Смартфон предсказывает желания, а люди разучились жить без интернета. IT-директор о трендах в высоких технологиях

9768
18 июня 2019 в 13:50

Смартфон предсказывает желания, а люди разучились жить без интернета. IT-директор о трендах в высоких технологиях

Не возникало ли у вас ощущения, что мир раскололся надвое: одна его часть продолжает пить кефир, думать, как вырастить помидоры на даче и накопить на Passat, вторая уже почти полностью переместилась в виртуальное пространство — чистое, светлое, сытое и богатое. И две эти реальности как будто не связаны друг с другом. «Облачные» технологии, нейросети, «умные дома» — все эти яркие явления относятся к жизни только немногих молодых людей: хипстеров, айтишников и гиков. Уделом большинства остается картоха и скидки в магазине. Конечно, это не так. Мы вам попробуем показать на простых, конкретных примерах, насколько глубоко высокие технологии проникли в жизнь каждого отдельного жителя страны. А также попугаем скорым будущим.

В качестве отправной точки возьмем именно «облачные» технологии. Эта отрасль IT сегодня стоит на передовой большинства самых прорывных идей, которые, собственно, уже сейчас меняют нашу с вами жизнь. Помимо этого, пора констатировать факт — в цифровых «облаках» мы увязли по самую макушку, и пора бы поговорить о том, чем нам это грозит (а угрозы существуют, и они становятся реальнее с каждым днем). И наконец, обсудим очень важную тему — что происходит с обществом, где интернет — жизненная необходимость, сравнить которую скоро без преувеличения можно будет с электричеством и водопроводом.

Кто это?

Разбираться во всем этом нам поможет IT-директор компании ActiveCloud Руслан Райкевич. Можно сказать, что он занимается высокими технологиями всю свою сознательную жизнь. Работал на руководящих должностях в телекоммуникационном бизнесе. Десять лет занимается развитием «облачных» сервисов, систем и хостингом. В свободное время Руслан своими руками создает умные приборы, чтобы сделать жизнь лучше.

О чем тут речь?

Про настоящий «умный дом»

— Кругом говорят о цифровой революции, но обыкновенные пользователи гаджетов не замечают каких-то глобальных изменений. Давайте рассмотрим для примера концепцию «умного дома», она сегодня везде на слуху, но возникает ощущение, что дальше глобальных идей, ориентиров дело не пошло.

— Я ожидаю, что в скором будущем, с текущим развитием технологий мы получим концепцию «умного дома» уже не в виде какой-то фантастической идеи, а в качестве совершенно обыденной реальности. Умные холодильники, умные тостеры, умные бойлеры, умные кофеварки... «Умность» станет предметом базовой комплектации любого девайса и бытовой техники, но надо понимать, что на самом деле это означает.

Еще 10—15 лет назад мы представляли себе ситуацию: для того, чтобы сделать вещь «умной», необходимо напихать в нее кучу комплектующих, которые позволят принимать и обрабатывать получаемую информацию.

Сегодня устройству достаточно только принимать информацию, обрабатывать ее можно в облаке. Модуль, который позволит это сделать, можно заказать в Китае по 1 доллару за штуку. Вот тебе и вся фантастика.

Понятно, что в итоге, когда рано или поздно все вещи — начиная от розеток и заканчивая зубной щеткой — станут умными, мы не будем настраивать каждую из них по отдельности. Скорее, это будет выглядеть так: решив завтра приготовить пиццу, я найду в смартфоне рецепт. Холодильник автоматически проверит ингредиенты и закажет недостающие с доставкой, которая будет выполнена с ориентацией на ваш рабочий календарь. Температурная программа загрузится в духовой шкаф, а на планшет будут выведены рекомендации по готовке и, конечно, реклама пиццерий, которые готовы предоставить вам аналогичный продукт, если вы решите все же не заморачиваться с готовкой.

Все эти процессы, повторюсь, будут происходить в электронных облаках, а не на девайсах в вашем доме. Думаю, что в них уже сегодня собрано достаточно информации для выполнения описанного выше сценария. Холодильник, конечно, не считает количество оставшихся яиц, но предположить, что их осталось мало с момента последнего заказа доставки на дом, уже вполне возможно.

Когда мы говорим про некую концепцию «умности», имеем в виду не отдельные девайсы, каждый из которых способен творить чудеса, а про целую инфраструктуру, где работа сообща делает нашу жизнь проще и легче. Сейчас функции «умного дома» скорее ограничиваются не конструктивными особенностями, а полетом нашей фантазии.

— Получается, если раньше вопрос состоял в том, чтобы придумать, как дистанционно включать и выключать утюг, то сегодня главная проблема — как заставить всю эту массу умных вещей работать слаженно?

