«Хочется создавать вселенную из пазлов, которые интересно собирать». Как поколение белорусских дизайнеров делает новую моду

29 892
16 февраля 2019 в 11:00
Источник: Лора Нагапетян

«Хочется создавать вселенную из пазлов, которые интересно собирать». Как поколение белорусских дизайнеров делает новую моду

Источник: Лора Нагапетян

Стереотипы как они есть — это когда белорусы до сих пор думают, что одежда белорусских дизайнеров является синонимом чего-то немодного, дорогого, скроенного по неактуальным, зато практичным лекалам. Такие бренды, конечно, есть, и они находят своих клиентов. Но поколение миллениалов и Z их уже вовсю теснит, проявляя тонкую душевную организацию в сфере дизайна и чуйку на тренды. Молодые зачастую отдают предпочтение стилю, отрицающему условности, каноны и клише. Есть место и элегантности, классике, однако и они подаются по-новому. Изучаем интересные молодые белорусские бренды, которые могут выйти за границы страны.

Random Rebels

В этом бренде странно все: название, одежда и фаундер, который хочет остаться «анонимным товарищем», на что имеет полное право. Группа в Instagram закрыта, так что постучавшиеся — это своего рода посвященные.

— Я всю свою сознательную жизнь рисовал, — говорит анонимный товарищ. — Безо всякого образования, курсов и прочего. Осваивал графические редакторы как новые платформы для воплощения идей. Так же получилось и с одеждой — это очередной холст для реализации идей и задумок.

В начале осени 2016 года появился первый лукбук Random Rebels, состоящий из разнокалиберных вещей: кастомизированные джинсовки, розовые худи, эксклюзивная шуба с дурацким, как выражается аноним, пятнистым узором.

— Это как-то естественно произошло. Появились мысли создания чего-то своего, — продолжает он. — Плюс большинство вещей, которые я видел, казались скучными. 

Пускай это довольно заезженное высказывание, но Random Rebels вряд ли можно назвать полноценным брендом. Это всегда было больше творчеством, а не бизнесом. Вещи создаются для того, чтобы стать незаменимым атрибутом мира, который я рисую. Одежда — это своеобразный саундтрек каждого нового дня.

Многие вещи для меня имеют вкус, запах, музыкальное сопровождение. И я учусь наделять их этими характеристиками. Хочется создавать вселенную из пазлов, которые интересно собирать. 

Это одежда для кого угодно, я не могу категоризировать. Интересуются и подростки, и те, кто перешагнул второй десяток, и взрослые люди, которым за 30. От многих брендов отличаемся тем, что у нас есть эксклюзивные вещи, которые оформляются полностью вручную. Вообще, стоит делить одежду на две линейки: Random Rebels (вещи, которые проектируются и отшиваются) и RR Customs (готовые вещи, которые оформляются вручную, перешиваются, обретают новые детали).

Для своих коллекций молодей человек выбирает приятные на ощупь материалы, полагаясь на свой опыт, который был не всегда удачный: порой попадались никчемные ткани. Примечание: мех всегда искусственный, это очень важно.

— Понятия не имею, что такое мир моды на самом деле. У меня нет никакого опыта, за исключением похода на мероприятие, где меня номинировали за достижения в этой сфере. Это было забавно, даже интересно, но все равно непривычно.

Вещи Random Rebels распространяются только через Instagram и ВК, но продажи идут весьма хорошо. Стоимость вещей  от 40 до 240 рублей.

— Приятно, что люди очень оперативно раскупают кастомизированные вещи. Это ведь уникальные холсты, которые ты можешь брать куда захочешь и подчеркивать другими элементами одежды.

В культурной среде вряд ли можно что-то присвоить себе. Зачастую что-то отпечатывается на ленте времени только благодаря случаю. Мне кажется, что идеи циркулируют в пространстве и хаотично влетают в наши головы. Плюс уже реализованные и увиденные нами идеи вроде фильмов, фотографий, альбомов, архитектурных сооружений так или иначе влияют на наши креативные процессы. Я лишь счастлив иметь возможность мало-мальски передавать часть своих идей через одежду. При этом стараюсь не зацикливаться на одной форме творчества. Это скучно. В таком контексте одежда — это скучно, рисование — это скучно, видео — тоже скучно. Действительно внушительное полотно создается не одним и не двумя инструментами. Я верю в стремление удивлять себя.

KAZAKI

Российско-белорусскому бренду KAZÁKI буквально через пару дней исполнится год. Основательницей является Алина Казакевич, она родом из России. К ней присоединились еще два единомышленника — Юлия и Павел.

