05 июня 2019 в 9:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Владислав Борисевич, Александр Ружечка. Иллюстрация: Олег Гирель
Спецпроект

«В 35 лет нормально еще не иметь детей». О стереотипах в наших головах и заморозке яйцеклеток

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Владислав Борисевич, Александр Ружечка. Иллюстрация: Олег Гирель

Вице-мисс Top of the World Plus Size, блогер Евгения Тюленева говорит дерзкие вещи: «Я всегда знала, что до 30 лет не захочу рожать. Сейчас мне 34, и я по-прежнему не готова». Или не такие уж и дерзкие? Семейный уклад меняется, и белорусам придется это признать, хотят они того или нет. В помощь успешным соотечественницам, которые решили отложить материнство ради карьеры, других важных дел или по-честному к нему не готовы, — новые технологии. Заморозка яйцеклеток уже стала реальностью. Серьезную тему исследуем в очередном выпуске нашего репродуктивного цикла.

«К сожалению, для многих женщин уход в материнство — это бег от собственной жизни»

Евгения Тюленева училась, строила карьеру, зарабатывала деньги, руководила компанией — и все это до 30 лет. «Поэтому было не до детей», — говорит она. Девушка собирается заморозить свои яйцеклетки (не в «Лодэ»). По ее словам, в позднем материнстве есть множество плюсов. А рождение детей в 20 лет — это неудачное решение: «Что инфантильные 20-летние дети могут дать своим детям?»

— Почему вы приняли такое решение — заморозить яйцеклетки?

— Честно говоря, меня всегда очень расстраивала мысль о нашем неравенстве с мужчинами, о том, что у женщины действительно «часики тикают». Это обидное высказывание абсолютно справедливо после 30 лет. Наш биологический возраст для зачатия ограничен. Заморозка яйцеклеток (криоконсервация) помогает эти «часики» для женщины остановить и в какой-то мере уравняться с мужчинами.

Впервые я узнала, что есть такая возможность, лет десять назад, но это были далекие технологии где-то там, за границей… Вот «они» замораживают, и в фильмах уже такое есть. Мне казалось, это делают только в Америке или Европе за бешеные деньги. Но недавно я познакомилась с основательницей белорусской женской клиники Ларисой Пекуровой, матерью пятерых детей, которая сама заморозила яйцеклетки, и оказалось, что криоконсервацию у нас уже проводят. Это достаточно доступно. Сопоставимо со стоимостью отдыха на море. По-моему, здорово, что у женщин есть такая возможность. Не воспользоваться ей глупо.

Я всегда знала, что до 30 рожать не буду, прямо 100%. А потом исполнилось 30, и 31, и 34… И появилась нервозность, тревожность на этот счет: а вдруг что-то упустишь? Даже если чувствуешь, что нет, не готова сейчас иметь детей, всегда есть страх, что ты потом захочешь, но будет поздно. Нас же постоянно этим пугают: вот, мол, у меня была знакомая, она не родила, гуляла-гуляла, а теперь сидит и горькие слезы льет. Это такая известная история. Я думаю, она тревожит любую женщину, не готовую к детям: «Вдруг я захочу, а будет поздно?» Поэтому для меня процедура криоконсервации — это просто остановить «часики», перестраховаться. Когда захочешь, ты всегда сможешь.

— Вы говорите про биологическое неравенство. Но разве у мужчин «часики» не «тикают»? Показатели спермограммы, все дела…

— При прочих равных, если мы не будем останавливаться на проблемах со здоровьем, а возьмем здоровых мужчину и женщину, то мужчина может отцом и в 80 лет стать. Да хоть до конца своих дней! А у женщины потолок — 55 лет, наверное. К 60 у всех наступает менопауза — все, уже точно никак не родить. Кроме того, сейчас достаточно частым становится ранний климакс у женщин — в 35 лет. Такое уже есть. А что такое 35 лет? В этом возрасте нормально еще не иметь детей. Заморозка яйцеклеток позволяет тебе не спешить.

Кроме того, я считаю, что дети должны рождаться, когда ты действительно этого хочешь. Это не за гречкой перед подорожанием сходить: «Давайте накупим побольше!» Или: «Бензина сейчас пойдем зальем, потому что завтра станет дороже». Нет! Детей заводить впрок — «абы были» — неправильно. Дети должны рождаться в тот момент и в том возрасте, когда ты действительно их хочешь. Даже если это 40 или 50 лет.

