать правильную диагностику состояния экономики в данный момент. Этот анализ показывает, что в настоящее время экономика находится на уровне, близком к потенциалу. В таких условиях монетарные стимулы абсолютно неэффективны. Любое количественное смягчение монетарной политики свыше нормы приведет только к усилению девальвационных и инфляционных рисков. А в условиях высокой инфляции долгосрочный и устойчивый рост просто невозможен.

— Я еще раз хотела подчеркнуть пять главных тезисов. Мы развиваемся инерционно и не гибко, а это угроза повышению уровня благосостояния белорусов в долгосрочной перспективе, — отметила Наталья Мирончик. — Причина — это неэффективная работа, низкая производительность нашего труда. Следствие этой низкой производительности — низкая отдача (или ее отсутствие) от вложенных в экономику денег. Проще говоря, от вложенного рубля мы получаем 90 копеек. Решение есть, это повышение нашей эффективности. Это прежде всего реализация структурных реформ, о которых очень много написано, и в 2015 году была подготовлена дорожная карта этих реформ. МВФ и Всемирный банк приезжают, разрабатывают с Министерством экономики программы и так далее. Нужно повышать эффективность наших государственных предприятий, совершенствовать корпоративное управление, разделять право собственности и регулятора на госпредприятиях, увеличивать диверсификацию экспорта, демонополизацию экономики — все это правильные вещи. Но самое главное — чтобы поменять производительность труда, нужно поменять свое отношение к труду. Нам нужно как можно скорее ослаблять разрыв между нашими навыками, нашей квалификацией и занимаемыми должностями в сравнении с более развитыми странами. Чтобы этот разрыв минимизировать, необходимы инвестиции в образование, в повышение квалификации той рабочей силы, которая сейчас уже существует на рынке труда.

Много глобальных индексов, в которых мы занимаем достаточно хорошие позиции, но в индексе глобальных инвестиций мы занимаем 78-е место из 120 стран, а по эффективности инноваций мы занимаем 119-е место из 126 стран. Чтобы повысить эффективность инноваций, прежде всего нужно вкладывать деньги в развитие человеческого капитала, мы принимаем решение, мы решаем, как мы будем эти инвестиции использовать и применять.

Что касается технологического наверстывания. Мы не обязательно должны вкладывать деньги, чтобы покупать какие-то сверхъестественные технологии. Сейчас нам нужно хотя бы использовать то, что существует на рынке инноваций. Если мы их будем эффективно использовать и применять те бизнес-модели, коммуникационные и информационные технологии, которые сейчас существуют на рынке, то это технологическое наверстывание будет происходить само собой.

Последние два года нашего развития показывают, что все возможно и мы на это способны. Сейчас главное — это обращать внимание на качество роста. 

Еще важно помнить, что не любой рост экономики можно сделать за счет монетарной  политики. Она не всесильна. Достижения последних лет нужно крайне беречь: ценовая и финансовая стабильность — это залог устойчивого роста в долгосрочной перспективе.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!