«Ни в коем случае не едьте по дороге из Пермети в Корчу». Мы сидим в кафе расплавленной солнышком Тираны, лениво гадая на проезжающих мимо автомобилях: «мерс» —не «мерс». Коммерсант нагнетает: «Таких ужасных дорог в Европе ты больше не найдешь». Но у меня горят глаза. Потому что ну ее, эту вылизанную Европу, по которой задают стандарты. Море и пляжи — скука, курорты — для извилистых инстаграмщиков, а запретная и ужасная настоящая Албания точно прячется вне хайвеев и лежаков. Давайте ее отыщем и слопаем! В этой статье, продолжающей совместный с туроператором «Аэротрэвел» балканский цикл, — история о переезде в неизвестность и яркие фотографии республики, которая сохранила идентичность.
В первой статье цикла мы сделали обзор албанских курортов, полистали меню в кафешках и попытались понять, есть ли смысл ехать сюда на отдых. Сегодня не будет пляжей, девушек в бикини, лазури, но будет естественная красота без макияжа и фотошопа, ради которой (как по мне) в Албанию и надо лететь.
1. Нас отговаривали ехать по трассе из Пермети в Корчу, а далее в Охрид, потому что это одна из самых диких и опасных дорог страны, на реконструкцию которой пока не хватило денег. И вряд ли они найдутся: слишком безлюдные там места. Но нам нужно было ехать по нашему балканскому кольцу. Редкие русскоязычные отчеты говорили о том, что эта дорога формирует одно из сильнейших впечатлений от Албании. Проехавшие тут ранее ребята не солгали.
2. Поворачиваем с трассы на Гирокастру в сторону Корчи. Вот она, дорога SH75 — произведение албанского природного искусства. Поначалу никаких опасностей, просто узкая трасса, где можно долго ехать за автобусом и грузовиком. Просто красота по сторонам. 10 из 10.
3. За несколько часов езды страна показывает вам кино про себя: холмы, поросшие зеленой травой, с быстротечными реками в долинах, суровые горы с белыми снежными шапками, густые хвойные леса…
4. Машин все меньше. Но движение интенсивное. Вот мужик подрезал нас слева, не показав сигнал поворота. Потому что мужик ездит здесь на осле, а сигнала у того нет.
5. Тонны колорита по бортам — для нас. И обычная жизнь небогатой страны, которая идет своим чередом, законсервированная холмами, оврагами, горами, отдаленными от цивилизации.
6. Пожилые мужчины едут куда-то в кузове грузовика. Чуть позже заметим, что таких грузовиков несколько. С трудом обойдем их на прямых участках. Оказалось, что мужчины едут в ближайший «райцентр». На похороны.
7. Трасса становится у́же. Веселье начинается за Пермети. Дорога узкая, иногда пропадает асфальт. Отбойники — редкость. В некоторых местах ползем, потому что страшно: пропасть. А вокруг — поразительная для жителя переполненной Европы тишина. Трафика почти нет. В этой тишине и пустоте растворяешься полностью. Забываются начальство, президенты и министры, коллеги, жены, дети. Только ты, дорога, тачка — и горы-друзья. Они красавцы, молчат, не портят впечатление.
Ближе к Корче встречаются немецкие велосипедисты. Эти ребята колесят здесь в поиске бункеров. А когда находят, бегают вокруг и радуются как дети, танцуют свои немецкие танцы. Трясут камерами.
8. Эта трасса однозначно достойна того, чтобы по ней проехать. А вот и агротуризм по-албански — обязательная для всех путешествующих по SH75 остановка в Farma Sotira. Конкурентов у этих ребят нет, но цены более-менее честные: €2 за греческий салат, €5 — порция форели на гриле. С гарниром.
9. Еще красота из этих краев. Термальные источники Benje расположены близ Петрана. Поворачивать с трассы по указателю. Это природный водоем, особый колорит создает присутствующий на всех фотографиях османский мост, построенный в 1760 году. Называется Kadiu Bridge.
Всего здесь несколько источников с температурой воды от 26 до 32 градусов. Один источник служит для лечения желудочных заболеваний, другой — кожных. Вокруг никакой инфраструктуры, спа, лечебниц, прочей мишуры. Если приехать рано утром в несезон, вы и вовсе будете одни. В таком случае место однозначно стоит рекомендовать. А вот автобус туристов кардинально меняет впечатление. Через пару секунд на этих фото будет несколько десятков человек. Удираем.