Многие пишут: «Ой, как же так, родят в 40—50, а потом будут старые мамочки». Но ведь сейчас мы живем дольше, продолжительность жизни увеличивается. Если вспомним «Ромео и Джульетту», маме Джульетты было 28, и она действительно была старой женщиной в те времена (смеется. — Прим. Onliner). Что такое 28 сегодня? Тетушке Пушкина было сколько, 45? И она была «старой» женщиной. А сейчас 45 — это Дженнифер Лопес. Кто назовет ее старой? Это совсем другие критерии. Если мы живем до 70, то поднять на ноги ребенка успеем. И опять-таки мужчины часто становятся отцами в очень зрелом возрасте. Почему бы женщинам не делать то же самое? Вспомним Табакова. У него в 70 лет родился ребенок. На таких мужчин смотрят и думают: «О, мужик!» А если женщина, как Пугачева, станет мамой в 64, все сразу: «О, сумасшедшая!» А какая разница? Я ее не вижу.

— Почему важно говорить о замораживании яйцеклеток вслух, публично? Не многие решатся на это.

— Мне непонятен стыд, который заставляет женщин молчать. Иногда мне кажется, что я живу в параллельных вселенных с некоторыми людьми в Беларуси и мы не пересекаемся. Потому что в моем окружении такого стыда нет. Когда я сказала друзьям и подругам: «Я решила заморозить яйцеклетки», — все такие: «Да? А расскажи подробнее? В нашей стране есть такая процедура?» Всем интересно. «Ты с ума сошла, как так можно!» — такой реакции я не встречала. Но подозреваю, что она может быть. Потому что мне часто в соцсетях прилетает, что стыд-позор в моем возрасте быть без детей и не замужем. Я понимаю, что есть люди, которые живут другими стереотипами. Они думают, что основное предназначение женщины — родить детей, и, если она этот главный поступок своей жизни откладывает (или у нее не получается), значит, она якобы ущербная. Я живу по-другому!

Почему людям не стыдно приносить больничный, в котором сказано, что человек переболел пневмонией или корью, а говорить о пройденном ЭКО стыдно? Репродуктивная система — точно такая же часть организма и здоровья.

Не могу понять тех, кому делать ЭКО не позволяют религиозные принципы. Мол, дети — это божий дар, нельзя вмешиваться в природу. Не дал бог детей — не надо. Не успела до 40 лет — рыдай и плачь. Но это подмена понятий. Подобные слова обычно позволяют себе люди, у которых нет такой проблемы, они легко родили детей. Мне хочется им сказать: «Ребята, а если у вас найдут рак, вы будете сидеть, ждать и молиться, пока природа сделает свое?» Когда человек принимает антибиотики, чтобы вылечить грипп, но говорит: «ЭКО — это технологии не от бога», — это такое лицемерие! Тогда уж если послал тебе боженька рак — терпи, молись, ничего не принимай — вдруг так выздоровеешь? А вдруг нет? Раньше, кстати, и от простой пневмонии умирали.

Я думаю, что публично говорить о замораживании яйцеклеток — это своего рода просвещение. Осуждение — оно ведь от недостатка образованности. Когда-то Джордано Бруно сожгли на костре, потому что он смел утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца. А красивых женщин инквизиция приговаривала к смерти (тоже на костре), потому что они «ведьмы». Не утонула — «ведьма» (смеется. — Прим. Onliner). Когда появился первый фотоаппарат, люди боялись фотографироваться: думали, что он уносит душу. Мир меняется, мы шагаем с ним в ногу, появляются новые технологии. ЭКО, заморозка яйцеклеток — такой же технологический процесс. Я не вижу в нем ничего более магического, чем в излечении раковых клеток.

И последний момент о позднем материнстве. Помню, мне было 23 года, стою я на балконе и смотрю, как ровесница-соседка, желающая завести детей, выходит замуж. «Надо же, — кузину говорю, — как у человека жизнь не удалась! Настолько нечего больше делать, чтобы в 23 года идти в материнство!» Мне жалко тех, кто так рано стал матерями. К сожалению, для многих женщин уход в материнство — это бег от собственной жизни. Возможность заняться чужой жизнью вместо своей. Безусловно, бывают исключения. Я восхищаюсь женщинами, которые способны и детей воспитать, и себя реализовать. Но юный возраст, я думаю, предназначен для другого. Возраст взросления в наши дни увеличился. Это раньше в 18 лет уже были взрослыми, а в 50 — стариками. Все образование состояло из грамотности и элементарной математики. Сегодня семиклассник знает больше, чем образованный человек в XVI веке. 21 год в наше время — это, по сути, еще дети. В США им даже алкоголь не продадут. Получается, что дети рожают детей. И что они могут им дать? Что ждет их самих в будущем? В 40 лет стать бабушкой, и наконец заняться собой, и, возможно, пойти учиться? Для меня — печальный вариант. Но природа создана так, к сожалению, что 20 лет — действительно лучший репродуктивный возраст. Если сегодня медицина помогает продлить жизнь, то почему бы не продлить и возраст репродуктивной системы?

