Физик-оптик Дмитрий Скумс: новое освещение проспекта Независимости может вызвать бессонницу

36 127
01 марта 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Физик-оптик Дмитрий Скумс: новое освещение проспекта Независимости может вызвать бессонницу

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Дмитрий Скумс — физик-оптик. Ведущий инженер Белорусского государственного института метрологии. Ученый-хранитель национальных эталонов в области фотометрии. Эксперт в области измерения параметров энергосберегающих источников освещения.
Мало кто заметил, но за последние несколько лет случилась революция, сравнить которую можно разве что с событиями, произошедшими лет 150 назад, когда свечи, лучины и газовые горелки поменяли на лампы накаливания. Я говорю о светодиодах — совершенно новых по сути своей квантовых источниках освещения. Это действительно революция, и назад дороги нет, но, как и любая новая технология, светодиоды требуют грамотного и разумного отношения к себе. Ведь все вы помните, что забивать гвозди микроскопом можно, но это совершенно не эффективно.

Начнем с того, что переход с традиционных источников освещения на светодиодные во всем мире происходит в большинстве своем по двум сценариям. Первый был применен в Евросоюзе около девяти лет назад. Он состоит в том, что были директивно запрещены производство и продажа ламп накаливания. Произошло это из экологических соображений: на сегодняшний день около 30% потребляемой электроэнергии практически в любой развитой стране тратится на освещение улиц и помещений. При этом лампа накаливания жутко неэффективна, до 85% энергии, которую она «съедает», уходит не в свет, а в тепло. Доходит до того, что скандинавские архитекторы, проектируя здания, учитывали лампы накаливания как источники отопления, подсчитывая энергетический баланс зданий. Понятно, что лампы накаливания, освещающие улицу, работают практически в пустоту.

Второй сценарий — путь, как говорится, «от жизни», и я его последние несколько лет наблюдаю в Украине, где экономическая ситуация вынуждает руководителей предприятий, городские власти и рядовых граждан искать возможности сэкономить. Замена ламп накаливания на светодиодные лампы — вполне себе серьезная экономия. Люди там самостоятельно, минуя даже стадию компактных люминесцентных ламп (у нас они везде обозначены как «энергосберегающие»), переходят на светодиодные.

Какой сценарий сейчас срабатывает в Беларуси? Как мне кажется, мы находимся где-то посередине между директивной модернизацией и путем «от жизни».

Один из проектов, намеченных на этот год, — освещение светодиодными лампами проспекта Независимости. Это, безусловно, большое дело. Но как и со всякой новой технологией, перед тем, как вкручивать лампочки, стоит немного разобраться, что вы делаете. У меня, например, есть вполне обоснованные опасения, что могут произойти ошибки.

Для того чтобы объяснить вам свое беспокойство, позвольте немного напомнить школьный курс биологии. Как нас учили, в человеческом глазе есть два вида рецепторов — «колбочки» и «палочки», которые отвечают за черно-белое и цветное зрение. Около 20 лет назад был открыт третий вид рецепторов, отвечающий за циркадные ритмы (сна и бодрствования). Воздействие происходит при помощи гормона мелатонина, выработка которого подавляется, когда светло и надо бодрствовать, и, наоборот, активизируется в темноте, когда требуется заснуть.

Так вот, рецепторы, которые управляют выработкой — подавлением мелатонина, наиболее чувствительны к синей составляющей спектра, избыток которой мы все воспринимаем как «холодный свет». Более того, есть множество научных исследований, отмечающих, что холодный свет подавляет секрецию мелатонина и негативно влияет на сон человека.

Светодиодные лампочки с холодным и теплым светом стоят примерно одинаково. А вот энергопотребление у лампочек с холодным светом ниже, чем у тех, что светят теплым. Причем чем свет холоднее, тем меньше требуется энергии. У меня есть основания ожидать, что, собираясь еще больше сэкономить на электроэнергии для освещения проспекта, закупят лампы с холодным светом. С точки зрения элементарных подсчетов, на первый взгляд, это вполне разумно и выгодно. Но если учесть то, что я рассказал вам выше, стоит помнить, что такое освещение негативно повлияет на здоровье многих людей, их продуктивность упадет, понадобятся финансы на восстановление здоровья. В итоге — убытки в среднесрочной и далекой перспективе.

Вот два примера, когда холодный свет применять при освещении города можно и нельзя. Прекрасное решение использовать его при декоративной подсветке Академии наук. Выглядит отлично, а главное — практически ни одного жилого здания! Плохой пример — жилые дома в районе станции метро «Пушкинская». Они тоже выглядят в темное время суток красиво, но прожекторы, которые освещают фасады этих зданий холодным светом, не дают покоя жильцам. Об этом можно судить хотя бы по отзывам нескольких моих знакомых, которые живут в этих домах. Единственное для них спасение было закрывать окна наглухо плотными шторами…

Проблема со светодиодным освещением не уникальна только для Беларуси. Её сегодня поднимают во всем мире. И у нас сейчас есть отличная возможность не становиться на долгую и трудную дорогу, «заминированную» многочисленными граблями, а изучив опыт по набиванию шишек, который уже с лихвой накопили в других странах, начать пользоваться новыми технологиями без «косяков». Пока же я видел только один нормативный документ, регулирующий использование конкретно светодиодных источников освещения: их запретили использовать в школах и детских садах. Нельзя, конечно, сказать, что «перестраховались» зря, но уже давно стоит корректировать правила с учетом накопленного опыта и многочисленных исследований.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by