Очередной виток исторической спирали — и хозмаги снова в строю. Да, они категорически отличаются от тех, что были в СССР. Но домашнее хозяйство изменилось. Теперь дома нужны не калоши с жестяными ведрами и гвоздями на развес, а таблетки для посудомойки и ополаскиватели. Что касается подгузников, десятков шампуней и декоративной косметики, то советская хозяйка с радостью приняла бы это — но кто ей предлагал? В этом году к «Острову чистоты» и «Миле» добавилась «Магия» (в трейлере звучало бы «от создателей „Евроопта“»). Мы поговорили с участниками рынка и сравнили ценовые предложения.
Логика таких магазинов на поверхности: с какой бы скоростью ни рушились наследуемые принципы домостроя, домашнее хозяйство лежит преимущественно на женщине. Раз уж она пришла за порошком и шампунями, чтобы отстирывать любимых, давайте предложим ей что-то косметическое для себя.
На самом деле история у всех похожая. Все три компании (не юридически — фактически) с девяностых годов были импортерами. «Острову чистоты» принадлежит первая попытка выйти в сегмент.
— В 2002 году появилась наша сеть «Бытовая химия», состоявшая из 15 магазинов в Минске. ТЦ тогда не было, поэтому акцентировались все на рынках, — рассказала директор сети Анна Костоненко.
В конце «нулевых» ситуация в корне изменилась. Рынки начали чувствовать давление со стороны открывающихся торговых центров. Тогда руководство компании и придумало нынешний формат «Острова» — 100—150 «квадратов» площади, большой ассортимент (директор просит акцентировать внимание, что ассортимент «самый большой») и низкие цены (по иронии судьбы, первый магазин в новом формате в 2010 году открылся именно на Комаровском рынке, где работает до сих пор).
Тогда синонимом низкой цены было слово «дискаунтер». Оно до сих пор висит рядом с логотипом. Это часть юридического названия, хотя формально классического дискаунтера с его ограниченным ассортиментом и незатейливой подачей товара на полках из поддонов здесь нет — обычный магазин.
— Мы не планируем убирать слово «дискаунтер», сохраняя акцент на низких ценах и широком ассортименте, — говорят в компании.
Впрочем, о низких ценах сегодня не сообщает только ленивый. Отличается аргументация. У «Острова чистоты» есть своя фабрика по производству средств бытовой химии и хозтоваров — Romax. Поэтому они могут позволить себе кампании вроде «минус 70%», когда на улице выстраиваются очереди на вход. Доля товаров собственного производства и собственных торговых марок на полках сети — около 20%.
«Мила» утверждает, что имеет лучшие цены за счет собственного импорта и пунктуальности расчетов с поставщиками (у нас нет ни доказательств, ни опровержений этим словам).
Ну а «евроторговская» «Магия» имеет за спиной лидера сетевой розницы, поэтому может позволить себе играть с ценой так, как это позволяет собственное видение. Другие участники рынка пока что с любопытством наблюдают за этими играми с комментариями вроде «интересно, насколько их хватит».
— На фоне других сетей «Магия» выделяется уютной атмосферой, широким ассортиментом товаров, соблюдением строгих корпоративных стандартов, большим количеством ценовых акций и дружелюбными ценами. Вместе с тем сеть предлагает развитую дисконтную программу, участвуют в которой не только «фирменные» карты «Магии», но и дисконтные карты «Е-плюс». А значит, получить скидку в нашей сети может также любой покупатель торговой сети «Евроопт», — говорят в «Евроторге». — Кроме того, по сравнению с другими сетями у нас широко и качественно представлена группа товаров для красоты, в том числе косметика самых известных мировых брендов.
С позиции видения бренда глазами покупателей у «Магии» сейчас самая непонятная позиция. Да, новые магазины, уют и ассортимент. С другой стороны, как и любой новый проект, он пока не успел вызвать у покупателей никакой эмоциональной привязки. Со «старожилами» в этом смысле все проще: «Мила» — это бытовая химия с акцентом на «красоту», девичья сеть.
«Остров чистоты» — это уход за домом. Хотя в самой компании соглашаться с этим не спешат.
— У нас больше 65% ассортимента — это товары для ухода за телом. Но ассоциация с лидером сегмента по хозяйственной части нас тоже устраивает. Мы этот ассортимент тоже поддерживаем. У нас есть не только порошки транснациональных компаний, но и эксклюзивный импорт. Вы мужчина, не поймете. А женщины это очень ценят.
По данным «Острова чистоты», женщины составляют более 70% аудитории. Совпадение или нет, но аудитория эта ветрена и легко кладет в кошелек карты всех трех сетей.
— Ассортимент у всех пересекается примерно на две трети, — считает Анна Костоненко. — Получить эксклюзив чего-то импортного, популярного и продающегося почти невозможно. Как только продажи пойдут, поставщик привезет его во все сети страны. Поэтому становится все больше собственных торговых марок. Главное в нашем формате — место.
И эти места заканчиваются. «Мила» сообщает, что у них сегодня «менее 400 магазинов», и сомневаются в том, что дальнейший рост будет идти таким же галопом, как последние годы: мест все меньше, а внимания к эффективности все больше.
— Если вы пройдете по всем сетям, везде найдете что-то дешевле или дороже. На данный момент уникальность не в товаре или цене, а в месте.
Часто можно увидеть, что прямые конкуренты открывают магазины под одной крышей. В «Острове чистоты» об этом рассуждают прагматично:
— Мы от таких площадок не отказываемся. Во-первых, тогда их займет кто-то другой. Во-вторых, покупатели такую концентрацию воспринимают как центр для покупок и направляются в нашу сторону. В чьи двери зайдут — это уже работа для каждой сети. Но чаще всего заходят по очереди в каждую сеть, выбирая лучшие акционные предложения — временных совпадений по акционным предложениям быть не должно, это бессмыслица.
В сентябре «Остров чистоты» планирует отмечать открытие 500-го магазина. Никаких сомнений в дальнейшем росте там нет.
— Изначальная позиция руководства — чтобы получать хорошие закупочные цены, нужна большая сеть. И сейчас есть где открываться. Минск растет, в регионах еще много крупных населенных пунктов.
Много шума наделал в этом году новый ассортимент «Острова чистоты». На полках появились детское питание, чай, кофе, в прикассовой зоне — шоколадки. Насколько адекватно такое соседство?
— Мы проводили опрос среди покупателей: что вы хотите видеть в наших магазинах? — объясняет директор «Острова чистоты». — Очень много мам в декретном отпуске сказали о детском питании. Им так проще: детскую гигиену и питание покупать в одном месте. У нас самих были сомнения, но мы сделали — и получили очень хорошие результаты продаж. Да, это было необычно. Мы привлекли внимание не только покупателей, но и санслужб. Если бы они нашли хоть какое-то несоответствие закону, конечно, мы бы не продавали никакое питание. По закону, должно быть определенное расстояние между питанием и порошками, например. Мы это требование выдерживаем. В небольших магазинах, где тесно и по закону не получается, никакой еды нет.
Это правда. Порошки находятся в другом углу. Рядом с питанием стоит женская гигиена. Напротив — подгузники. В общем, как в детском магазине. Только запах порошков все равно превалирует в любом из магазинов вышеуказанных сетей. Поэтому еда — только в герметичной упаковке. И никакой возможной колбасы, конечно, в будущем.
«Магия» вводить в ассортимент продукты питания пока не планирует. Ряд позиций по этой категории есть только в большой «ГиперМагии» на улице Монтажников. Но готовы:
— Мы постоянно изучаем и анализируем мнение наших покупателей. И если возникнет такая необходимость, сеть «Магия» сможет работать с любой категорией товаров, востребованной нашими клиентами.
Пока что усилия сосредоточены на поиске новых площадок и открытии магазинов. Сейчас их 55. До конца года может быть 100 — компания говорит об этом со словами «не исключено».
Минский перекресток улиц Притыцкого и Кунцевщины. На одной стороне дороги на разных этажах работают «Остров чистоты» с «Милой», через дорогу — гипермаркет Green. Со стороны выглядит, будто околдованные 15 лет назад изобилием гипермаркетов покупатели устали и им снова подавай булочную, овощной и хозмаг. Почему не ходить за всей этой «химией» в обычный супермаркет?
— На самом деле гипермаркетам сейчас не так просто. Знаете, какая самая выгодная упаковка порошка? 10 килограммов. Одновременно она же самая непродаваемая. То же самое с гиперами: чтобы пойти туда, желательно иметь в кармане как минимум сотню. Иначе в чем смысл? По сравнению с фуд-ретейлом у нас и выбор шире, и цены ниже. Станем рядом с любой торговой сетью и будем хорошо себя чувствовать, — рассказали в «Миле».