— По большому счету да. Плюс к этому они должны скорее не просто удовлетворять ваши желания, а предугадывать их. Когда я вчера садился вечером в машину, навигатор сразу сказал: «Предполагаемое время дороги до дома такое-то». Я не спрашивал его об этом, он просто сопоставил факты — мой график, предыдущие маршруты, время — и предположил, что я еду домой. Все технологии стремятся к тому, чтобы человек выполнял с ними действие в одно слово, движение, используя один жест. В идеале — и жестов никаких не надо, все как бы происходит само собой...

Последний шаг до полного погружения в сеть  надежность

— 20 лет назад в любой минской квартире хранились свечи или даже керосиновые лампы. Электричество на тот момент уже было совершенно нормальным и привычным явлением, но все же, исходя из «свечных запасов», люди ему не доверяли на сто процентов. Эволюция в сознании произошла — сейчас свечей уже почти ни у кого нет.

Не происходит ли нечто подобное и с интернетом? Он стал необходимостью, но пока такой, в постоянство которой далеко не все верят. Быть может, последний шаг к переходу на «умный дом», к полному доверию электронным облакам и т. д. — это не столько высокоскоростной, сколько гарантированно стабильный (как наличие в розетке электричества) интернет?

— Полностью поддерживаю, кроме одного — мы уже пришли к такой стабильности. Если есть где-то еще недочеты, они будут убраны в ближайшие годы. В Англии уже сегодня интернет отнесен к сервисам первой необходимости, он должен присутствовать в жизни человека наравне с электричеством и водопроводом.

— Вы, наверное, все же обобщаете и говорите только о крупных городах. Хотя и в них сегодня далеко не все так радужно с доступностью и со стабильностью — станьте возле любого многоквартирного дома, десятки буквально сидят друг на друге, и эта «теснота» не может не сказаться на качестве связи.

— Не соглашусь с вами. Во-первых, в Беларуси стабильность доступа в интернет на очень и очень хорошем уровне. Постоянно езжу по Минской и Гомельской области. Так вот таких мест, где есть проблемы со связью, очень мало. Только если свернуть с трассы и углубиться в лес. Да и то чаще всего 2G или EDGE «добивает». Поговорите с людьми, живущими в Европе, в некоторых штатах Америки, и вы с удивлением узнаете, что качество и доступность интернета там в разы хуже, чем у нас. Мы привыкаем к хорошему быстро и теперь возмущаемся, что это хорошее — не идеально.

Что же касается больших городов… Посмотрите, как забиты в Минске парковки. Когда проектировали хрущевки и «сталинки», никто не думал, что в столице будет столько машин. То же самое происходит сейчас и с технологиями. Конечно, ожидался бум беспроводной связи, но никто не думал, что он будет настолько серьезным и в каждой квартире появится своя точка беспроводного доступа. Но проблема решается. Например, есть Wi-Fi на частоте 5 гГц — это более широкий диапазон с возможностью подключения большего числа устройств. Это идеальное решение для квартир. Он сейчас активно внедряется. Если у вас есть проблемы с «теснотой», попробуйте такой вариант, я думаю, это поможет.

Смартфоны-флагманы останутся актуальными, даже когда мощность будет не нужна

— Если все будет рассчитываться в облаках, то зачем нам мощные устройства: игровые приставки, смартфоны, планшеты, ноутбуки? Получается, что Microsoft, Google Apple и другие компании рубят сук, на котором сидят? Можно ли предположить, что облака станут «убийцами» технологичных устройств?

— Не думаю, что так произойдет. Облака не повредят продажам топовых устройств, а скорее будут работать с ними параллельно. Да, при новой парадигме интернета смартфоны не обязательно должны быть мощными, обладать большим объемом памяти, все их недостатки могут компенсироваться облаком. Но ведь у них есть много других интересных модулей, которые нельзя просто заменить наращиванием мощности вычисления «по удаленке».

Возьмите один из вечных трендов на рынке смартфонов — погоня за качеством фотосъемки. Камеру нельзя заменить облаком, точно так же, как различные датчики артериального давления, гироскопы и другие функциональные модули. Весь контент и приложения в будущем будут отдаваться из облака. Но при этом останется физическое устройство — например, смартфон, который будет взаимодействовать с банковскими терминалами, делать фотографии, считывать артериальное давление, проверять глюкозу в крови... Это понимают производители, поэтому вы можете заметить, как многие из них уходят от гонки мощностей в сторону развития нового функционала и модулей.

Если вас устраивает, как снимает смартфон за $50, — отлично. Думаю, что очень скоро производительность перестанет быть его «узким местом». Но если вам понадобится регулярно контролировать свое давление и пульс, совершать другие медицинские исследования — готовьтесь платить за смартфон хорошие деньги и дальше.

Есть персональные носимые устройства, которые можно развивать еще до бесконечности. Я уверен, что производители топовых процессоров останутся на плаву, они будут делать железо для дата-центров, а создатели видеокарт переориентируются на серверные решения для игрового стриминга.

Будущее: не успел подумать  тебе уже сделали

— Можно ожидать невероятного технического прорыва в ближайшее время? Куда производители техники могут зайти за 10 лет?

