Представители «Транснефти» ответили Лукашенко. Говорят, труба не могла пострадать из-за некачественной нефти

 
33 635
14 мая 2019 в 17:11
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

Девятнадцатого апреля «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества российской нефти Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Содержание хлорорганических соединений в нефти превышало в десятки раз предельные значения по стандарту. Оба белорусских нефтеперерабатывающих завода — Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан» — вынуждены были снизить загрузку мощностей и понесли убытки.

11 мая Александр Лукашенко сказал по этому поводу следующее:

— Расхлябанность и разболтанность на территории России (а это тысячи километров) — и огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4—5 мм, как говорят специалисты, съедает.

Что касается конкретной суммы ущерба, она пока неизвестна, но очевидно, что будет очень велика.

— Сказать эту сумму я сейчас не могу. Она окончательно будет известна после того, как мы проревизируем то, что произошло на Новополоцком НПЗ, а сейчас мы считаем убытки. Обычно на месяц-полтора мы заводы останавливаем попеременно и начинаем их каждый год чистить. Ревизию проведем, и уже окончательная будет оценка, — говорил глава государства.

Сегодня на сайте российской компании «Транснефть» появилось «заключение по вопросу коррозионного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти».

В нем говорится, что органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти. Нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов.

«Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему ПАО «Транснефть» только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы „Транснефть“ хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют», — сообщается в заключении. — Качество нефти при приеме в систему трубопроводного транспорта до 2002 года регламентировалось ГОСТ 9965-76 „Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия“, в котором требования по ограничению содержания органических хлоридов отсутствовали.

Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20—30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено.

В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 „Нефть. Общие технические условия“, который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, не более 10 (ррт) мкг/г.

Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров ПАО „Транснефть“, не выявляется, так как при температурах перекачки, принятых в ПАО „Транснефть“ (5—40 °С), разложения органических хлоридов не происходит, и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральной трубопроводной системы.

Согласно данным справочной литературы, органический хлорид дихлорэтан разлагается с выделением соляной кислоты только при температурах 140—250 °С. (см. Ошин Л.А., Промышленные хлорорганические продукты. Справочник. — М.: Химия, 1978)».

Россияне делают вывод, что органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают.