Немка открывает школу в Минске, совместив две системы, потому что «белорусы способные — им самостоятельности не хватает»
37 115
700
15 мая 2019 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Немка открывает школу в Минске, совместив две системы, потому что «белорусы способные — им самостоятельности не хватает»

В сентябре будет два года, как Агата Сидорович открыла детский сад «Белочка». Катализатором проекта была 3-летняя дочь Агаты, ради которой все и закрутилось. Дети растут. Чтобы продолжать обучение по европейским стандартам, Сидорович взялась за открытие школы. И пока не видно причин, по которым у нее не получится.

По образованию Агата Сидорович психолог. Фамилия уроженки западного Берлина — от мужа, за которого она вышла 20 лет назад. Семья много лет жила в Германии, а потом решила вернуться, чтобы быть рядом с родителями мужа и «жить в комфорте» из-за сложной демографический ситуации в Германии.

Так появилась «Белочка».

До сна — на немецком, после — на английском

— Сейчас в группе детского сада 15 детей. Этого достаточно. Скоро переедем в другое помещение — можно будет брать больше. Дети разного возраста, от полутора лет. За ними следят трое взрослых — два воспитателя и один помощник, которые разводят этих детей по занятиям, интересным для их возраста. Это как садик семейного типа, где дети учатся ответственности друг за друга и не боятся старших.

Все воспитание пока проходит на немецком, притом что Агата говорит о сотрудниках из Германии.

— Беларусь становится все более интересной страной для жизни, поэтому не проблема найти воспитателя с опытом, полученным в Германии. Только такие могут позволить себе хороший разговорный немецкий. В школе его так не выучишь. Мы таких людей возвращаем. Музыкальный руководитель — немка.

Сейчас мы меняем подход, добавляя английский. До сна говорим на немецком, в 15:30 просыпаемся и переходим на английский.

— Дети не против такой языковой нагрузки?

— Ребенок в состоянии выучить два языка, хотя многие родители сомневались. А я — нет.

Моя дочь в 4 с половиной года знает немецкий, русский и польский, сейчас учит английский. Они же как губка — впитывают все, что успеваешь дать.

В составе группы, конечно, много иностранцев — дети сотрудников посольств, смешанных браков (где один из родителей — немец).

— Но все это волнами. Командированные в Беларусь приезжают и уезжают. Но уже половина группы — дети белорусов.

— Успешный бизнес?

— Это больше… Для меня это миссия. Я вижу, какой здесь народ и какой у него менталитет. Люди добрые, но нужно кое-что поправить в самостоятельности и самоорганизации.

Классно быть иностранцем в Беларуси

— Мои старшие дети учились в минской американской школе, куда белорусов не брали, а я вела кружок немецкого языка. Старшая дочь потом уехала учиться в Амстердам. Сын тоже поедет. К сожалению, не в Германию, потому что стандарты учебы не подходят. И у меня возник вопрос: почему так случилось?

Одновременно детский сад стал давать выпускников, родители которых озадачены тем же вопросом.

— Дочке в августе будет 5. Через год она пойдет в мою школу, где будет учиться вместе с ровесниками из Беларуси и других стран.

Открыть детский сад было легко. Мы получили все согласования и разрешения. Меня очень сильно поддержала администрация дошкольного образования. Я пришла с вопросами — они дали ответы. Здесь быть иностранцем вообще классно, тем более если готов учиться.

Но никакие программы тогда согласовывать не нужно было, а для школы пришлось.

— В МИДе встретили с интересом. Мне сказали: «Хорошо, но если вы сможете совместить немецкую и белорусскую программы».

— Вы были знакомы с белорусской программой?

— Я читала ее — это круто. Там очень много нюансов, рассказывается чуть ли не как правильно руку поднимать. В этом плане у немцев все намного проще. Но то, что вы учите за год, немецкий ребенок будет учить три.

— Как тогда их совместить?

— Русский и белорусский будут учиться как обычно, а все остальное — на немецком.

Такие школы существуют в мире — называются «школы встреч». То есть в них встречаются два языка (немецкий и английский). У выпускника будет фактически два образования, с которыми он сможет поступать в Германию, Швейцарию, Австрию.

Предметы, в принципе, все те же.

Но у вас очень сильно все зациклено на Беларуси. У нас уже в первом классе ребенок — самостоятельный гражданин мира.

Упор делаем на индивидуальное развитие. Не бывает дурака от «а» до «я». Смотрите, приходит домой сын и говорит: «У меня по английскому 10, а по математике 2». Что делают родители? Начинают искать репетитора по математике, чтобы вывести до среднего уровня. А я за то, чтобы поддерживать сильные стороны: пусть идет в своем направлении с малых лет.

В детском саду у нас свободное посещение, можно не спать и так далее. Со школой уже будет расписание, конечно.

— Почему бы родителям не отдать ребенка в обычную школу, а для немецкого (или любого другого языка) не нанять репетитора?

— Интернациональная среда дает больше. Это другой дух. В Минске есть несколько частных школ. Там еда получше, стулья удобнее. А я хочу сделать европейскую программу. Чтобы ребенок дышал европейской атмосферой. Мы же с детского сада не сидим, а катаемся на автобусе, ходим на почту.

Обычный средний белорус поступает как — ездит по городу на машине и думает, что это очень круто. А мы с дочкой и детьми ездим по городу на метро и самокате. Потому что это круто и в Европе так делают. Вроде бы нюансы, но важно расти вместе с ними. И постоянно задавать вопросы. Моя дочка наполовину белоруска, но она всегда спросит, почему мужчина в автобусе пахнет пивом. Маленьких детей нужно поддерживать. Они задают вопросы, а потом изменят мир в лучшую сторону.

У белорусской школы много плюсов. Она дает много знаний. И если немного убрать лишнее давление, добавить режим игр, то все пойдет еще лучше.

Агата намерена в этом сентябре собрать класс из 20 детей. Не больше — чтобы сохранить индивидуальный подход.

— Цена? Около €600 в месяц. Но вам разве интересны эти цифры? Давайте лучше говорить о том, что вы получите за эти деньги. Например, приедут немецкие преподаватели из Берлина. Мы будем учиться по программе земли Баден-Вюртемберг…

— 2, 3, 4-й классы, начальная школа закончилась. А что дальше?

— Будем думать, есть много вариантов. Как минимум дети будут готовы идти в 5-й класс обычной школы и быть там в лидерах. Проверять нас будут жестко, потому что мы исключение, и внимания у проекта будет много. Поэтому не думайте, что мы тут только ради игр собираемся. Но проект легко перейдет в среднюю школу. В других странах это работает — почему у нас не получится? Я намерена здесь жить и работать над этим проектом.

— Если все получится, то…

— А почему не получится? Новое — это развитие, нам всем нужно выходить из зоны комфорта. Если бы мы так смиренно сидели, то в Берлине в 1989 году не рухнула бы стена. В Беларуси, повторюсь, есть проблема ответственности и самостоятельности. После вуза ваш специалист ждет указаний (когда в Германии студент даже расписание в университете собирает себе сам). Но ведь способных людей у вас намного больше.

Мне дали разрешение на этот проект, и я намерена оправдать это доверие. Белорусы очень стремятся в Европу, а я им говорю: развивайте свои качества и работайте на родине. Получить образование — окей, но потом домой.

для девочек, количество колес: 2+2, возраст: 4–6 лет, колеса 16'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский