Вчера вечером примерно на 15 минут было парализовано движение на московской ветке метро. По официальным данным, в 17:50 «из-за неисправности подвижного состава был отменен один поезд на участке „Площадь Ленина“ — „Институт культуры“». Был вызван резервный состав. Некоторые пассажиры, однако, утверждают, что почувствовали удар. Onliner.by связался с сотрудником метрополитена, который на анонимных условиях заявил, будто действительно имело место столкновение двух составов. Ситуацию дополнительно прокомментировали в пресс-службе столичного метрополитена.
По словам Виктора (имя изменено. — Примечание Onliner.by), действительно, между двумя станциями остановился поезд.
— Он остановился, потому что у машиниста на пульте заклинила кнопка, с помощью которой тот может подтормаживать поезд. Она застряла в нажатом положении, к колесам прижались колодки, состав какое-то время проехал, пока окончательно не остановился. Кнопка осталась нажатой, то есть тормоза продолжали удерживать колеса, поезд не мог ехать.
Пока он думал, как отключить кнопку, диспетчер объяснила ситуацию машинисту следующего поезда, попросив его оказать помощь — сцепиться с застрявшим составом и вытолкать его на станцию. Что сделал этот машинист? Он взял и отключил систему автоматической регулировки скорости (АРС), которая предупреждает машиниста о том, что на пути есть препятствие.
Отключать АРС можно только в исключительных ситуациях. В данном случае машинист не должен был выключать систему до сцепки составов. Еще один нюанс: на этом перегоне есть поворот, который банально закрыл машинисту вспомогательного состава обзор. Поэтому световые сигналы от первого состава он увидел слишком поздно, в последний момент. Далее было применено экстренное торможение, но тормозного пути не хватило и произошло столкновение. Благо скорость была небольшой, поэтому обошлось без тяжелых последствий.
— Виктор, а может, это было очень жесткое сцепление?
— Однозначно нет. Не бывает сцепки, в результате которой разбиваются зеркала. Сцепка происходит на скорости около одного километра в час. Пассажиры в таком случае если бы что-то и почувствовали, то разве что легкий толчок, никто бы не упал. Разбились все четыре зеркала на обоих вагонах. Автосцепки тоже ударились, повредились бамперы. Сегодня утром оперативно слесари убирали следы в депо.
— Что было дальше?
— Кнопка на пульте первого состава выскочила из заклинившего положения, и поезд смог самостоятельно продолжить движение. Если бы была сцепка со вспомогательным поездом, то первый состав не пришел бы на станцию один своим ходом. К слову, сегодня во всех поездах стоят видеокамеры, которые контролируют работу машиниста и смотрят прямо на путь. Метрополитен вполне мог бы опубликовать запись, но вряд ли это сделает.
— Какие последствия инцидента для работников метро? Как вообще отреагировали на ситуацию?
— Понимаете, такого в Минском метрополитене никогда не было. Это сверхчрезвычайное происшествие! Машиниста вспомогательного поезда с работы сняли, отберут права и предложат другую работу. Машиниста первого состава, вероятно, тоже отстранят от работы.
В официальном сообщении метрополитена также упоминается проблема с тормозной системой. По словам машиниста-инструктора бригад локомотивных электродепо «Московское» Андрея Какошина, в дальнейшем был произведен сцеп и расцеп поездов. Вот полный комментарий специалиста:
«28 сентября 2018 года в 17 часов 47 минут при следовании состава электропоезда №0335-0898-0899-0900-0336 по второму главному пути перегона „Октябрьская“ – „Площадь Ленина“ маршрута №13 произошла сработка вентиля замещения №1 (ВЗ1) тормозной пневмосистемы, из-за чего не отпускали пневматические тормоза. Поезд остановился.
На период остановки движения поездов в 17 часов 53 минуты в районе пикета 38 включалась приточная вентиляция для обеспечения поступления в тоннель свежего воздуха. В 18 часов 08 минут, после восстановления движения поездов, вентиляция была отключена.
В результате неоперативных действий машиниста по выявлению причин сработки вентиля замещения №1 на электропоезде машинист не смог привести электропоезд в движение в течение 3 минут. Поездной диспетчер назначил вспомогательный поезд седьмого маршрута, который следовал за неисправным поездом.
После подъезда к хвостовой части поезда маршрута №13 машинист вспомогательного поезда произвел сцеп с неисправным составом.
Одновременно с этим машинист маршрута №13 устранил неисправность и доложил поездному диспетчеру о готовности самостоятельно продолжить движение. Был произведен расцеп поездов. Электропоезд маршрута №13 после высадки пассажиров на станции „Площадь Ленина“ был отправлен в электродепо для осмотра. Электропоезд маршрута №7 продолжил работу на линии.
Информация о произошедшем случае была оперативно доведена до органов МЧС. Сотрудники МЧС, совместно с техническими специалистами электродепо, произвели осмотр технического состояния электропоезда.
В результате осмотра состава поезда маршрута №13 в электродепо на вагоне №0336 была выявлена неисправная кнопка включения вентиля замещения №1 (ВЗ1) на блоке №6 пульта управления кабины машиниста. Была произведена замена кнопки. Далее состав электропоезда №0335-0898-0899-0900-0336 продолжил плановую работу. Приносим извинения пассажирам метрополитена за доставленные неудобства».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!