Спецпроект

«Я заработала и вернула деньги родителям»: уже 18-летняя Ева рассказывает о своей кофейне

24 октября 2018 в 8:00
Автор: Александр Владыко
Спецпроект

«Я заработала и вернула деньги родителям»: уже 18-летняя Ева рассказывает о своей кофейне

Автор: Александр Владыко

Начинаем. В начале октября Onliner.by и velcom объявили конкурс бизнес-историй — коротких рассказов о свежих инициативах. История первой героини разорвала «болото» еще в начале года. Мол, где это видано, чтобы 17-летняя девочка открыла кофейню? Прошел почти год. Ева рассказывает, как это было.


Всем привет! Меня зовут Ева, мне 18. На данный момент я владелица кофейни «Стихи, кофе, поцелуи», открываю еще одну точку, продала франшизу своего заведения парню из Москвы, запустила проект по продаже оригинальных подарков.

Еще в школе я продавала всякую ерунду своим одноклассникам, читала бизнес-литературу (моя первая книга — это классика «Богатый папа, бедный папа») и понимала, что хочу свой проект и рост, а не работу на дядю ради реализации чьих-то мечтаний и планов. Я посещала огромное количество семинаров и тренингов, и для меня это действительно было и остается интересным.

Как все началось

Интересное помещение (прямо возле ГУМа) я заметила на аукционе. Когда попала внутрь и увидела старый, заброшенный уголок, я совсем не понимала, как тут вообще можно что-то сделать, сколько нужно будет вложить денег, окупятся ли вложения и так далее. Был миллион страхов.

Тогда мне было 16, и мы с папой отправились на аукцион. Желающих получить место было много, но это было предсказуемо. К счастью, место удалось выкупить.

Вкратце о родителях и их роли в моем бизнесе. Учитывая, что на момент аукциона и открытия своего дела я была несовершеннолетней, кофейня оформлялась на их ООО. Деньги на открытие я взяла у них в долг под расписку. Конечно, от дочки они бы не отказались, но деньги мне пришлось бы отрабатывать, если провалюсь.

Я не хотела бы называть сумму для старта бизнеса. Скажу, что самыми затратными статьями расходов были аренда (с учетом права выкупа помещения на аукционе) и ремонт. В общем, не космические деньги.

Забегу вперед: решив открыть кофейню, я совершенно ничего не понимала в кофе.

Ремонт

Первым делом я нашла дизайнеров, и мы стали крутить и вертеть, что же можно сделать оригинального на 17 квадратных метрах. Позже они свели меня с учредителями другой кофейни — так я познакомилась с кофе и подводными камнями этого дела.

Я сразу же пошла на курсы бариста: стажировка, работа за баром и ощущение всей работы на себе.

Изучала разные модели оборудования, какие необходимы фильтры, кофемолки, очистка воды и так далее.

Одновременно мы работали над дизайном помещения. И вот тут начались проблемы…

В помещении не было ни воды, ни канализации, ни электричества. С таким я столкнулась впервые. Ну что ж, все бывает в первый раз. Познакомились с электриком, отвечавшим за наш дом, он пустил нас в подвалы. Я стояла в подвалах и пробовала по схемам разобраться, откуда можно подвести коммуникации. Знакомилась с руководством соседнего магазина в надежде попросить подвести от них хоть что-нибудь, но это оказалось бессмысленным, их ответ был категоричен. В итоге договорилась с владельцем ближайшего кафе. Ура!

Параллельно шли согласования по реставрации дверей, что тоже было нелегко, а также стоило недешево.

Также я несколько раз меняла дизайн и просила рисовать еще, поскольку что-то было не так и мне не нравилось, было непонятно в реализации.

Мы начали ремонтные работы в помещении, красили арку, реставрировали дверь, и тут произошел первый конфликт. Кто-то обрезал наши электрические провода и выбил стекло в дверях. Тогда для меня это было шоком. Я поняла, что место сладкое и нужно активнее работать и открываться, пока еще что-нибудь не случилось.

Пока шел ремонт и покраска стен, я отправилась в Москву (туда я езжу после 9-го класса, чтобы учиться заочно в колледже) за оборудованием. Купили кофемашину и кофемолку по очень хорошей цене (долго торговались!). Никогда не забуду, как тащили эту машину весом в 150 килограммов, надрывая руки, и она не помещалась в машину.

