На совместном заседании депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики министр труда и социальной защиты Ирина Костевич озвучила уровень безработицы исходя из обследования домашних хозяйств. Он отличается от официального примерно в 9 раз. Депутат Анна Конопацкая поинтересовалась у министра, каким образом будет решаться эта проблема.
— Сегодня в стране сложилась напряженная ситуация на рынке труда, пособие по безработице одно из самых низких в мире. Оно не учитывает ни трудового стажа, ни заработной платы. Какие меры сегодня предпринимает Министерство труда и соцзащиты, чтобы способствовать развитию рынка труда, и готово ли оно принимать меры для увеличения пособия по безработице? — задала вопрос Анна Конопацкая.
— А можно встречный вопрос? В чем выражается напряженность на рынке труда? — поинтересовалась Ирина Костевич.
— Катастрофически не хватает мест для молодых специалистов, очень сложно устроиться женщинам, особенно после того, как они отсидели в отпуске по уходу за ребенком... — отметила Конопацкая.
— Давайте охарактеризую ситуацию по рынку труда в целом. Есть у нас такое обследование домашних хозяйств по уровню занятости для того, чтобы сопоставляться с другими странами, как по ВВП, как по инфляции. Берется общая методология — 15—74 года. По последним данным, это февраль 2018 года, уровень общей безработицы составил 5,1% (это 260 тысяч человек), в феврале 2017 года эта цифра составила 6,3%. Мы видим с вами положительную динамику по уровню общей безработицы. Если мы снимем студентов и пенсионеров, у нас выходит общий уровень безработицы в феврале этого года — 4,4%. Так вот международные эксперты международной организации труда говорят, что общий уровень безработицы 3—5% — это здоровый рынок труда. Такая же конкуренция, как между товарами и услугами, должна быть и в трудовых ресурсах, чтобы стимулировать людей повышать свой профессиональный уровень. Если в целом по стране ситуация с безработицей стабильная, но я бы больше сделала акцент на молодежной безработице. Она сегодня больше 7%, но главное то, что здесь есть положительная динамика. Но нужно двигаться дальше.
— Так а какие меры вы видите, чтобы способствовать трудоустройству молодых специалистов? — задала вопрос Анна Конопацкая.
— Снижение уровня безработицы — это сам экономический рост. У нас в базе уникальное количество вакансий — 65 тысяч, мы давно уже такого не имели. Но проблема в другом. Первое — это проблема дисбаланса спроса и предложения. Наниматель сегодня требует опытного работника с высокой квалификацией. У молодого есть высокая квалификация, но нет опыта. Для этого сегодня существует механизм «бронирования» рабочих мест на предприятиях. И его нужно использовать. Даже в плане получения опыта этих молодых безработных, которые не имеют практического опыта. Эти механизмы нужно развивать.
— Так рассматривается ли вопрос повышения пособия по безработице? Сейчас готовится бюджет, может быть, министерство выступит или найдет какие-то возможности увеличить его?
— Есть активная и пассивная политика занятости. Так вот выплата пособия — это пассивная политика. Активная же заключается в том, что мы сегодня с вами реализуем в рамках декрета №1 по содействию занятости. Это прежде всего и переподготовка, и повышение квалификации — это когда мы предлагаем тем, кто оказался вне рынка, услуги по содействию занятости. Когда мы готовы переобучать за бюджетные деньги. Главное, чтобы человек был готов идти и что-то менять в своей жизни. Я согласна с вами, что 27 рублей — это маленькое пособие. Но сегодня говорить о том, что эти средства нужно изыскать из бюджета, — это неправильный подход. Конечно, сегодня нужно рассматривать вопрос по увеличению пособия, но опять же — это страхование от безработицы. Но есть мораторий по повышению налоговой нагрузки на бизнес. Возможно, в следующей пятилетке стоит рассматривать комплексно этот вопрос исходя из всех налогов и повышать пособие, но более жестко его выплачивать.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!