Уже на следующей неделе начнется главное кинособытие года — фестиваль «Лістапад». С 2 по 9 ноября в Минске покажут больше сотни картин со всего мира. Как не растеряться перед насыщенной афишей и что посмотреть? Программный директор Игорь Сукманов рассказал Onliner.by, какие фильмы будут открывать и завершать фестиваль вне конкурса, а какие поборются за главные призы «Лістапада» и почему их обязательно нужно увидеть.
Режиссер — Павел Павликовски
О чем кино. Он — художественный руководитель и дирижер фольклорного ансамбля, возникающего в послевоенной социалистической Польше в 1949 году. Она — девушка из соседней деревни, которая стремится к карьере в большом городе. Судьба сводит их случайно и не отпускает, несмотря на все попытки истории разлучить влюбленных. Меняется география и эпохи, но связь остается.
— Красивая картина о людях и чувствах. Вроде это история человеческих взаимоотношений, но она развивается на фоне слома эпох. Есть две системы — Востока и Запада, эта пресловутая граница между социалистическим и западным миром, и фильм показывает, насколько человеку она мешает быть счастливым. По сути, в основе лежит история родителей самого режиссера, которая здесь имеет особую концовку. Смотреть фильм истинное удовольствие: фактура изображения, музыка, совершенно фантастические хоралы, песнопения и народные песни, вместе с тем джазовые мелодии — все это создает удивительный микс. Исполнители главных ролей Томаш Кот и Йоанна Кулиг — знаковые актерские имена в Польше. Павел Павликовски — хорошо знакомое нашим зрителям имя, триумфальный путь его фильма «Ида» тоже в каком-то смысле начинался на «Лістападзе».
Режиссер — Анджей Якимовски
О чем кино. Марек и его мама выставлены из квартиры судебным приставом. Парень учится на юриста и надеется получить комнату в общежитии. Пока же мать и сын мыкаются по ночлежкам, приютам, чужим дачам и варшавским сквотам. Со временем к ним присоединяется бездомный пес Кент.
— Тут поднята очень актуальная для многих вступающих в капиталистическое пространство государств тема банковской задолженности, когда люди теряют свои квартиры и общество в какой-то мере старается от них отвернуться. История очень пронзительная. Она, может быть, сознательно мелодраматизирована, но за счет правдивой фактуры создает очень сильный эффект. Там немалую роль играют не только актеры и их персонажи, но и совершенно фантастическая собака по кличке Кент, которая является символом обездоленности и почти утраченного гуманизма. На показ можно даже запастись носовыми платками, но все это сделано не для того, чтобы нас разжалобить, а чтобы всколыхнуть человечность, которая иногда за будничной обстановкой немножко истончается. Тема преподнесена очень деликатно, при этом есть масштаб и исторический контекст: в фильме воспроизведены буквально документальные кадры недавних националистических волнений в Польше. Когда ты видишь реальных персонажей в гуще опасных событий, это выглядит как триллер.
Режиссер — Надежда Косева
О чем кино. Ирина живет в небольшом болгарском городке, подрабатывает официанткой в кафе. Ее со скандалом выгоняют оттуда, с мужем происходит несчастный случай — семья оказывается на грани нищеты. Чтобы свести концы с концами, женщина решает стать суррогатной матерью.
— На «Лістападзе» болгарское кино побеждало неоднократно — великолепный фильм «Урок» или картина «Слава», которая получила приз зрительских симпатий. Кинематограф этой страны интересен и своей моралистической стороной, и реализмом. Потому что все, что там описывается, происходит не во дворцах и не на виллах — героями становятся маленькие люди. Такие фильмы очень часто балансируют на грани в сторону чернушного кинематографа, и на первый взгляд кажется, что «Ирина» — именно такая история про людей за чертой бедности. Но все же у этого фильма есть что-то очень светлое. Картину пронизывает чувство иронии, тонкий житейский юмор. Все герои очень живые, в них нет только черных или белых сторон. Тема суррогатного материнства подразумевает некоторые клише, но в случае с «Ириной» все сделано в несколько обновленном формате, нельзя ничего предугадать.
Режиссер — Наталья Мещанинова
О чем кино. Егор работает ветеринаром на одной из тренировочных станций для охотничьих собак где-то в глуши. Живет в пристройке рядом с домом хозяина. Лечит зверье, чистит клетки, следит за рабочими, встречает клиентов и их собак. С животными ему проще, чем с людьми. Но Егору все равно хочется стать частью семьи хозяина станции.