— Образования по дизайну одежды у Алины нет, — рассказывают они, — помогли наблюдательность и большая тяга к самообразованию. Она постоянно обучается на различных мастер-классах и курсах. Мы организовали творческую команду с абсолютно разными взглядами на моду, что породило стиль KAZÁKI. Итого: в команде есть стилист, креативный директор и дизайнер. Вдохновляет по сей день бунтарство, не зря нас называют казаками-разбойниками.

Бренд старается делать неординарные вещи, любит оверсайз, отрицает выточки, кружева, шелк.

— Цель — давать возможность нашему клиенту быть таким, какой он есть, с четкой жизненной позицией, со свободной душой и отсутствием стеснения и комплексов для наслаждения жизнью. Позиционируем себя как бренд среднего сегмента, так как мы не про массовое производство, а про уникальность.

Материалы в процессе производства используются самые необычные. Фурнитуру, бывает, даже находим в строительных материалах и адаптируем ее к жизни. Ткани стараемся искать практичные, износостойкие, с интересной структурой. И делаем это месяцами, находим их в самых разных местах.

Обычно мы работаем дроппами, по одному раз в 2 месяца. Сейчас готовим потрясающую весеннюю коллекцию. Гарантированно будет интересно.

Как и у других брендов, основная площадка продаж у KAZÁKI — это Instagram. Также молодые люди участвуют в модных маркетах, выставляются в шоурумах.

— Наш ценовой диапазон достаточно широк, ведь мы делаем и аксессуары (как наши уже известные Минску пояса), и верхнюю одежду из натуральных материалов (как кожаные куртки). Как мы уже писали, мы не занимаемся широким производством вещей, каждая создается вручную, поэтому стоимость вещей выше, чем в масс-маркете.

Обязательно ориентируемся на мировых законодателей моды, гнуть свою линию это хорошо, но хочется идти в ногу со временем. Тем не менее, при создании коллекции мы всегда стараемся преследовать свой уникальный стиль.

Мы считаем, что этот год будет про функциональность, а основным трендом остается самовыражение, что однозначно отразится в нашей предстоящей коллекции.

Как признаются представители бренда, поначалу было трудно доказать аудитории, что они могут и готовы удивлять:

— Но потом люди стали о нас слышать, и сейчас в модных кругах о нас знает (надеемся) каждый. Мы работаем не так долго, чтобы успеть разочароваться в работе в индустрии моды, и считаем, что разочароваться может только человек, который не стремится развиваться в своей сфере. Вся наша команда постоянно проходит курсы и стремится быть креативной. А через пару лет видим себя на рынке Европы! Нас называют амбициозными, но наше главное отличие от других — это то, что мы добиваемся своих целей.

Kanva

Немного о вещах с белорусским колоритом — они также ценны в понимании современного белорусского дизайна. Бренд Kanva берет за основу лен, соломку и другие аутентичные материалы и делает из них одежду, которую не стыдно носить.

— Сначала была школа с архитектурно-художественным уклоном, затем колледж искусств, ну а после сбылось желание учиться в академии искусств, — рассказывает Настя Васюченко. — С 5 лет на вопрос «кем ты хочешь стать?» я отвечала — модельером.

Настя участвовала и выигрывала в различных конкурсах в Беларуси и за рубежом, а потом ее пригласили сделать полноценную капсулу с Mark Formelle и опубликовали коллекцию в Vogue Italia.

— Создание марки было неизбежно, — говорит девушка. — Но волшебным пинком стала идея для коллекции, которой я загорелась. Она была посвящена 130-летнему юбилею белорусского художника Язэпа Дроздовича, чьи произведения в то время экспонировались в художественном музее. Существуем мы с даты презентации — с 16.06.2018.

Основная идея бренда — рассказ об искусстве, традициях и историко-культурном наследии страны языком костюма и текстиля. Настя использует преимущественно натуральные ткани и вторсырье (апсайклинг).

— Это могут быть диаметрально противоположные по эпохе, стилю и настроению темы, но каждая раскрывает нашу культуру с новой стороны. 

Лен — это новый деним, а новый деним — это переработанный деним. Отличительной чертой марки является линия аксессуаров из соломки (серьги, ожерелья, сумочки), которая удачно интегрирована в общую концепцию. Я даю традиционному материалу новое звучание в актуальных формах. Это новаторский ход и отличный подарок из Беларуси для всех, кто ценит тему эко- и этномоды и хочет добавить в образ щепотку народности.

Это одежда для тех, кого вдохновляет микс из современного дизайна и традиционной культуры во флаконе с концептуальной модой и аутентичными деталями. 

Если говорить про глобальные тенденции, то мне близка тема осознанного потребления, из текущих направлений — ремесленные техники, эксперименты с денимом и серебро.

Настя говорит, что покупатели пока только присматриваются к марке, но это не беда: бренд, по мнению девушки, это долгий процесс.