10. Оставляем самую красивую дорогу страны и переносимся ближе к Саранде. Одна из раскрученных достопримечательностей по пути на курорт — карстовый источник Syri i Kaltër («Голубой глаз»). Ключ (памятник природы) бьет из глубины, которую исследователям доподлинно установить не удалось. Не меньше 45 метров. Вода холодная — около 13 градусов. Раньше в «Глаз» прыгали с берега, сейчас мы аттракциона не заметили.
Место агрессивно туристическое. Имеется общепит. Продают сувениры. За проезд берут что-то около €1 с небольшим. Если есть время, можно заехать. Но можно и не заезжать.
11. Если вы отдыхаете в Ксамиле, стоит заглянуть в археологический музей-заповедник Бутринт (или Бутринти, говорят по-разному). Раскопки включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К античному городу еще в 1959 году была проложена асфальтовая дорога. Сделали это в честь приезда в Албанию Никиты Сергеевича Хрущева. Между странами уже тогда было почти никак. Близился окончательный раскол. Не скрывая пренебрежения, Хрущев бросил во время экскурсии, обращаясь к советской делегации: «Выкопаем и выкинем в море всю эту мертвечину. Можно построить идеальную базу для наших подводных лодок. У нас будет идеальная и самая надежная в Средиземноморье база».
Ничего идеального, как известно, у Никиты Сергеевича в жизни не выгорело. А Бутринти стоит. Здесь людно.
12. Ускоряем наш галоп. Обязательный к посещению город Албании — Берат. Его центр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Берат гиды прозвали «городом тысячи окон».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Maribeth (@mauimbt)
13. Наконец, Гирокастра. Здесь родился албанский лидер Энвер Ходжа. И это один из самых красивых городов в стране. Тоже в списке ЮНЕСКО.
Гирокастра известна цитаделью XII века. В замке сейчас странноватый музей, в котором и пушки, и самолет, но вообще — шикарные виды, ради которых и стоит сюда подниматься.
Музеем считается весь город. Особо ценна его сохранившаяся уникальная застройка в виде османских домов башенного типа. А еще здесь продают буреки по €0,5 за штуку.
Немного простой жизни города.
В мае в центре шел активный ремонт. Меняли асфальт. Готовились принимать толпы туристов. И в Албании магия ЮНЕСКО творит чудеса — количеству посетителей рядом со знаковыми объектами Беларусь может завидовать завистью цвета скатерти, коих много у бабушки фотографией выше. И кто здесь самая закрытая страна? На А и Б рассчитайсь!
14. Проехав по глухим и не очень местам Албании, мы лишь однажды встретили неприветливость местных. Человек на транспортном средстве остановил колонну, схватил палку, крутил ее, бежал в нашу сторону. Пришлось жать на газ. Ослы отстали. Мы выдохнули. Но это лишь досадное недоразумение. Читаем дальше рассказ бывших минчан, проживших в этой стране несколько лет. Удивляемся количеству эпитетов.
Алексей и его жена Ирина переехали из Минска в Дуррес больше четырех лет назад. Из столицы государства в центре Европы — во второй по величине город Республики Шкиперии, которая совсем не IT-страна. Это серьезно.
Алексей: Все случилось просто. Мы съездили в Албанию на недельку отдохнуть. Ехали на машине из Беларуси. Понравилось. Через какое-то время решили переезжать. Я программист, работаю удаленно. Откуда работать, мне не важно. А страна зацепила. Может быть, тем, что здесь ты оказываешься вне обычных порядков. Вот в Черногории все говорят на русском. Это неинтересно. Какой смысл уезжать, если ты не меняешь среду?
В Албании очень мало постоянно проживающих граждан РФ. Белорусов можно по пальцам пересчитать. Причины две: много предрассудков и трудно выучить язык.
С языком реально беда. Вот мы почти пять лет живем и языка толком не знаем. Только на элементарном уровне. Слушаем уроки, но этого мало. Язык очень специфический, ни на какой другой не похож. Выучил что-то — и тут же забыл. Говорят, он происходит от древних иллирийских. В общем, дико сложно. Проще освоить итальянский и общаться с местными на нем. Итальянский здесь знают почти все. От Италии Албания зависит материально.
Со страхами и стереотипами все сложнее, чем с языком. Но без страхов и шарма у Албании бы не было.
Алексей: Давайте о главном стереотипе: тут кругом обманщики, злодеи и преступники. Чушь! За столько лет нас обманули один раз. Кода приехали, ставили дома кран. И вот содрали $100. Потому что мы не знали цен. Вот и все злодейства.
Ирина: В Минске у нас квартира в Заводском районе. В час ночи мне стремно выйти на улицу. А здесь — нет. И в час, и в три приходилось выходить. Никакого страха. Плюс еще всякие их особенности. Албанец никогда не зайдет в лифт с чужой женой, если ее мужа нет рядом. Еду одна, он подождет. Не сядет на заднее сиденье в машине. У них по этому поводу пунктик. Наш сосед женат на русской. Как-то муж уехал в командировку. Говорю соседям: заходите в гости. А он: нет, ты что, не положено, у тебя же хозяина дома нет.
Алексей: Я говорил с местными, которые, кстати, многие даже машины не закрывают: почему тут нет мелкой преступности? Ответ такой: если кого-то поймают, то будет позор на весь клан. А они живут кланами. Кланы большие. И общественное порицание хуже тюрьмы. Особенно если дело касается туриста. Это вообще, по их меркам, дно — обидеть гостя. Поэтому спокойно.
С наркотиками борются. Наркотики и мафия у них начинаются за рубежом. Вот там среди албанцев и преступность, и все прочее. Отсюда и репутация.
Ирина: Когда мы первый раз ехали на отдых, я думала, что едем в Грецию. А потом муж удивил. Было страшно. Думала, что здесь женщины в парандже. Ну и все в таком духе. А оказалось, что страна спокойная. И люди доброжелательные. Всегда готовы помочь.
Алексей: Я думал, что они гораздо более религиозные. А они на 95% атеисты. Вообще не заморачиваются. Турция — гораздо более религиозная страна. В разы. Мне вообще сложно назвать какие-то вещи из тех, которые здесь не принято делать. Ну, может быть, не стоит ходить в плавках по городу. Если это не курорт. Хотя туристу точно не сделают замечание.
Ирина: Да глупости! Никому не сделают. Я тоже переживала, мол, только длинная юбка нужна, никаких коротких шортов. А потом увидела, какие шорты позволяют себе местные красотки. И перестала заморачиваться. Условностей тут минимум, поверьте.
Алексей: Мужчины в Албании выпивают. Могут с утра начать ракию тянуть. Но чтобы в хлам — очень редко такое. Не принято.
Алексей: Отличное. Когда местные в возрасте слышат русскую речь, начинают тут же вспоминать язык. У многих хорошие воспоминания. Чьи-то родители 60 лет назад учились в Ленинграде, Москве, Киеве, Минске. Кто-то учил язык в школе.
Тем, кто помоложе, все равно. Они люди мира. Редко кто знает, где находится Беларусь. Зачем знать?
Алексей: В Дурресе удобно жить. Все есть: цивилизация, магазины, быстрый интернет. Но больше ничего. Пляжи грязноватые. Порт. Я возле дома купаюсь каждый день, но на отдых мы ездим в сторону Саранды и Ксамиля.
Когда мы сюда приехали, цены на жилье были ниже. Маленькую студию на второй линии можно было за €35 тыс. взять. Сейчас это будет €40—45 тыс. Мы купили квартиру побольше: 70 «квадратов» — жилая, 20 — балкон. Сейчас такая будет стоить под сотню тысяч. Купить жилье не проблема, главное, не связываться с нашими бывшими соотечественниками.
В Албании гремел и продолжается строительный бум. Они рассчитывали, что очень много будет туристов, приезжих. Наш дом вот наконец заселился. Очень долго половина квартир пустовала.
Новые дома строятся. Потом жилье сдают туристам. Кто-то приезжает на зимовку. Зима здесь не самая приятная, сырая. В квартирах градусов 15, нужно ставить кондиционер на обогрев. Но весна и осень — великолепные. Апрель, май, июнь и все осенние месяцы — это сказка. Солнце, тепло, можно купаться. Капля людей. Кайф.
Из того, что здесь удивило, — великолепная медицина. Не думал, что она такого уровня. Кабинеты дантистов — самые современные. Практически любая пломба — $20. Если что-то сложное, то будет такая же цена, как в Беларуси. Ну и продукты. Они натуральные, недорогие и действительно вкусные.
