17 269
30 мая 2018 в 22:57
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Отец четырех детей: «Если мужчина уйдет в декрет, у него будет возможность стать хорошим папой»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

27-летний Ёран взял перерыв в учебе на 10 месяцев, чтобы побыть дома с дочкой Лив. 34-летний Фредерик, инженер, ушел в отпуск по уходу за ребенком и первые четыре месяца провел с сыном. 39-летний инспектор по условному освобождению Андреас уже шестой месяц в декретном отпуске с младшим ребенком — Сэмом. Это реальные истории шведов — жителей страны, которая дальше многих ушла по пути осознанного, «включенного» родительства. По словам посла Швеции в Беларуси Кристины Юханнесон, 14% пар в Швеции делят декретный отпуск пополам. А что белорусы? Onliner.by сравнил наш опыт и зарубежный во время публичной дискуссии со шведскими экспертами «Быть отцом: обязанность или счастье?».

Последние данные Минтруда говорят о том, что всего от 1% до 2% отцов пользуются правом декретного отпуска в Беларуси.

— В Беларуси забота государства начинается еще до рождения ребенка. У нас назначается 11 видов пособий. Почти все из них, кроме двух, могут получить мужчины. И это не дискриминационный признак, а просто по полу. Речь идет о пособии по беременности и родам и пособии для женщин, ставших на учет в медицинское учреждение до 12 недель. Все остальные пособия для наших мужчин доступны <…> Вроде бы права есть, но почему-то наши мужчины ими не пользуются, — отметила главный специалист Управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты населения Елена Комлик.

Кроме того, сотрудница Минтруда обрисовала «странную ситуацию» в Беларуси, когда в экономику страны практически одинаково включены и мужчины, и женщины, в семьях работают оба родителя, но женщина, приходя домой, занимается еще и хозяйством, и воспитанием ребенка, а мужчина — нет. Это, фактически, вторая неоплачиваемая работа. В итоге страдают и дети, и женщины, и семьи в целом.

Сейчас в Минтруда подготовлен проект закона, который может изменить положения Трудового кодекса. Суть в том, чтобы отец мог одновременно с мамой взять 14 дней отпуска до того момента, пока ребенку не исполнится полгода. На это новшество, говорит чиновница, белорусов вдохновили шведы.

— Конечно, это, может быть, робкий шаг. Но направление видно. Сразу сделать все так идеально, как в Швеции, невозможно. Нужно подготовить общество. Пока что пробно. А вдруг [мужчины] втянутся? Посмотрят, что ребенок — это генератор положительной энергии. Им понравится, и возникнут мысли: «А почему все маме? Я тоже хочу так время проводить!», — с надеждой произнесла Елена Комлик.

Чрезвычайный и Полномочный посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнесон напрямую связывает экономическое благополучие своей страны с количеством отцов, уходящих в декретный отпуск.

— Нас часто спрашивают: почему мы рассказываем о нашем опыте за границей? Почему нам настолько важно гендерное равноправие, роль отца и декретный отпуск для отцов? Если коротко, то мы хотим показать на собственном примере, что именно с помощью очень активной политики гендерного равноправия мы смогли добиться того уровня благополучия, который сегодня видим в шведском обществе. Швеция, к счастью, сейчас показывает хороший экономический рост, страна хорошо развивается. Конечно, это во многом благодаря тому, что у нас большинство женщин трудятся. Они задействованы на рынке труда. Сегодня нет такой страны, которая может себе позволить держать 50% населения дома, без выхода на работу, — считает госпожа посол. — Наша система социальных льгот полностью построена на том, чтобы работали и женщины, и мужчины.

— Когда-то мы начали с одного «папиного месяца». Я помню, было очень много вопросов, в том числе со стороны работодателей. Они были против. Это была новинка, и многим она казалась лишней. Не уверена, что все папы полностью уделяли внимание своим детям в течение этих 30 дней. Были байки о том, что папы в основном уходят в свой декретный отпуск во время крупных чемпионатов по футболу, например, или охоты на лося (улыбается. — Прим. Onliner.by). Но, вы знаете, маленькими шагами люди стали к этому привыкать. Добавился один месяц, и работодателям тоже пришлось смириться с тем, что все больше мужчин почувствовали, что они востребованы, что это приветствуется в социальном контексте. 