Вернулась в Минск. Когда начали устанавливать столешницу, я поняла, что это совсем не тот цвет, который я хотела заказать. Это дико расстроило меня, так как времени что-то менять уже не оставалось. В ту ночь, когда я заканчивала уборку строительного мусора, у меня началась истерика со слезами: ничего не получится, больше нет сил, нет сна, и я просто устала на протяжении пяти месяцев спать по четыре часа, а еще и учеба…

Я проспала там три часа, взяла себя в руки и продолжила активно работать. Установка оборудования, переговоры о сотрудничестве, планирование каждого часа, а ночью — строительные работы в помещении. На шатающейся стремянке в мороз вешали украшения к зиме, греясь по пять минут у обогревателя. На этой же стремянке на высоте пяти метров, стоя с дрелью, делала декор с книгами в заведении. Ух, какой же это бесценный опыт!

Доделав все за барной стойкой, я стала тестировать кофе, который мы заказали. Ребята, с которыми я сотрудничала, помогли с персоналом и отдали мне двух девушек на пару месяцев, пока их точка не откроется. С ними мы готовили меню, тестировали граммовки, думали о том, как и что будет.

Надо меньше стесняться

Я очень долго боялась открываться. Потом сказала: открываемся 18 января, и плевать на все недоделки. Открылась просто на коленках: в помещении дико холодно, никакой организации, все вверх ногами, непонятно как.

Тогда я думала: вот откроюсь — и выдохну, все пойдет само собой, и я нормально посплю. Но все пошло совсем не так, работы стало в десять раз больше. Были недовольства по поводу качества, кому-то не нравился дизайн, возникали проблемы с персоналом, никто не выполнял обязанности, не воспринимал меня как руководителя, а я не понимала, что с этим делать. Было страшно не то что уволить кого-то — даже на собеседованиях я волновалась. Сейчас смешно вспоминать. Надо меньше стесняться.

Мне вообще много раз было страшно. Открылись мы сухо и с большим количеством «косяков». Люди толпой не шли. Выручки были минимальные — это был провал. Но берешь себя в руки, потому что надо доказать себе, родителям и всем критикам, которые вылили на меня кучу мерзости после статей об открытии.

Я работала в кофейне 24/7. Стала проводить собеседования, отбирать людей, пробовать их в работе, столкнулась с воровством, хамством в свой адрес, невыполнением обязательств. Стала отлаживать систему.

С самого начала бариста стали фиксировать продажи в блокноте, потом я поставила систему учета Quick Resto, повесила камеры — первое время они работали как муляж, но после их появления выручка выросла в два раза! Затем я ввела чек-листы, стандарты, рецептуры, стала вводить сезонные напитки, миллион раз меняли поставщиков кофе и не только, я стала записывать видеоинструкции и оптимизировать работу, исправлять «косяки» в дизайне, качественно вести соцсети — и тут начала понимать, что меня одной не хватает.

Назначила одну девочку старшим бариста (она взяла на себя все поставки, обучение нового персонала, поиск новых поставщиков), приняла помощницу, которая забрала огромный кусок работы на себя, бухгалтера. Тут уже картина стала намного более приятной. Работая в офисе сейчас, я спокойна, что в заведении все хорошо и там не воруют деньги, качество напитков высокое и все работает идеально!

Что дальше

Потом я поняла, что надо двигаться дальше! Пошла учиться на разные бизнес-курсы. Запустила еще несколько проектов и даже успела продать франшизу кофейни в Москву.

Недавно мне исполнилось 18 лет. Я вернула деньги родителям. О размере прибыли не скажу, но получается больше, чем средняя зарплата по стране.

Все выглядит просто? Не просто! Очень сложно. Не то что хоп — и открылась. Училась на курсах, читала, родительский опыт помог: меня таскали по семинарам с 6 лет.

Открытие проекта — это как четыре года в универе. Но хочу сказать только одно: если вы решили что-то делать, то ни при каких обстоятельствах не вздумайте делать ноги! Я столкнулась со многими сложностями, но со всеми я справилась. Я всем желаю удачи и сил. У вас все получится, главное, делайте!


Следующая история — через неделю. Конкурс мы проводим совместно с компанией velcom. Победитель будет выбран онлайн-голосованием и получит приз — до пяти услуг для бизнеса от velcom без оплаты на целый год:

  • мобильную связь для бизнеса;
  • фиксированный интернет для офиса или магазина;
  • гостевой Wi-Fi;
  • обслуживание сети с выездом системного администратора;
  • создание корпоративной сети;
  • «Мобильный колл-центр» с подключением единого многоканального номера;
  • «Мобильная касса» для проведения безналичной оплаты.
Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком». УНП 101528843

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by