Алексей: Испугались в Тиране? Они нарушают правила, и это нормально. Велосипедисты и пешеходы в этой стране выпрыгивают на тебя со всех сторон, как в компьютерной игре. В городах скорость ограничена 40 км/ч, а мы едем 20, чтобы ничего не случилось. На трассах типичное поведение — бить дальним светом, чтобы пропустили. Мы себе тихонько по знакам, а они 120—150 жмут. Может, у них полиция в родне. И каждая вторая машина требует уступить дорогу!
Ирина: К иностранцам полиция относится уважительно. Когда мы ехали первый раз, нас тормозили — и тут же отпускали. Могли бы за ремень сзади оштрафовать, но не стали. «Давай-давай, проезжай».
Алексей: История про Mercedes и жесточайшую любовь к ним больше не актуальна. Сейчас это нормальная страна — берут машину, которая нравится и подходит по цене. С автомобилизацией проблемы. Парковку найти очень сложно. В Дурресе иногда и платные все заняты. Мы гоняем на велосипедах — так часто проще и быстрее.
Из местных особенностей — они бережно относятся к технике. Что у них есть — старые мотоциклы, велики, мопеды, — все это они чинят и пользуются до последнего. Традиция.
Ирина: Начну с мелочи: они неторопливые ребята. Как настоящие южане. Договоришься с албанцем на девять, он может в десять прийти. Мы все дерганые, переживаем, а они спокойненько так по жизни бредут.
Но есть штуки гораздо более неприятные. Я не могу понять их отношение к домашним животным. Здесь очень много бездомных собак. Иностранцы приезжают, начинают подкармливать, а албанец, когда идет по улице, может пнуть ногой или даже камень бросить. Были случаи, что перед сезоном массово травили собак. Я уточняла у знакомых: откуда такое отношение? Оказывается, у них просто не принято было дома питомцев держать. И отношение характерное.
Алексей: Бесит мусор. У них отсутствуют внутренние ограничители. Здесь в порядке вещей покурить и швырнуть под ноги пачку. Или бумажку бросить в красивое ущелье. Нет штрафов, нет культуры. Только постепенно ее пытаются внедрить. Думаю, причина — в миграции сельских жителей в города. В Тиране раньше проживало 200 тыс. человек, теперь 1 млн. В Дурресе было 50 тыс., сейчас 250 тыс. И деревню они привозят в города вместе с собой.
Алексей: С зарплатами в стране не очень. Пенсии маленькие, €100. Средняя зарплата, может, €300.
Елена: Но они крутятся. Сложно понять, откуда столько крутых машин на улицах — все эти Infiniti, Porsche. В сельской местности много приличных домов. Надстраивают вторые, третьи этажи. Откуда деньги? Из каких источников? Вопрос.
Алексей: Местный бизнес здесь заточен под Facebook. Собственные сайты делать не принято. В целом интернет не очень развит. Как и электронная торговля. Купить что-то онлайн пока тяжеловато. Да что там купить — список автобусных маршрутов в Тиране и то непросто найти.
Возьмем Booking.com — там всего 30—40% всех отелей. Логика простая: зачем платить им процент? Информацию распространяют по сарафанному радио. Но это работает с местными. С туристами — уже другая история. Придется меняться.
Местные говорят: надо в Евросоюз. Но это сразу цены в два раза вверх. Лично мы не хотим, чтобы они вступали. Потому что часто выезжаем в Грецию. Там видно, что промышленности нет, страна деградирует, цены растут. А у Албании все по-другому. Они развиваются. Да, тут крутятся европейские деньги, деньги каких-то шейхов. Но прогресс страны заметен. Особая связь с Италией. До половины итальянской мебели и обуви производится в Албании. У турков, чехов тут тоже свой интерес. Думаю, если не будет политических ошибок, все у них должно быть хорошо.
Балканский цикл: можно почитать
Что дальше?
В ближайшую неделю — дичайшая история о том, как в Албании строили бункеры и боролись с буржуазными излишествами, а также репортаж из частично признанного государства Косово, которое способно удивить каждого. Будет интересно!
Партнер проекта — компания «Аэротрэвел», которая открыла для белорусов Албанию с прямым перелетом из Минска. «Аэротрэвел» — туроператор по Албании, Черногории, Греции, Кипру и Северному Кипру, Италии, Болгарии, Хорватии, Словении.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by