Я как представитель такого карьерного министерства, как Министерство иностранных дел, где конкуренция все-таки серьезная, вижу, что все больше моих коллег-мужчин уходят в декретный отпуск. Они делят ответственность поровну, то есть уходят в декрет на шесть месяцев. И это приветствуется в министерстве. Конечно, нельзя сказать, что все работодатели счастливы. Но мы видим, что для наших семей, для отцов эти шаги были крайне важны. И для женщин — тоже. Женщины сегодня трудятся, но после работы они еще приходят домой, — говорит госпожа посол.

Как пояснила Onliner.by Кристина Юханнесон, в Швеции декретный отпуск обычно длится 12 месяцев — именно столько времени работодатель компенсирует 80% зарплаты родителю, который ушел в декрет. Причем, неважно, мужчина это или женщина. После года мать или отец еще шесть месяцев получают незначительную, символическую компенсацию. Поэтому абсолютное большинство родителей возвращаются на работу через 12 месяцев. Бабушки и дедушки сидеть с ребенком не станут — это не принято в Швеции.

Эксперт шведской общественной организации «Мужчины за гендерное равенство», отец четырех детей и дед трех внуков Матс Бергрен попросил не идеализировать шведский опыт.

— Да, у нас в стране один из самых высоких показателей партнерских родов. Но нам еще много чего предстоит сделать, — сказал Матс, рассуждая о том, что матери маленьких детей в Швеции по-прежнему несут двойную нагрузку, выполняя неоплачиваемую домашнюю работу.

Независимо от того, в какой стране мы живем, мы, мужчины, одинаковы. Белорусские папы ничем не отличаются от других пап, — подчеркнул Матс.

Матс, назовите, пожалуйста, пять качеств правильного, вернее, «присутствующего» шведского отца.

— Я бы не выделял какие-то особые качества, которые должны быть присущи хорошему или «присутствующему» отцу. Я думаю, требования что к маме, что к папе в этом смысле одинаковы. Важно быть хорошим родителем, независимо от того, мужчина это или женщина. Нужно обладать определенными знаниями, понимать, в чем нуждается ребенок, обязательно интересоваться его жизнью и т. д. Я бы сказал так: если задаться вопросом, каким отцом, каким родителем хотел бы быть мужчина, то ему нужно посмотреть на женщину, на мать. Быть таким же заботливым, понимающим.

Если говорить о моем собственном опыте, то когда я задумывался, каким отцом хотел бы быть, то в качестве примера для себя определил мою маму. Я вырос в неполной семье. Меня воспитывала только мама, потому что мой биологический отец исчез за линией горизонта, когда мне было десять лет. Поэтому я всегда ориентировался на маму. Одно из главных ее качеств — это безусловная заинтересованность в благе своего ребенка. Мама для меня — образец для подражания. Я, конечно, не могу сказать, что у меня получается так же хорошо, как она сумела это сделать, но я к этому стремлюсь.

Можно ли сказать, что хороший отец — тот, кто уходит в декретный отпуск?

— Вопрос непростой. Я бы сказал так: использовать возможность декретного отпуска для отца — это замечательная основа для того, чтобы стать хорошим родителем. Благодаря этому у мужчины появляется шанс установить очень близкий, тесный контакт с ребенком, пока он еще совсем мал. Если для женщины эта возможность обусловлена естественными причинами, то человек, который не вынашивал ребенка, не вскармливал грудью, тем не менее, получает возможность очень близкого контакта. С другой стороны, я знаю достаточно большое количество мужчин, которые являются замечательными папами, но при этом не уходили в декретный отпуск. Значит, они другими методами сумели стать хорошими родителями. Но еще раз повторю: декретный отпуск для отца — это очень хорошая база, основа.

