Дизайнер Алексей Кульбицкий: способны ли белорусские чиновники создавать что-то «просто и со вкусом»?

17 663
06 марта 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Дизайнер Алексей Кульбицкий: способны ли белорусские чиновники создавать что-то «просто и со вкусом»?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Алексей Кульбицкий — арт-директор компании Pras. Магистр дизайна. Член Белорусского союза дизайнеров.
Я практически уверен, что каждый из вас, прогуливаясь по Минску (или любому другому белорусскому городу), периодически ловил себя на мысли: «Как ЭТО можно было построить?» И здесь совершенно не важно — речь идет о здании или скамейке в парке. Главное — четкое осознание того, что наличие минимального, можно сказать, зачаточного чувства вкуса прямо кричит, что чиновник, который дал добро на создание объекта, совершил преступление против глаз горожан. Лично меня тревожит, что наша страна все чаще характеризуется как «чистенькая, но скучненькая». Еще больше беспокоит, что в этой характеристике все меньше субъективизма и все больше правды.

И я совершенно не хочу искать виноватого в этой колонке. Ведь именно так мы обычно поступаем, увидав очередной «шедевр» незатейливого дизайнерского мышления, — задаемся вопросом, кого бы обличить или шельмовать, а лучше — привлечь к ответственности за безобразие.

Но посмотрим на ситуацию шире: шельмуя и изобличая, сами того не замечая, мы становимся частью системы, которая подавляет любые попытки экспериментов. Как это происходит? Давайте разбираться.

Решения о создании парков, видоизменении улиц, возведении зданий, установке скамеек, покраске трансформаторных будок принимают комиссии. Утверждение любого проекта — прерогатива чиновников. А у чиновника две основные задачи: создать что-то полезное для народа и при этом не навредить себе. Делать, таким образом, приходится что-то универсальное, что-то «для всех» — то есть, по сути, ни для кого. Из-за страха перед новым, нежелания выходить за пределы привычного и уже кем-то созданного рождаются обезличенные формы.

Давайте повторимся еще раз, для полного понимания ситуации. Универсальная скамейка никому мозолить глаза не будет. Ее не похвалят, но и не будут критиковать. Она растворится в обезличенной нашей обыденности. Покрасьте эту скамейку в яркий салатовый цвет, и сразу появятся два лагеря — одобряющих это смелое решение и критикующих его. Нужна чиновникам такая полярность мнений? Нет. А сказать «художник так видит» не получится, этот самый художник тут даже мимо не проходил. Поэтому наличие вкуса и желания делать что-то яркое и необычное в отечественной номенклатуре не сильно приветствуется.

Но давайте будем более конкретными, приземленными и возьмем какой-то реальный «кейс». Вот, например, минский зеленый диаметр — гордость города, идущие друг за другом парки. Идут они стройно, в ногу и с одинаковым выражением парковых лиц: парк Горького ничем не отличается от парка Купалы, Купалы — от Казея, а Казея — от парка вокруг оперного. Бетонные дорожки и типовые лавочки. Ходите, сидите, ну можете еще отправить ребенка на батут, покормить белку или смочить лоб фонтанной водой. А ведь можно было бы проявить чуть-чуть больше фантазии. В парке Горького сформировать больше зон для детей, парк Купалы обустроить для романтических прогулок и чтения, а парк Казея — для молодежи (площадка для воркаута, например, там уже есть). К тому же человек приходит в парк, чтобы, не выходя из города, суметь из города выйти, пообщаться с природой. Зачем бетон и скамейки? Почему бы не засыпать дорожки гравием, не поставить на газонах шезлонги, не подвесить к ветвям гамаки? Причем и асфальтированные тропы, и мои фантазии в отчете чиновника будут называться «реконструкцией парка», а насколько по-разному могут в итоге выглядеть городские пространства. Почему же тогда эти «реконструкции» проходят по худшему сценарию?

