«Хороший, но со странностями». Репортаж из деревни, где директора школы подозревают в сексуальном насилии над несовершеннолетними

27 марта 2019 в 16:41
Источник: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

«Хороший, но со странностями». Репортаж из деревни, где директора школы подозревают в сексуальном насилии над несовершеннолетними

Источник: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

До недавнего времени в скромной белорусской деревушке Станиславово из важных новостей, кажется, был только дождь и богатый урожай кукурузы в 2003-м. Теперь же люди в легком оцепенении: задержан чуть ли не самый видный человек на селе: директор школы, который два десятка лет вытягивал учебное заведение из глубокой и темной ямы. И задержан он по крайне неприятной причине, которая касается каждого родителя в окрестностях: мужчина подозревается в домогательствах к своим ученикам. Чаще всего в подобных ситуациях все знакомые поголовно отказываются верить в подобные предположения, но здесь все не совсем так. Рассказываем о нетипичной и крайне неудобной проблеме.

Обычно в таких деревнях школ вообще нет: давно закрыли. Одинаковые дома, хмурые и атмосферные пейзажи непогожего дня, пустые поля, разбитые витрины магазина «Продукты» — хорошо знакомые декорации любому белорусу. Когда проезжаешь мимо тихого, растянутого вдоль трассы села, кажется, что и здесь ей не место, но за отсутствием заборов все же мелькает что-то очень похожее, хотя и слишком ухоженное. Здесь все наоборот: закрыли все, кроме школы.

Сейчас там почти никого: дети ушли на каникулы. Проходим по свежепомытому полу мимо теннисных столов и покрашенных стен и сталкиваемся в дверях с учительницей. Женщина знает директора много лет и сейчас, конечно, не может поверить в происходящее.

— Никогда таких наклонностей не было! Байки! Отличный человек, учитель и директор. Плохого в нем ничего нет, — отрезает женщина и медленно двигается к выходу. Несмотря на характеристику, объяснить, что произошло и почему родители обвинили директора в домогательствах, она не может. В версию с подставой тоже не верит — просто отказывается принимать. Примерно то же самое говорят и две ее коллеги, оставшиеся в учительской. Женщины говорят общими словами и тут же стараются закончить разговор: им здесь еще работать.

— Пятьдесят девять лет. Был женат, сейчас вроде с другой женщиной живет. Про сына — неправда, нет у него детей. Добрый, справедливый, честный. Сам из Украины, живет в Шарковщине. Вот и все — обычный человек, — говорит нам местная жительница. — Был учителем физкультуры, потом дослужился до директора. А это тоже о нем много говорит.

Мы выходим на улицу и продвигаемся в сторону Шарковщины. Обычные дома без заборов, слегка убитая дорога, по которой бродит пара пацанов. Подходим к мужчине, колдующему над старой машиной. Его сын в последние несколько лет учится у директора.

— Как учитель и директор — золотой. Видели, какая школа у нас? Это его заслуга, он ее отстаивает, а так бы закрыли давно. А вот как мужик… Всегда был он странноватый такой, это заметно было, — немного стесняется местный. — Никаких проблем конкретных с ним не было, но оно же сразу заметно… 

— В чем это проявлялось? — уточняем неожиданное заявление у мужчины. В этот момент как раз подходит его взрослый сын, который тоже когда-то учился у обвиняемого директора.

— Вот поставь два мужика рядом. Один нормальный, а второй вот такой. Ты же сразу все поймешь, — отвечает парень. — Никогда он не приставал к нам или еще чего такого, но мы всегда видели.

— А младших детей спрашивали?

— Спрашивали, конечно! Как только известно стало. Младший молчит, говорит, нормальный учитель. Да я б узнал, голову оторвал! — говорит отец парней.

Точно то же самое слышим и от еще одного отца: директор — на зависть, а человек — с непривычным для деревенских мужиков поведением.

— Ужимки какие-то, вот это все. Поведение, короче, странное, — заговаривает с нами отец двух малышей.

Его супруга подключается:

— Мы своих детей побоялись спрашивать — они маленькие еще. Но если бы что-то было, старший сразу бы рассказал, он такой у нас.

— Вот что интересно: школу на ноги поставил, детей учил как надо, а такой порок у человека, — дает понять, что верит в официальную версию, пожилая женщина, которая вышла из дома вместе с семьей. — И в храм ведь ходил вместе с нами! Я считаю, что это такая же болезнь, как алкоголизм или наркомания. Как он не сдержался? Жалко, жалко. Но он хоть сознался уже?

Мы идем дальше по единственной улице и пытаемся разыскать ухоженный дом завуча Елены Михайловны, самого близкого к директору человека в деревне. В школе посоветовали искать ее дома, дома — где-то еще или прийти позже. Потом двор Елены Михайловны и вовсе пустеет, а на стук никто не выходит.

В одном из дворов встречаем подростка, родители разрешают поговорить с ним. Парень вжимается в плечи и говорит, что никаких вопросов к учителю у них не было: сам ничего не видел, учитель вел себя обычно, был хорошим — «добрее, чем другие физруки». Его мама подтверждает: показывал себя исключительно хорошо, хотя сейчас мнения людей и разделились.

— Вы не представляете, какой в деревне шок! Он же женат, у него ребенок взрослый в Украине. Люди в себя прийти не могут! Все говорят по-разному: кто-то верит, кто-то не верит. Я лично считаю, что не мог он так поступить — не тот человек. А другие допускают.

— А почему тогда задержали? Думаете, дети наврать могли? Может, он чересчур строгий был?

— Да вообще нет. Он очень добрый учитель и человек, никто не жаловался. Подставить? Так некому, за что его подставлять? Понимаете, у нас район убыточный, все закрывается, а школа нет. Все говорят, что только благодаря директору она еще работает. Если его не будет, то и школы не будет. Станет как везде.

Обойти всю деревню пешком совсем несложно. Кажется, школа — действительно самое привлекательное и ухоженное место в окрестностях. Всего для сорока учеников созданы все удобства, включая весьма приятный задний дворик. Отрицать заслуг директора не стал ни один человек, хотя вера в его невиновность сохраняется не у всех. В Следственном комитете тем временем сообщают об установлении четырех потерпевших.

— 25 марта следственным управлением УСК по Витебской области возбуждено уголовное дело в отношении 59-летнего жителя городского поселка Шарковщина по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 167 УК «Насильственные действия сексуального характера». Мужчина задержан, в настоящее время с ним проводятся неотложные следственные действия. В настоящее время установлено четыре потерпевших. Расследование уголовного дела продолжается, устанавливаются обстоятельства произошедшего, а также иные факты противоправной деятельности мужчины. Другие подробности этого дела по этическим соображениям не разглашаются, — рассказала Onliner официальный представитель УСК по Витебской области Оксана Лазько.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!