Девушка сходила в ресторан и теперь спрашивает: «Официантка запросила 10% от счета на чай, дописав их ручкой, так можно?»

 
975
21 марта 2018 в 17:20
Автор: Никита Мелкозеров

Диана делится опытом. В ресторане почти все понравилось, кроме счета с прописанной шариковой ручкой суммой за обслуживание. Плюс компания использовала банкетное меню, так что «чай» получился большим. Теперь девушка пытается разобраться в произошедшем. Во-первых, интересуется чаевыми — обязательные или нет. Во-вторых, предчеком, в котором некоторые суммы указываются ручкой. Администрация ресторана и юрист комментируют.

— Мы отдыхали в этом кафе еще и в июне. Тоже большой компанией. Тогда нас попросили оставить 10% на чай за обслуживание. То есть это не было требованием. Мол, у нас так принято. На чай-то мы оставили, но сумма получилась значительной, так что на следующий день отправились обратно. Администратор объяснила, что заставить они никого не могут и что сумма на чай зависит от желания клиента. Все было вежливо. Нам дали карту постоянного клиента.

Ситуация замялась.

— На 23 февраля мы снова ходили туда. Человек восемь. Накануне обсуждали заказ. Нам намекнули, что можно оставить 10 процентов за обслуживание. Вечер закончился. Опять приписали к чеку это обслуживание.

У нас была компания, люди отдыхали, я не стала выяснять отношения. Лишь спросила у официантки, обязательно ли это. Та сказала, что у нас заказ из банкетного меню, а это предполагает плату за обслуживание. Я, конечно, не подписывала никаких договоров с правами и обязанностями, так что удивилась.

Диана снова позвонила администратору.

— Мне снова сказали, что я могла бы не оставлять эти деньги. Но опять отметили, что в заведении принято оставлять 10 процентов на чай. Писать в книге жалоб и предложений я не стала. Впоследствии я обращалась в различные организации, в том числе в общество защиты прав потребителей. Мне дали понять, что я имею полное право обращаться в суд. Но это накладно и хлопотно. Судиться не хочется, но ситуация неприятная.


За комментарием мы обратились в ресторанный комплекс.

— Судя по сумме чека, речь шла о банкете. Заказ в таком случае составляется с банкетным менеджером. Сразу оговариваются условия. За обслуживание мы просим заплатить 10 процентов от чека.

— А почему это ручкой прописывается?

— По сути, ручкой дописывать неправильно. И мы прорабатываем этот вопрос сейчас, чтобы отказаться от подобной практики. То есть, оговаривая заказ с банкетным менеджером, клиент согласился на предложенные условия. Вряд ли наш работник забыл их озвучить.


А что по поводу закона? Рассказывает юрист Татьяна Ревинская. Оказывается, законодательство Беларуси не содержит такого понятия, как «чаевые».

— В данной ситуации «чаевые» следует рассматривать как дополнительное вознаграждение, которое выплачивается потребителем именно в добровольном порядке сверх стоимости оказанной услуги, — отмечает юрист. — В то же время, как гласят п. 2, 3 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные работы (услуги), оказываемые за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг). А если они уже оплачены, потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Таким образом, установление и требование ресторана обязательной платы за обслуживание неправомерно.

Следует отметить, что сведения о необходимости оплаты услуг по обслуживанию должны быть представлены потребителю наравне с информацией о меню, ценах, составе блюд и т. д.

Для придания вознаграждению по обслуживанию обязательного характера, необходимо, чтобы между рестораном и потребителем был заключен соответствующий договор, в котором сторонами было бы достигнуто соглашение об оплате такой услуги в определенном размере.

Также хочется обратить внимание на следующее. Прием наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) юридическими лицами в объекте оказания услуг должен осуществляться с применением кассового оборудования или иных платежных терминалов с выдачей потребителю кассового чека. Сумма счета должна соответствовать чеку, «пробитому через кассу» официантом. Таким образом, когда официант приносит счет и чек, суммы в которых разные (например, произведены дополнительные записи от руки), это как минимум говорит о явном нарушении установленного порядка проведения подобного рода операций.

Кассовые аппараты в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Автор: Никита Мелкозеров
ОБСУЖДЕНИЕ