— Многие интересуются, признаются в симпатии, а я стараюсь be nice и работать над тем, чтобы к нам возвращались.

Вещи появляются вместе с коллекциями и отшиваются по востребованию. Сейчас у марки есть две капсульные коллекции, объединенные одной темой — Яdro Resort и Яdro SS19.

В ближайшее время планируем проникнуть в некоторые крамы и периодически участвуем в маркетах. Ближайший, к слову, в первые выходные весны во Дворце искусств. В остальном и основном, на данном этапе, продажи делает Instagram.

Сейчас я уже смирилась, что у меня точно не будет быстро, но точно будет. Поэтому вкладываем, что получаем, и развиваемся!

Strange Love

Теперь о кутюрной теме с претензией на оригинальность. Бренд Strange Love делает вещи с оригинальным кроем, будто взятым из сказочных сюжетов. Во всяком случае складывается впечатление, что костюмы прекрасно подойдут героям, например, «Алисы в стране чудес». Даже причудливый макияж моделей говорит об этом.

Но это не значит, что вещи нельзя приспособить для повседневной носки. Тем, кто разбирается в стиле и сочетании предметов гардероба, не составит труда выгулять платье с вычурным подолом и замысловатым верхом. Бренд делает и костюмы, отличающиеся бантами в самых неожиданных местах.

Strange Love — молодая марка одежды. Первая фотография в Instagram размещена в марте 2018 года. За короткое время организаторы успели поучаствовать в неделе моды в Сербии, найти клиентов в Минске и продолжить это дело в Санкт-Петербурге. Вещи можно заказать из любой точки мира.

Voodoo workshop

Внимания заслуживает не только новая белорусская одежда, но и аксессуары. Сумки из режущей слух бумажной кожи Voodoo workshop — 100% eco-friendly продукт, который вписывается в тренд бережного отношения к природе и животному миру.

— Образование у меня экономическое, — говорит Марина Антипович. — Опыт работы в корпоративных финансах — 8 лет. Дизайнерского образования нет. Но есть интерес и любовь к миру моды и дизайна.

Бренд Voodoo workshop появился год назад. К Марине в руки попал необычный материал — бумажная кожа.

— У бумажной кожи потрясающие свойства: текстура бумаги, прочность, влагоустойчивость, держание формы, экологичность. Волшебство какое-то. Ну и прикол такой — «у меня сумка из бумаги». Стало ясно — надо что-то делать. Так что бренд родился из любви к материалу.

Бумажная кожа изобретена в Германии. В составе — целлюлоза и небольшое количество скрепляющих веществ, придающих прочность и водоустойчивость. Материал абсолютно безопасен для людей и животных, продуктов питания, имеет сертификаты OEKO-Tex, FSC, легко утилизируется и не наносит вред окружающей среде.

Бренд Voodoo workshop — это про лаконичность, простоту, возвращение к себе и к природе, антигламур такой, но эстетичный и стильный. Это бренд для людей больших городов, которые устали, иронизируют, стремятся к осознанности, честности в отношениях с миром, снимают все лишнее.

По словам Марины, бизнес был рисковым, потому как никто не знал, как публика, с советских времен привыкшая боготворить добротные кожаные вещи, отреагирует на столь инновационный материал. Но все началось неплохо.

— Покупатели нас ждали. Это довольно узкий круг, но это 100% свои по духу люди. В самом начале, поскольку аналогов в Беларуси не было, спрос был непредсказуем. Но нас полюбили. Это особый кайф — слышать и читать восторги и благодарности клиентов.

Основное продвижение бренда, как сейчас принято, происходит в Instagram. Также есть интернет-магазин. Иногда девушка участвует в различных маркетах. Стоимость сумок — 70—130 рублей.

— Настоящая сила — это SMM. Какой шоурум за день посетит 30—50 тысяч человек в день со всего мира? Нет такого шоурума — ни за какие арендные ставки, ни в одном городе мира.

Мы имеем небольшой запас моделей, постоянно пополняем, если чего-то нет в наличии, — изготавливаем в течение нескольких дней.

Мировые тренды — это то, на что надо смотреть, даже если ты не имеешь отношения к моде. Просто чтобы понимать, чем болен мир.

Мода рассказывает лучше новостей. Ну и конечно, она влияет на стиль Voodoo workshop. Наш девиз — раскрой глаза, уши, умей видеть то, что происходит на самом деле.

Разочарования от работы нет. Наоборот, хочется работать, воплощать миллион идей в голове. Будут новые рынки, новые коллекции, новые материалы, новые люди.


Вы — молодой белорусский бренд, который по-новому открывает моду и хочет заявить о себе? Пишите на ln@onliner.by, и мы включим вас в следующий обзор.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

О моде и косметике мы пишем здесь — Onliner Beauty в Instagram!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by