Финские мушкетеры, корейский вокал в оригинале и лучшие белорусские спектакли. Гид по главному театральному фестивалю страны
4529
16
19 сентября 2018 в 11:48
Источник: Вероника Молокова. Фото: пресс-служба фестиваля
Финские мушкетеры, корейский вокал в оригинале и лучшие белорусские спектакли. Гид по главному театральному фестивалю страны

Завтра в Минске откроется главный театральный фестиваль страны «ТЕАРТ». Три с половиной недели в столице будут показывать спектакли, благодаря которым можно убедиться: театр — это не скучно. Зрелищная хореография, традиционный корейский вокал пхансори, финский театр — Onliner.by изучил афишу фестиваля и нашел как минимум пять причин провести это время в зрительном зале.

За пять дней посмотреть лучшие отечественные спектакли

Программа Belarus Open. 20—24 сентября

Традиционно фестиваль начинается с белорусского шоукейса — последних громких премьер. Представьте, что год не были дома. Вернулись и захотели в театр. Нужен совет, на что сходить из нового и самого-самого? На все, что попало в Belarus Open. В этом году туда включили спектакли из Бреста, Минска, Могилева и Молодечно. Смотреть их приедут и приглашенные на фестиваль зарубежные эксперты.

— Наша задача — не только обратить внимание минских зрителей на какие-то постановки, но и пояснить иностранным гостям контекст — почему у нас в афише те или иные авторы и названия. Поэтому позиция такая: если белорусские спектакли слабы по отношению к тому, что будет потом в международном блоке, то лучше сразу не включать их в программу, — говорит директор фестиваля «ТЕАРТ» Анжелика Крашевская.

Удивиться современной хореографии

«40» (Польша). 8 октября на сцене Центрального дома офицеров

«Жатва» (Польша). 9 октября на сцене Центрального дома офицеров

— Каждый год мы стараемся разнообразить программу новыми именами, странами, жанрами и их сочетаниями, которые есть в мировом театре и отсутствуют у нас. В этот раз акцент сделан на современной хореографии, — поясняет директор фестиваля. — «40» — это спектакль Польского театра танца, который занимается современной хореографией на основе классического балета. Известный норвежский режиссер Джо Стремгрен привнес в работу колорит другой культуры. А вот «Жатва» — еще один спектакль этого же театра, созданный в год, который был объявлен в Польше годом обрядов, шаманства и прочего. На сцене показан ритуал, связанный с урожаем, но метафоричным — как переосмысление жизни, смерти и так далее. Там много фольклорных вещей. Интересно, что в этих двух хореографических постановках есть очень много драматургии в плане не только танца, но и текста. В постановках используются отрывки из произведения по мотивам гомеровской «Одиссеи» важного для Польши автора — Станислава Выспяньского.

Послушать традиционный корейский вокал пхансори в оригинале

«Даркнесс Пумба» (Южная Корея). 30 сентября на сцене Дворца культуры МАЗ

— Театр из Кореи у нас уже был, мы видели «Макбет», но это была драма. Теперь — современный танец. В спектакле есть удивительная вещь: пхансори — это корейский эпос, называемый оперой. То есть вокальные данные исполнителей должны соответствовать тому, что они пропевают. Весь спектакль — движение и песни. Это очень красивое зрелище, харизматичные артисты, другая культура и новые эмоции. Ментальность другой страны в песне и в танце — то, что просто надо увидеть.

Первыми в Беларуси пойти в финский театр

«Три мушкетера. К востоку от Вены» (Финляндия). 1 октября на сцене Республиканского театра белорусской драматургии

«Просто киносъемка» (Финляндия). 4 октября на сцене Дворца культуры МАЗ

— История про мушкетеров — это мокьюментари, псевдодокументалистика. То, что как бы могло быть. Персонажи Дюма вдруг оказываются в сегодняшнем времени, их глазами мы наблюдаем за беженцами, идущими по Европе. Но в то же время там не только рассуждения на эту тему, но и много юмора. «Просто киносъемка» — это марш кино и актерам в нем как заложникам своей профессии. Ведущие исполнители — Аннамария Ланг из Венгрии и Юхан Ульфсак из Эстонии. Актеры говорят о кино, показывают сцены из фильмов. Режиссер спектакля — один из выдающихся художников Европы Кристиан Смедс, в нашем понимании художественный руководитель национального театра в Хельсинки.

Для нас финский театр пока неизведанное пространство, хотя страна такая же небольшая, как и у нас. Мы впервые фокусируемся на нем, поэтому мне было любопытно представить два абсолютно разных спектакля, но как раз такие, какие могли быть поставлены и у нас — по формам, обстоятельствам, языку и так далее, — считает Анжелика Крашевская.

Увидеть лучшие спектакли Европы

«Сайгон» (Франция, Вьетнам). 15 октября на сцене Дворца культуры МАЗ

«Арктика» (Бельгия). 11 октября на сцене Дворца культуры МАЗ

— В этом году у нас два визуально очень красивых спектакля, которые были показаны в основной программе Авиньонского фестиваля в 2017 и в 2018 году: пробиться туда очень сложно, но это очень многое значит. «Сайгон» — копродукция Франции и Вьетнама, тоже экзотика для нас. Режиссер Каролина Гуиела Нгуен — вьетнамка, рожденная во Франции. На примере нескольких семей, уезжающих по разным причинам из Вьетнама во Францию, она рассказывает красивую и драматичную историю любви и потерь так красиво, как в театре еще надо суметь сделать. Мне, когда я смотрела спектакль, он напомнил чем-то фильм «Индокитай». 

«Арктика» — это триллер молодого бельгийского режиссера Анн-Сесиль Вандалем. Сюрреализм, который трудно даже представить, — все события разворачиваются в будущем на дрейфующем во льдах лайнере по пути в Гренландию. Там очень много камер и видео, но это все так гармонично встроено в действие, что у тебя есть ощущение, будто ты сам присутствуешь на этом лайнере. Все это для того, чтобы мы посмотрели, куда двигаются мировые режиссеры и как используют технологии. Накупить можно любого оборудования. Вопрос — зачем? Мне так хочется, чтобы белорусские театры начали шевелиться! Не застывали в музейной архаике и не запутывались в комедиях, а ориентировались на такие мировые вещи. 

Полную программу спектаклей и творческих встреч форума «ТЕАРТ-2018» можно найти здесь. Все постановки идут на языке оригинала с субтитрами на русском.

Источник: Вероника Молокова. Фото: пресс-служба фестиваля