— Как бы это пафосно ни прозвучало — все будет развиваться во благо комфорта потребителей. Не из соображений альтруизма, а потому, что комфорт легко продавать. Проще говоря, нам будут звонить в дверь, а голосовой помощник тут же подскажет, что пришел участковый или сантехник, он уже заходил раньше, но ему никто не открыл. Искусственный интеллект, который сейчас находится в облаках, научится, по сути, опережать наши мысли. Не успеем мы подумать о своих желаниях, а они уже исполнятся. Смартфон как портативное универсальное устройство будет все более прочно занимать позиции в нашей жизни. Я сужу по себе, потому что все реже и реже открываю дома ноутбук, чтобы поработать. Мне достаточно смартфона — это и интернет, и управление «умным домом».

— А вводить текст и команды мы будем голосом (нам об этом уже рассказывали)?

— Конечно. Через 10 лет можно будет забыть об экранной клавиатуре. Хотя довольно сложно представить, как мы будем диктовать личные сообщения в кругу коллег или в общественном транспорте. Возможно, рукописный ввод сохранится, но преобладать будут голосовые команды и общение с электронными ассистентами. Голосовые технологии быстро развиваются в связке с искусственным интеллектом, и это выводит коммуникацию человека с техникой на совершенно новый уровень.

И конечно, дополненная реальность. Как средство визуализации информации она кажется очень перспективной. Хотя технология еще явно сырая, чтобы уверенно говорить о ее повсеместном применении даже через 10 лет. Пока мы с помощью телефона уверенно можем найти созвездия или воспользоваться виртуальной линейкой. Этого мало, чтобы вывести дополненную реальность в авангард.

Про возможность цифрового апокалипсиса

— Будущее, где ИИ, живущий в электронных облаках, предугадывает наши мысли и желания, немного пугает…

— Даже самые позитивные перемены нас всегда будут пугать, особенно если они в корне меняют устоявшийся жизненный уклад. Стоит оговориться, что возникающие удобства все же порождают потенциальные проблемы. Какие? Это вопрос автономности человека и его безопасности. Когда появились калькуляторы, люди разучились считать в уме.

Точно так с появлением Google люди перестают полагаться на свою память. Сейчас со встроенными в телефон кошельками носить с собой деньги, по сути, и не нужно. Но если вдруг телефон сломается, сядет или его украдут, то ты остаешься и без кошелька, и без связи. Подступает паника.

Мы лишаемся навыков выживания без этих технологий. Всегда остается небольшой процент вероятности выхода из строя дата-центра, атаки на DNS-серверы, прекращение работы критичного сервиса. В этот момент начинаются проблемы.

— Вы хотите сказать, что начинается апокалипсис. Страшно представить, что будет, если отключатся, например, все серверы Google. (А это случается, последний раз проблемы с Google Cloud отмечались в ночь со 2 на 3 июня — интернет-пользователи несколько часов не могли воспользоваться сервисами YouTube, PayPal и Gmail.)

— Наши дети, которые уже растут на цифровых сервисах, могут оказаться в страшной опасности в таких ситуациях. Сейчас за многих людей думает и помнит интернет. А теперь представьте будущее, где еду варит умная кастрюля по рецепту из сети, а огонь в камине загорается по расписанию. Вдруг в один момент все это перестает работать, и людям нужно самостоятельно заботиться о себе, научиться разжигать костер или искать пропитание, не заказывая его через интернет.

— Облака делают человека беззащитным?

— Они выступают доброжелательным посредником, который «завязывает» все действия человека на себя. Растет поколение, которое не умеет выживать без облаков. Я не уверен, что через 10 лет именно Google будет в лидерах, чтобы переживать за отключение его сервисов. Это может быть любая другая компания, стартап, который сегодня только родился в голове у молодого парня. Помимо этого, разговаривая о транснациональных компаниях, предоставляющих информационные услуги, учитывайте, что отключение их сервисов может быть не только аварийным, но и спланированным. Если происходят локальные конфликты или военные действия — сервисы любой крупной компании, будет это Google или какая-то другая, могут отключить сознательно. Это ведь предмет манипуляции.

— Получается, что компания, которая владеет массовыми сервисами, обладает властью большей, чем правительства отдельных государств?

— Естественно, рассказы фантастов о правящих корпорациях — близкая реальность. Все идет к консолидации — мелкие компании будут объединяться в крупные. И эти крупные компании будут обладать потенциальной возможностью управлять миром. Все зависит от того, насколько они этого захотят и смогут воспользоваться возможностью. Не только мы с вами сейчас об этом рассуждаем. В некоторых странах пытаются заменить внешние сервисы локальными, на случай отключения интернета. Как айтишник я понимаю, что отключить любую страну от интернета не очень сложно. Если возникнет реальный конфликт, это может быть сделано. Поэтому государство должно делать ставку в том числе и на локальные сервисы, иначе оно очень быстро становится полностью зависимым от корпораций и услуг извне.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by