Актер Иван Трус: быть алкоголиком в нашей стране — выгодно

02 июля 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Актер Иван Трус: быть алкоголиком в нашей стране — выгодно

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Иван Трус — актер Национального академического театра имени Янки Купалы. Родился в 1984 году в Узде, в 2006 году окончил Белорусскую государственную академию искусств. Имел серьезные проблемы с алкоголем, но в какой-то момент смог остановиться. Уже пять лет не пьет.
Представьте себе ситуацию: сотрудник IT-компании или, например, токарь на заводе пропадают и несколько дней не выходят на работу. Наконец объявившись, они рассказывают: «Вы знаете, я просто очень устал и решил дать себе возможность отдохнуть, чтобы сейчас вновь отдать все силы любимой работе». Что их ждет? В лучшем случае — увольнение по собственному желанию. А теперь давайте немного переиначим эту историю и предположим, что свое отсутствие программист/токарь, тяжело вздохнув, объяснили запоем. Я уверен, что в этом случае им дадут как минимум еще один шанс.

Потому что ситуация, при которой человек напивается до беспамятства и портит жизнь родных и коллег, для многих привычна и понятна. Алкоголика будут долго терпеть, многое ему прощать, если он станет хамить, обличать кого-либо и нести околесицу, его выходки вряд ли воспримут всерьез. А вот принципиальному человеку, трезво и честно говорящему в глаза неприятные вещи, отстаивающему свои интересы, наверняка повезет меньше с пониманием коллег.

Все указывает на то, что быть алкоголиком в нашей стране выгодно. По крайней мере, если твои планы на жизнь достаточно непритязательны. Просто плыть по течению жизни проще, когда все «смазано» алкоголем: ты не будешь сильно выбиваться из коллектива, у тебя всегда под рукой будет универсальный способ построения коммуникации, многие твои поступки, совершенные под воздействием алкоголя, люди могут воспринимать как неудачные попытки и давать возможность все переиграть.

Вы думаете, я все излишне драматизирую? Да ни на секунду!

У нас напрочь отсутствует культура пития, вероятность того, что человек напьется случайно, настолько высока, что практически каждый может вспомнить подобный случай из своей жизни (очень многие — далеко не один), войти в положение, понять и простить.

Быть пьяным во время совершения преступления — отягчающее обстоятельство только с юридической точки зрения. Для большинства же это повод простить, ну или хотя бы понять: «Так он нормальный хлопец, если бы не выпивал...»

 

Что автоматически происходит с большинством среднестатистических белорусов мужского пола, у которых родился ребенок, умер родственник, пришла зарплата на карточку? Правильно — они идут пить.

В последнее время я заметил, что, каким бы магазин ни был — большим или маленьким, до трети его площадей будет отдано под стеллажи с алкогольной продукцией. На полках может не быть туалетной бумаги и мыла, но там обязательно будет яркий большой ассортимент пива, водки и вина.

Социальная реклама много рассказывает о вреде курения, аморальности неуплаты налогов, необходимости обозначить себя на дороге светоотражающими элементами, но нарочито скромно обходит тему катастрофического вреда, который приносит алкоголь и алкогольная зависимость. И это — в одной из самых пьющих стран мира...

С алкоголем вроде как борются, его даже обещают убрать с глаз долой, но на самом деле всего лишь переливают в другие упаковки. Буквально сегодня в магазине видел плодово-ягодное вино, которое на скидке (!) стоило 1,99 рубля за пол-литра. Это даже дешевле, чем литровая упаковка хорошего молока! Рядом — кафе. На входе написано: при заказе бутылки вина производства РБ вторая бутылка — бесплатно. Это просто жесть какая-то!

Я систематически, перманентно уходя в полноценные запои, употреблял алкоголь с 21 до 31 года. За это время со мной произошло множество бед: меня выгнали из театра, я разошелся со своей первой женой, у которой остался мой ребенок, было еще много всего темного и печального. В каждую из этих бед свою немалую лепту внес алкоголь.

Многие мои родственники и близкие люди — медики. Они всеми силами боролись за меня, переживали, пытались помочь. Но как только я выходил из дому, на моей стороне был всемогущий и влиятельный союзник — государство. Оно продавало мне алкоголь с раннего утра до позднего вечера в любом, даже самом маленьком магазинчике в шаговой доступности за мизерную цену.

Сейчас в спектакле «Увидеть розового слона» я играю человека, который страдает алкогольной зависимостью. Эта проблема очень сильно усугубляет его психическое здоровье. Кажется, что хороший джин может заменить ему нехватку любви и скрасить одиночество. Причем здесь розовые слоны? Это известная метафора: люди верят в то, чего на самом деле нет.

Фраза сродни нашей «поймать белку» или «сесть на белого коня». Алкоголь — наш национальный фантомный друг, родственник, психолог и доктор. Мы все говорим о том, что пора идти на него войной, но в глубине души воспринимаем эту войну чуть ли не как братоубийственную.

Поэтому я очень сомневаюсь, что в обозримом будущем просто так, на пустом месте белорусы возьмут и изменят свой идеалистический взгляд на алкоголиков и алкоголизм. Поэтому мне кажется логичным, что именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в ужесточении отношения к алкоголикам, алкогольной продукции, действиям, совершенным под влиянием алкоголя. Зачем строить ледовые дворцы и футбольные манежи, если в барах, расположенных в них, массово бухают люди? О какой спортивной нации идет речь? Наличие в магазинах «вкусного и недорогого» по 1,99 и акций «две по цене одного, только бери!» я считаю преступлением против народа, который настолько свыкся с жизнью рядом с алкогольным угаром, что сам уже просто не видит никаких альтернатив.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by