— Вас не пугает болезненность процедуры?

— Тут нужно сказать, что заморозить яйцеклетки и сделать ЭКО — это не на маникюр сходить. Безусловно, это вмешательство в организм. Хоть и безболезненное. Принимать решение нужно, взвесив все за и против. Просто так морозить яйцеклетки и делать ЭКО — неправильно.

Я не призываю всех бежать и замораживать яйцеклетки. Это не панацея. Но это еще одно доступное нам средство. Как есть коррекция зрения, которая далеко не всем полезна и у нее могут быть побочные эффекты, так и здесь. Возможны негативные последствия. Нужно взвешивать, каких рисков больше: попробовать сделать заморозку яйцеклеток, но, возможно, иметь проблемы из-за вмешательства в организм, или не иметь детей, потому что закончился репродуктивный возраст. Нужно решать, что важнее. И обязательно обратиться за рекомендацией к опытному врачу. Лучше не к одному.


«Медицина умеет замораживать клетки и ткани. Заморозить человека? Это из области фантастики»

Елена Тиханович, эмбриолог «Лодэ», говорит о том, что женщины решаются на заморозку яйцеклеток по разным причинам. Одни действительно пока что не готовы стать матерями, но хотят обезопасить будущее, создать личный «запас». Для других же пациенток с тяжелыми диагнозами такая процедура — единственный выход.

— Когда в Беларуси впервые появилась возможность замораживать яйцеклетки?

— Сама возможность замораживать клетки появилась очень давно. Но успешной эта процедура стала только с возникновением витрификации — когда мы смогли размораживать яйцеклетки, сохраняя их жизнеспособность.

— Что такое витрификация? Объясните для чайников.

— Это процесс сверхбыстрого замораживания, когда мы моментально погружаем материал в жидкий азот, температура которого — минус 196 градусов по Цельсию. При этом не успевают образовываться кристаллы льда, а потому клетки не повреждаются. Ведь яйцеклетка более чем на 80% состоит из воды.

— Если мы можем успешно заморозить и разморозить клетку, не теряя ее свойств, почему мы не можем успешно заморозить и разморозить человека, чтобы продлить ему жизнь?

— Заморозить можно все что угодно. Вопрос в том, что вы получите, когда разморозите. Когда мы работаем с клеткой, то используем специальные вещества — криопротекторы. Они замещают воду в клетке, благодаря этому, кроме прочего, не образуются кристаллы льда. Чтобы это случилось, криопротекторы должны проникнуть в клетку. Ну а если взять целый организм, то понадобится бесконечное количество времени, чтобы криопротекторы проникли во все слои. У нас этого времени нет, заморозка должна быть моментальной. Так что сегодня, я считаю, ваш вопрос — из области фантастики. Мы умеем замораживать клетки и ткани. Уже есть случаи, когда замораживали, а потом размораживали и пересаживали даже яичниковую ткань, и она успешно приживалась. Но дальше?.. Это уже область фантастического.

— Почему клетка остается живой после заморозки?

— При температуре минус 196 градусов все процессы в клетке замедляются, останавливаются. Клетка не погибает, она, можно сказать, засыпает. А в процессе разморозки все процессы запускаются заново.

— Но ведь нет стопроцентной гарантии, что клетка останется жизнеспособной после разморозки?

— Да, такой гарантии нет. Все зависит от сред для витрификации (современные японские среды дают 95% гарантии) плюс от умения врача. Другими словами, яйцеклетка может не выжить из-за плохих сред или неквалифицированного специалиста. Еще очень редко у клеток встречается блок развития после заморозки. Это данные донорских банков, которые проводят исследования. Внешне невозможно определить, что клетки будут плохо размораживаться. Но такие прецеденты есть.

— Как долго пациентки могут хранить свои замороженные яйцеклетки?

— Законодательство никак не ограничивает срок хранения. Клетки могут храниться бесконечно долго. Все зависит от желания самой женщины. Конечно, пациентка, не будет хранить их 50 лет. Даже если она заморозит яйцеклетки в 25, то вряд ли они понадобятся в 75.

— Но ведь можно передать свои замороженные яйцеклетки другой женщине, стать донором?

— Пока что юридически это невозможно. То есть женщина может написать заявление о передаче, но пока таких случаев не было. Дело в том, что к донору яйцеклеток требования намного жестче. Во-первых, сами клетки должны пройти карантин — минимум полгода. И женщина в течение этого времени должна регулярно сдавать анализы на отсутствие различных заболеваний, в том числе генетических. А если женщина замораживает яйцеклетки для себя, она просто проходит стандартный перечень обследований, чтобы избежать каких-либо осложнений. Донору нужно соблюсти другие требования.

— Есть ли противопоказания для заморозки яйцеклеток?

— Да. Поэтому первое, что нужно сделать, — это прийти к врачу-гинекологу или репродуктологу для обследования. Если есть определенные заболевания, то, конечно же, врач не может назначить стимуляцию гормональными препаратами и пункцию яичников. Ограничения — это инфекционные заболевания, аутоиммунные, онкология. Перечень такой же, как в протоколах ЭКО. И перед самой процедурой получения яйцеклеток сдаются анализы, как и при любой плановой операции. Вот, собственно, и все.

— Технически как происходит подготовка к заморозке яйцеклеток?

— Частично так же, как и при ЭКО. Яичники стимулируют гормональными препаратами — это длится примерно 10—12 дней. Потом женщина приходит в операционную, где с помощью трансвагинальный пункции делают забор яйцеклеток. Это безболезненная процедура, потому что проводится под внутривенным наркозом, длится примерно полчаса. У каждой женщины получают разное количество яйцеклеток в зависимости от ее собственного резерва. Через два часа пациентка уже может идти домой.

Второй этап — криоконсервация, то есть заморозка яйцеклеток. Она происходит в день пункции. Все полученные яйцеклетки оценивают под микроскопом, определяют зрелые. Потом фотографируют (чтобы оценить вид до и после), помещают в базу данных. Затем яйцеклетки погружают в специальные среды с криопротекторами. Они проникают в клетку, замещают воду и не дают образовываться кристаллам льда. После прохождения через эти растворы яйцеклетка помещается на специальные соломины — крионосители — и с помощью пипетки очень быстро погружается в жидкий азот. Все.

— По каким причинам пациентки решаются на заморозку яйцеклеток?

— По разным. На первом месте — женщины с медицинскими показаниями. Есть пациентки, например, с тяжелой формой эндометриоза, много раз оперированные. Криоконсервация яйцеклеток для них — это единственный шанс в дальнейшем получить своего ребенка.

Есть пары, которые по религиозным соображениям не замораживают эмбрионы при ЭКО. Но заморозить клетки для них приемлемо. Например, в процессе стимуляции у женщины получается много клеток, целых десять. Все десять пара оплодотворять не хочет, иначе получится десять эмбрионов. А утилизировать их нельзя по религиозным соображениям.

Третья группа — это женщины, которые делают успешную карьеру и пока что не замужем. Они замораживают яйцеклетки, чтобы воспользоваться ими в будущем. Такие женщины на самом деле хотят семью, и даже порой многодетную, но прямо сейчас не могут себе этого позволить. Чем раньше эти женщины придут и заморозят яйцеклетки, тем больше шансов на успешное ЭКО в будущем. Потому что с возрастом в яйцеклетках накапливаются генетические нарушения, и шанс получить здорового ребенка уменьшается. Желательно сделать это до 35 лет.

— Все-таки женщины очень сильно зависят от этих биологических рамок?

— Да, очень сильно. Конечно, можно и в 40 лет получить десять яйцеклеток. Но сколько из них будут здоровыми?.. Внешне эмбрионы красивые, но если сделать генетическое тестирование, то, скорее всего, окажется, что они с лишней хромосомой, инверсиями, делециями или другими хромосомными перестройками. Это будут просто нежизнеспособные эмбрионы.

— А что насчет мужчин?

— У них все происходит иначе. Дело в том, что у женщины закладка яйцеклеток идет в эмбриональном периоде, когда она находится еще в утробе матери. Новые клетки уже не образуются. Резерв яйцеклеток заложен на всю жизнь. А у мужчин каждые два с половиной месяца образуются новые клетки сперматозоидов. Поэтому у них генетические нарушения с возрастом так не накапливаются.

Читайте также:

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by