Возможно, ответ мы найдем в ценовой политике. Итак, случайным образом собираем корзину из более чем двух десятков товаров (стартовали с «Острова чистоты», поэтому «корзина» в нем полная). Обратите внимание, что в «хозмагах» действуют постоянные скидки по картам сети. «Остров чистоты» дает 7%, «Мила» — 5%. В «Магии» процент отличается. Мы нашли скидку от 8 до 15%, но самая популярная — 10%. Поэтому даем цену с этой скидкой, тем более на ценнике она чаще всего обозначена как основная.
Товар | «Остров чистоты» | «Мила» | «Магия» | Green | «Евроопт» |
Порошок Persil Color, 450 г | 3,70 | 3,33 | 2,95 | 3.70 | — |
Ariel 3 in 1, 12 капсул | 13,91 | 13,05 | 12,19 (Color) | 7,34 (акция с 14,69) | 8,99 (акция с 14,90) |
Мыло Safeguard, 90 г | 1,09 (акция) | 1,35 | 1,29 | 1,54 | 1,49—1,59 |
Мыло Dove, 135 г | 2,79 | 2,09 (акция с 2,79) | 2,25 | — | 2,59 |
Гель для душа Le Petit Marseillais, 250 мл | 4,90 | 4,43 | 4,19 | 3,49—4,74 | 4,99 |
Лак для волос Wellaflex, 250 мл | 6,20 | 5,98 | 5,49 | 6,74 | 6,29 |
Шампунь Head & Shoulders, 200 мл | 5,38 | 5,16 | 4,65 | 5,80—6,07 | 5,89 |
Гель для бритья Nivea, 200 мл | 9,10 | 9,35 | 9,19 | 10,23 | — |
Антиперспирант Mennen Speed Stick 24/7 | 7,40 | 6,95 | 5,79 | — | 6,99 |
Антиперспирант Dove, 150 мл | 4,99 (акция) | 6,67 | 5,89 | — | 6,89 |
Ополаскиватель рта Colgate Plax, 250 мл | 4,20 | 3,87 | 3,29 | 3,99 | 3,79 |
Lavazza Crema | 14,11 | — | — | 7,30 (акция с 14,60) | — |
Кофе Jacobs, 95 г | 8,08 | — | — | 9,52 | — |
Чай Lipton, 25 пак. | 3,06 | — | — | 3,27 | — |
Детское питание «Агуша», фруктовое пюре | 1,09 | — | — | 1,11 | — |
Детское питание Gerber, груша | 1,68 | — | — | 1,73 | — |
Туалетная бумага Zewa Deluxe | 3,20 | — | 3,45 | 4,04 | 3,99 |
Pampers Active Baby Dry | 42,99 | 29,99 (акция с 43,10) | — | 30,87 (акция с 44,10) | — |
Чистящий гель Sunfor 10 в 1, 750 мл | 3,06 | 3,16 | 2,39 | 3,69 | — |
Моющее средство Fairy Platinum, 650 мл | 5,41 | 5,30 | — | — | — |
Набор губок «Мелочи жизни» | 1,38 | — | 1,15 | 0,90 (акция с 1,80) | 1,59 |
Отбеливатель «Ушастый нянь», 750 мл | 3,00 | 2,54 (акция с 3,39) | — | 3,66 | — |
1. Судя по данным нашей вылазки в поля, хозмаги дешевле супермаркетов. Единственное предложение по самой низкой цене попалось в Green. Но, судя по соседям, это просто старая цена на конкретный «вкус».
Даже чай с кофе были на несколько копеек дешевле.
2. При этом в гипермаркетах покупать атмосферно приятнее. Там экспериментируют с запахом выпечки, а в «дрогери» пахнет исключительно порошком. Не всем это понравится, особенно аллергикам.
3. Без дисконтных карточек ходить в хозмаги можно только за акционными предложениями.
4. Субъективно самая большая плотность товара — на полках «Острова чистоты». Но ценового подтверждения «дискаунтера» обнаружить не удалось. В «Магии» пока что в среднем дешевле.
5. Несмотря на корни и общую крышу над головой, в «Евроопте» все дороже, чем в «Магии» (если не брать в расчет акционные предложения).
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by