Отец двух дочерей и одновременно председатель Республиканского благотворительного общественного объединения «Клуб львов» Вячеслав Щерба вспомнил непростые 90-е годы, когда многие мужчины в Беларуси стремились заработать деньги, а потому отцами их можно назвать лишь «номинальными», «дистанционными». Как ответ на такое «номинальное» родительство Вячеслав создал первые в Беларуси папа-школы — мужские клубы, где мужчины могут собраться и обсудить вопросы воспитания детей, отношений в семье. И если когда-то в папа-чате в Viber было 30 человек, то сегодня — 200.

— Да, точно, в 90-х у меня все было так, как говорит Вячеслав. Моя старшая дочь родилась в 1992 году, а в 1993-м у меня с группой «Новый Иерусалим» пошли гастроли по 3—4 месяца: Европа, США, Россия. И если суммировать все мои поездки, я, наверное, лет пять отсутствовал дома. Я понял, что пять лет моей жизни выпали из семьи, — присоединяется к разговору певец Александр Патлис. — Сейчас все бреши в отношениях с дочерью заглажены, у нас замечательные отношения. Когда мы усыновляли нашего младшего сына Леона, то решили с супругой, что я буду принимать непосредственное участие в воспитании ребенка. Когда Леону был год и семь месяцев, он уже улетел со мной  на гастроли в Одессу. Потом прилетели домой. Год и девять месяцев — он летит со мной в Краснодар. Несколько дней назад мы вернулись с ним из Москвы. Он спал со мной в гостинице, радостный чистил зубы, бежал со мной завтракать, мы катались на колесе обозрения… Мужчины и женщины иногда подходят ко мне и спрашивают: «А как ты путешествуешь с ребенком? Тебе не накладно?» Да, безусловно, есть определенные трудности. Но я понимаю, что у меня подрастает будущий мужчина, и я хочу научить его правильным принципам в этой жизни. Для меня очень важно быть для своего сына примером. [В своем отцовстве] я счастлив! 

— Дети вырастают очень быстро. И что с нами остается? Да, остается дача, какие-то материальные ценности. А еще с нами остаются нити человеческих отношений. Их мы и хотим вспоминать в конце жизни, а не какие-то материальные достижения, — уверена руководительница международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка. — Кто-то говорит, что сегодня происходит кризис отцовства. Я бы сказала, что происходит переосмысление. 

— Гендерные стереотипы о том, что мужчина — это только защитник, очень нам мешают. Мы уже идем к тому, что в Беларуси постоянно повышается возраст вступления в брак, возраст рождения первого ребенка. Такие демографические процессы показывают, что люди хотят стать на ноги не только материально, но еще и понять, что им нужно в жизни, сколько детей они хотят, а только потом заводят семью и принимают более ответственные решения. Очень важно не создавать моральных паник о том, что у нас разрушаются семейные ценности. Мы в этом смысле часть Европы, и все процессы, которые происходят на европейском континенте, тоже нам близки. У нас тоже будет продолжаться повышение возраста вступления в брак и рождения ребенка, — прогнозирует Ирина Альховка.

— *** —

Пока эксперты рассуждали о пути к родительскому счастью, обычные посетители рассматривали фотовыставку «Шведские папы». На снимках дети спят у отцов на груди, размазывают пюре по столу, плещутся в ванной, катаются на тележках в магазине — одним словом, делают все то, что и положено нормальным детям. Единственный нюанс — это происходит рядом с отцами.

— Леша, что ты об этом думаешь? — слышим мы разговор у фотостенда.

— Ну нет… Отец должен зарабатывать, обеспечивать семью, а не сидеть дома, — категорично отвечает среднестатистический Леша.

— *** —

Фотовыставку «Шведские папы» можно посмотреть в фойе кинотеатра «Пионер». Вход свободный.

Поучаствовать в Международном Дне отца в Минске можно 17 июня в парке Горького. Этот праздник, в отличие от Дня советской армии (23 февраля), пока что не является государственным.