— Мне кажется, это лучшая российская картина года. И большой шаг вперед для режиссера Натальи Мещаниновой, которая начинала как сценарист. Она работала, например, в таком знаменитом проекте, как «Школа» Валерии Гай Германики. Потом очень ярко заявила о себе как документалист, сняла квазидокументальную игровую картину «Комбинат „Надежда“», которая участвовала у нас в фестивале и вызвала дискуссию среди зрителей. «Сердце мира» — фильм другого плана, он выходит за рамки оголенной полемики. По духу его сравнивали с прозой Льва Николаевича Толстого. Картина — очень тонкий человеческий портрет, история человека, который пытается бежать от своего прошлого и выстроить другой мир, но даже в лесу все равно оказывается заложником человеческих взаимоотношений. Но все сделано настолько не назидательно, что во время просмотра ты просто чувствуешь жизнь, видишь фантастическую природу в разное время года. Речь заходит об экологии души и экологии в классическом понимании: действие разворачивается на станции, где выращиваются лисы, которых используют в качестве мишени для натаскивания охотничьих собак. Это кажется кощунственным обращением с животными, но фильм показывает другую правду.
Режиссер — Роман Бондарчук
О чем кино. Переводчик ОБСЕ Лукас вместе с коллегами едет в Крым, чтобы провести там мониторинг. Их машина ломается, и герой идет искать помощь. Когда возвращается с подмогой, то не находит ни автомобиля, ни коллег. Его спаситель — бывший начальник местного рыбхоза, потерявший бизнес в лихие 90-е.
— Роман Бондарчук — очень талантливый представитель генерации молодых украинских кинематографистов. Это его дебют в игровом полном метре. У него была картина «Украинские шерифы», которая тоже участвовала в «Лістападзе» в секции документального кино, и Украина выдвигала ее на премию «Оскар». Сейчас эта страна — болевая точка. Если взгляды прикованы к ней, они носят политизированный характер. Но картина «Вулкан» — не взгляд человека со стороны на какой-то глобальный конфликт, а того, кто смотрит именно изнутри, и это взгляд, полный и критики, и любви по отношению к своей стране и тем процессам, которые происходят именно в ней, они не касаются отношений Востока и Запада. Кино не радикальное, а поэтическое. Будут и подсолнухи, и какие-то другие атрибуты южной степи. Название символическое — вулкан вы не увидите, но почувствуете.
Режиссер — Огнен Главонич
О чем кино. 1999 год, войска НАТО бомбят Сербию. Дальнобойщик Влада получает задание перевезти секретный груз из Косово в Белград. По завершении своей миссии ему придется вернуться домой и ответить за содеянное.
— Тоже дебютная картина. Говорим Сербия — конечно, вспоминаем ее главную травму, связанную с войной и расколом, которая очень глубоко сидит в людях до сих пор. Фильм эту тему продолжает исследовать и делает это очень проникновенно. Позволяет ощутить бесприютность 1990-х, когда бомбится Белград, а люди совершают поступки, осмысливать которые будут уже потом и на которые в других условиях, возможно, и не пошли бы. Пространство, изъеденное войной, люди, которые оказываются странниками в своей же собственной стране, — получилось по-режиссерски точное атмосферное кино.
Режиссер — Елизавета Стишова
О чем кино. Когда первая жена Карабаса сообщает, что нашелся их давно пропавший сын, мужчина спешит к ней, что совсем не радует его новую жену, которая тоже ждет ребенка, — история о запоздалом взрослении человека, который должен потерять любовь, чтобы ее найти, снята в окрестностях объекта всемирного наследия ЮНЕСКО горы Сулейман.
— Еще один дебют. Фильм погружает нас в культуру Востока. Здесь есть свои тайны, определенные загадки, связанные со сложными человеческими взаимоотношениями. У героя две жены, каждая из которых пытается завладеть его сердцем и главенствовать в отношениях. Он сам — инфантильный ребенок, который проходит путь взросления. Это своего рода роуд-муви с элементами экзотики. Смотреть его одно удовольствие.
Режиссер — Адильхан Ержанов
О чем кино. Куандык и Салтанат приезжают в столицу из далекого аула. Семья Салтанат в огромных долгах, и девушке приходится выбирать между участью содержанки богатых бизнесменов и долговой тюрьмой для матери. Куандык хочет спасти Салтанат и готов работать без устали. Но быстро заработать в столице невозможно, если ты умеешь только охотиться в степи.