Главная причина всей этой усредненной печали — проблемы со вкусом у руководящих проектами лиц. Вкус — свойство приобретаемое, никто не рождается с развитым чувством прекрасного. Развитие его занимает годы и требует сил. Музыка, книги, выставки, кино — все это надо не просто слушать, листать, посещать, смотреть, но и обсуждать с другими, интерпретировать, с чем-то соотносить. Размышлять. Звучит как описание будней классического тунеядца. Но белорусский же чиновник не таков!

К тому же ни в школах, ни в университетах должного внимания этому не уделяют. А ведь каждый из тех, кому сегодня урезали курсы МХК и литературы, может в будущем возглавить какую-нибудь градостроительную комиссию и в очередной раз сделать восприятию горожан больно, даже не осознав этого. Ну или упрочить их равнодушное созерцание пространства.

Причем вкус — это не только создание материальных объектов, но и все, что связано с эстетикой. То есть мы сейчас говорим в том числе и о действии. Есть, допустим, такое понятие, как эстетика прогулки. Раньше в усадьбах парки закладывались с тем, чтобы позволить человеку определенным образом взаимодействовать с окружающей средой. Гулять по такому парку — этому надо было учиться. Обратимся к Минску: у Свислочи в районе Троицкого — набережная, цель прогулки по набережной — общение с водой. Но не тут-то было: после последнего ремонта между водой и человеком разлегся газон. Подойти к реке, провести по глади рукой, созерцать отражения — забудьте, об этом никто не подумал.

А еще вкус — это экономия денег. Выражение «просто и со вкусом» может иметь не только шуточный оттенок. Можно создавать действительно интересные вещи «занедорого», если это сделано с тем самым вкусом. Не обязательно все закатывать в мрамор и гранит.

С другой стороны, нужно ли каждому быть художником (в широком смысле слова)? Чиновник прежде всего должен быть менеджером: следить за сроками, выполнением норм, бюджетом. А рисовать эскизы муралов для Октябрьской, наверное, не должен.

Что в таком случае делать? Обращаться к дизайнерам? Можно. Но любого человека, случается, подводит вкус. Даже культурно образованного и широко мыслящего искателя. Даже признанного мэтра. От ошибки может спасти коллегиальное принятие решения — когда за круглым столом собираются люди разных возрастов и компетенций: архитекторы, дизайнеры, ландшафтные дизайнеры, урбанисты, художники, скульпторы, фотографы. К тому же это, как говорит опыт иностранных коллег, а еще анонимность помогают справиться с проблемой кругового соглашательства (все специалисты друг друга знают и боятся обидеть).

Еще один выход — заказывать выполнение проектов компаниям, где уже есть сложившаяся команда разнопрофильных сотрудников. (В Минске, на мой взгляд, уже появились новые микрорайоны, которые показывают, что такой подход работает.)

«Вкусовые проблемы» возникают также потому, что во многих крупных государственных организациях нет штатных дизайнеров, а на то, чтобы заказать услуги профессионала, бюджет не рассчитан. Приходится выкручиваться своими силами. За идеями идут в интернет, интернет используют второпях и без выдумки — получается просящая у всех прощения за то, что такой родилась, рассыпающаяся эклектика.

Это я все к чему. Для того чтобы жить в интересной и креативной среде, которая сможет напрямую влиять на нашу способность что-то придумывать, будет радовать и вдохновлять, надо эту среду оформлять со вкусом. Не бояться экспериментов, не бояться инициатив, исходящих от тех, кто сознательно вкус развивает, — вот что я хочу пожелать людям, которые сейчас принимают конечные решения, хоть делать этого не должны. Давайте проводить творческие конкурсы среди специалистов на оформление города к Новому году, хакатоны — на тему реконструкции улиц. В таком случае каждый принятый проект будет художественным высказыванием. И любые дискуссии из ранга «нравится — не нравится» переместятся в раздел «понимаю — не понимаю», позволяя развивать вкус всем, кто в этих спорах участвует, а не просто критиковать.

Тогда у нас многое может получиться, и история с памятником хлебу в Пинске не повторится.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by