Репетитор Евгений Ливянт: реформы образования приведут к страшному — школу оценят по знаниям, которые она дает

05 февраля 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Репетитор Евгений Ливянт: реформы образования приведут к страшному — школу оценят по знаниям, которые она дает

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Евгений Ливянт — преподаватель математики и физики c 30-летним стажем, соучредитель центра «100 баллов».
То, что происходит сейчас в белорусской системе образования, на мой взгляд, можно назвать бессмысленной, бессистемной и хаотичной деятельностью, результаты которой очень сложно прогнозировать. С завидной периодичностью, перед началом учебного года, а иногда в его разгар, принимаются какие-то кардинальные решения. Лично я не вижу генеральной, объединяющей их линии, некоего плана, комплекса, ведущего к конкретной и четкой цели. Уровень педагогической энтропии зашкаливает.

То, что «рационализаторы» белорусских школ зашли в тупик, видят уже все: ученики, учителя, родители. Судя по последним событиям, замечает это и глава государства.

Уже сегодня наши школьные программы по математике и физике намного слабее, чем в России, Украине, Польше. У нас в учебниках по математике не существует тем «Производные», «Интегралы», «Векторы». Те, кто хоть немного разбирается в точных науках, понимают, что это серьезный пробел. Школьники всех соседних стран изучают базовые понятия теории вероятности, у нас же этой темы вообще нет в программе...

Куда все это делось? Ведь было же! Здесь очень уместен термин «частичная кастрация» — именно это происходило на протяжении последних лет: там подрезали, здесь сократили, тут упразднили... В итоге — не пойми что. Хотите еще примеров? Из курса физики убрали тему «Статика», которая есть в учебниках всех стран мира. По сути, школьников лишили представления о том, что такое наука о равновесии тел — одна из основополагающих инженерных дисциплин.

На днях министр образования анонсировал, что до 1 сентября этого года будут изданы 73 новых учебника для новой школьной программы. Это же какое-то очередное бессмысленное уничтожение государственных и частных (родительских) средств в особо крупном количестве. Давайте остановимся на этом моменте немного подробнее.

Зайдите в книжный магазин в России: там будет несколько запаянных в пластик комплектов учебников (например, по математике сразу для 5—11 классов). Над каждым из комплектов работала отдельная команда педагогов. Школа имеет возможность выбрать тот комплект, который считает нужным. В итоге учитель в 8-м классе точно знает, что ученик проходил ранее и что будет учить после, вплоть до выпускных. У нас же — полный хаос. Периодически меняются то учебники для 7-го и 10-го класса, потом — для 6-го и 8-го и так далее.

Педагоги постоянно стараются «с колес» пересесть на новую программу. Понятно, что перестроиться сразу очень сложно.

Еще один красноречивый момент: российские учебники выдерживают по несколько десятков изданий, постепенно эволюционируя и дополняясь десятилетиями (я лично держал в руках 25-е и 32-е издания). Белорусские учебники очень редко издаются повторно или в третий раз. Чаще всего, спустя пару лет после появления, они переписываются наново, новой командой. Причем отличие нового учебника всегда будет в том, что он максимально не похож на российские аналоги и на своего предшественника. То есть после внедрения в систему образования педагоги и ученики будут вынуждены использовать только его, «конкуренты» отпадают уже на технической стадии.

Теперь два слова об усилении трудовой подготовки в школах, о которой говорил недавно глава государства. Напомню: когда закрывали профильные классы, я утверждал, что это преступление против народа. Когда в 2011—2012 учебном году закрывали УПК (учебно-производственные комбинаты), я также отмечал, что это негативно скажется на всей системе образования. Когда в прошлом году, по сути, закрывали гимназии, я говорил то же самое. Заметьте — профильные классы уже восстанавливают, возрождаются УПК. В скором времени встанет вопрос и о реанимации гимназий.

Самое печальное во всех этих качелях «запретили-возродили» заключается в том, что очень сложно заново создать педагогический коллектив, который, как правило, нарабатывается десятилетиями.

В то время как во всем мире система образования становится все более разнообразной и гибкой, в Беларуси (судя по всему, от бессилия) ее, наоборот, упрощают, можно сказать — примитивизируют. Интеграцию профессионального обучения в школьную программу сейчас могут представить как инновацию, но вы этому не верьте. Это то самое новое, что на самом деле является хорошо забытым старым.

Единообразие нужно в армии, а в школе, особенно в старших классах, у учеников должен быть выбор: будущие айтишники и инженеры должны иметь возможность углубленно изучать математику, физику и программирование, будущие врачи — зубарить химию и биологию, а ребята, которые не хотят учить математический анализ и тригонометрию, должны иметь возможность в старших классах получать будущую профессию на уроках труда и в УПК. В современном мире хорошо изучить всё сразу не хватит ни времени, ни сил, ни средств.

А еще меня насторожила фраза министра образования о том, что все изменения будут вводиться после обязательного обсуждения с общественностью и учителями. Поясню — эта фраза звучит каждый раз, когда выпускается новая школьная программа, презентуются новые учебники и т. д. И я ни разу не слышал о том, чтобы кто-то озвучил, какие именно педагоги и кто из родителей присутствовал на обсуждениях, какие пожелания, дополнения и замечания они оставили, что из этих пожеланий было принято. Где в открытом доступе хотя бы один отчет? Вы их не найдете. Скажу больше — некоторые мои коллеги, преподаватели с огромным стажем, все чаще запрещают ставить в новых учебниках свою фамилию в списке рецензентов. Объясняют: в предыдущие разы из всех правок, предложенных ими, ни одна не была учтена, а фамилию все равно поставили. И было откровенно стыдно. Вот вам и все «обсуждение с общественностью».

Единственное озвученное новшество, которое лично у меня вызывает только положительный отклик, касается объединения экзаменов — выпускных в школе и вступительных в вузе. Напомню, что в Беларуси сегодня отдельно проходят выпускные экзамены в школе (по русскому, белорусскому, математике и иностранному языку), а затем начинается централизованное тестирование, где каждый выбирает предмет, который ему нужен для поступления.

Проблема заключается в том, что школьные экзамены проводятся не очень объективно (я стараюсь быть максимально политкорректным), нередко оценка на них «рисуется». Но проверка знаний во время ЦТ, напротив, очень жесткая, именно поэтому мы видим колоссальное несовпадение между отметками в школьном аттестате и сертификате по итогам централизованного тестирования, где средний балл в стране, как правило, не дотягивает даже до 30 из 100.

Поэтому стоит понимать, что и с этим вопросом легко не будет. Если единый экзамен приблизится по своей строгости к тому, что сейчас происходит в школе на выпускных, мы окончательно похороним систему отбора потенциально талантливых ребят. Если же она будет ближе к тем строгим нормам, что существуют сейчас в рамках ЦТ, всей нынешней системе образования будет вынесен однозначный и бескомпромиссный приговор. Тогда уровень работы школы будет оцениваться не по десяткам безумных параметров, как сейчас (включая охват детей горячим питанием), а очень просто и понятно: обладает ребенок положенными знаниями или нет.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by