— Ержанов — тоже частый гость на «Лістападзе». Он использует особый поджанр карикатурного реализма. У нас уже были его картины «Чума в ауле Каратас» и «Хозяин», которые являлись острой критикой в адрес той социальной ситуации, которая сложилась в современном Казахстане. Этот фильм продолжает то же направление, берет те же темы — насколько человек не защищен перед коррупцией, насколько ему сложно выживать в этом безразличном мире. Но ласковость в названии тоже является ключевым словом, потому что по изображению — это один из самых красивых фильмов фестиваля. Ержанов — восточный Аки Каурисмяки, у которого есть своя меланхолия, определенное чувство юмора и сострадания, обеспокоенность несовершенством знакомого ему мира.
Режиссер — Цзя Чжан-кэ
О чем кино. Цяо влюблена в Бина, преступного авторитета провинции Шаньси. Во время спонтанной стычки между бандитскими группировками она заступается за любимого и стреляет из пистолета в воздух. За это женщина получает пять лет тюрьмы. Выйдя на свободу, она отправляется на поиски потерянной любви.
— Это в чем-то гангстерское кино: оно охватывает период 1990-х. Совершенно другая точка зрения на переломный и для нас период истории. Помимо глобального подхода, здесь есть и филигранный взгляд на природу взаимоотношений мужчин и женщин, что делает картину еще богаче. В современном кино мало кто может мыслить и снимать масштабно так, как Чжан-Кэ. Он очень смело берется за какие-то глобальные вещи, и это не может не потрясать.
Режиссер — Фэн Сяоган
О чем кино. Китай, 70-е годы, разгар «культурной революции» и последние годы правления Мао Цзэдуна. Из-за семейных неурядиц Хэ Сяопин уходит из дома. Чтобы начать жизнь с чистого листа, поступает в армейский ансамбль песни и пляски. Отношения с новыми коллегами складываются непросто.
— Для зрителя, который хочет приобщиться к хорошему фестивальному кино, но сделать это без особого напряжения, «Молодость» — идеальный вариант: романтизм и история. Тема Сяогана — как сложно индивидуальности в коллективе, насколько хрупкое создание человек и как тяжело сопротивляться неумолимому Молоху истории. Мы наблюдаем за периодом бесконечных репрессий, заболеваний революции и коммунизма, когда все превращается в глобальный ад. Но это кино не обвинительное, а созерцающее такие процессы. Кинороман, в котором много действующих лиц, смен эпох, тем — войны, любви, музыки. Здесь фантастические хореографические номера, потому что действие разворачивается в ансамбле песни и пляски. Есть размах, но есть и хрупкость, место сантиментам, которых не стоит чураться. Когда я смотрел эту картину, каким-то непрямым образом вспоминал «Однажды в Америке» и другие голливудские работы с фактурой ретро.
Режиссер — Аш Мэйфэр
О чем кино. Вьетнамская провинция, XIX век. 14-летнюю Мэй выдают замуж — девушка становится третьей женой богатого землевладельца. Ей дают понять, что в семейной иерархии она сможет занять достойное место лишь родив мужу наследника.
— Вьетнамские фильмы нечасто бывают на «Лістападзе», это экзотический продукт. На первый взгляд может показаться, что это мелодрама эротического свойства. История разворачивается в XIX веке во вьетнамской провинции — вроде все это так далеко от нас, но, когда мы посмотрим эту картину, поймем ее радикализм, который редок даже сегодня. Картина говорит о положении женщины в обществе и поставлена тоже женщиной — это тихий страстный голос в защиту достоинства через историю девочки-подростка, которой удается за короткое время пройти очень зрелый этап жизни и совершить поступок, который символически обращен к XXI столетию. Грусть и красота в восточной философии — два неразрывных понятия, поэтому они обволакивают картину. Виртуозность именно в том, что душой мы остаемся не потревожены, а вот наш разум получает большую толику знаний.
Режиссер — Дени Аркан
О чем кино. Молодой доктор философии Пьер-Поль Дауст вынужден работать курьером. Одна из его доставок заканчивается ужасной заварушкой с двумя трупами и мешком денег, валяющимся под ногами. Пьер-Поль оказывается перед выбором: остаться честным и бедным или прибрать деньги и бежать без оглядки?
— Дени Аркан — главная фигура в канадском кино. Тут он избирает форму авантюрной комедии, даже почти триллера. Это история людей, денег и того, как они влияют на человека. Неважно, живет ли он в буржуазном или среднем классе. Картина увлекательная и эстетская. Этот вариант подходит любому зрителю. Картину покажут в последний день фестиваля, когда всем надо расслабиться и поставить точку в киномарафоне.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!