Читатель Onliner.by: мои дети не будут тратить пять лет в универе — почему я сторонник дистанционного образования

38 230
05 марта 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Читатель Onliner.by: мои дети не будут тратить пять лет в универе — почему я сторонник дистанционного образования

Автор: Дмитрий Корсак
Виталий Крупиницкий — долго не мог найти хорошую работу, перепробовал с десяток направлений: отучился в вузе, но по профилю не работал, был штукатуром на стройке, торговал на рынке, играл в покер, продавал фильтры для воды, водил такси... Отец двоих детей и муж. Вторую «вышку» получил онлайн и теперь успешно работает по специальности.
Я окончил университет дистанционно несколько месяцев назад. Очень хочется поделиться своим опытом, потому что этот несправедливо неоцененный способ получать «вышку» настолько удобный с точки зрения экономии времени и денег и с точки зрения качества обучения, что упускать такую возможность просто жалко. Хочу развеять сомнения и мифы и просто рассказать на своем примере, как это происходит.

С самого детства я был уверен, что у меня будет «важная мужская» работа и я ее буду делать хорошо. Но получилось так, что себя не нашел, не определился. Образование получил инженерское, но по специальности никогда не работал и дéла, которым бы с гордостью занимался, не нашел, пока не женился.

На нынешнюю работу (аналитика) меня устроил отец жены, чтобы было хоть какое-то место и я мог приносить домой зарплату. Сначала в офисе я просто сидел в интернете, а в свободное время продолжал тщетно искать свое призвание. Пробовал торговлю, бизнес, разные способы заработка через интернет — много чего перебрал, но ничего толкового не получалось. Жена меня во всем поддерживала, но однажды у нее вырвалось, что неплохо бы для разнообразия попробовать вникнуть в то, чем занимаются у меня на официальной работе. Я стал смотреть, спрашивать, попытался разобраться, и меня затянуло. Оказалось, именно в этой области я неплох.

Захотел развиваться, претендовать на повышение. Но для настоящих прорывов мне не хватало понимания и знания экономического сегмента. Я стал рассматривать вариант онлайн-обучения.

Выбор вуза и поступление

Теоретически я мог выбрать любой вуз мира, но у меня был лимитированный бюджет. К тому же было важно, чтобы экономические условия, которые буду изучать, были максимально схожи с теми, в которых я работаю. Еще один аспект — нужно было качественное образование, а не просто «корочка».

Чтобы вуз удовлетворял этим требованиям, выбирать пришлось долго: неделями изучал документы, цены, специальности. Выбрал один из экономических университетов Прибалтики. Заявление на поступление и остальные документы я загружал на сайт вуза по инструкции. Следующий этап — онлайн-тест. В каждом университете приемное испытание проходит по-своему, мне предстояло тестирование. Оно проводится на сайте в выбранное абитуриентом время. В назначенный день и время зашел в виртуальный кабинет, подтвердил свою личность с паспортом по видеосвязи и получил ссылку на задание. Готовился недолго — честно говоря, на проходной балл было ответить нетрудно.

На следующий день вместе с договором на обучение пришло уведомление о том, что тестирование я прошел успешно. Подписал, оплатил и стал студентом. Меня зачислили за три дня.

Вопрос оплаты обучения не стоял для меня остро, но я понимал, насколько это выгодно. Полная стоимость оказалась ниже стоимости заочного обучения в большинстве экономических и технических вузов Беларуси сама по себе, минус затраты на жилье и проезд, минус потери в зарплате на время сессий и минус скидка, которую получил, потому что платил сразу за год.

Учеба дистанционщика: как это работает?

После подтверждения зачисления в моем личном кабинете открылся доступ к онлайн-университету, где есть огромная библиотека, хранятся лекции, проходят конференции, экзамены и зачеты. Консультант рассказал, как этим всем пользоваться. По каждой специальности существует программа, которую студент должен освоить за определенное время.

В первый год, при всем своем энтузиазме, я чуть не завалил сессию. У меня были низкие промежуточные баллы по экономико-математическому моделированию и особенно по национальной экономике. На тестах и контрольных еле дотягивал до удовлетворительного балла; с экзаменационными испытаниями еле справился, оценки были очень низкие. Но я подготовился и пересдал.

90% проблем связаны с самоорганизацией. Система онлайн-обучения работает так, как все европейские и американские вузы: студенты сами выбирают, что и когда им учить. Есть база данных с библиотекой, видеолекциями, приложениями, тренажерами, форумом, где студенты общаются и делают совместные проекты. Преподаватели доступны на форуме или в чате практически в любой момент.

Я помню скучные лекции и бесполезные семинары в университете и то, как нужно было постоянно делать вид, что ты слушаешь, что ты учишься, что ты что-то делаешь, а время просто уходило. В онлайн-программе действия переключаются очень быстро, вовлеченность — просто есть. Не нужно себя заставлять или уговаривать: я занимался вместо соцсетей, игр и тупого просмотра одинаковых видюшек. Мне хотелось залезть в планшет, в телефон и посмотреть, что дальше.

Одна из самых незаменимых вещей — работа с реальными кейсами на практических занятиях. На конференциях мы решали настоящие бизнес-задачи существующих компаний. То, чему меня учили, я сразу же мог применять у себя на работе, на практике.

Дипломная работа

Подготовка дипломного проекта проходит так же, как у очников, только дистанционно. Пишешь работу по главам, отправляешь научному руководителю, вносишь исправления. Защита тоже проходит онлайн. Государственного экзамена в моем университете не было, все проверки мы проходили на протяжении учебы.

Защищал я свой дипломный проект как полагается студенту — перед комиссией, с трясущимися руками, в галстуке и костюме, со стаканом воды наготове. Защита всей группы длилась около трех часов: каждый из нас ждал своей очереди, представлял свой проект, отвечал на вопросы комиссии, ждал решения. В тот же день мне сообщили, что я дипломированный экономист.

В Беларуси дистанционщиков и заочников до сих пор часто считают студентами, которые учатся только для «корочки». Мне кажется, что сейчас ситуация изменилась в корне. В отличие от многих нынешних студентов-очников мы не делали вид, что учимся, мы реально учились. И вот вам мои доводы в пользу дистанционного онлайн-обучения:

  1. Возможность выбрать любой вуз в мире. Ограничения у каждого свои — у кого-то финансовые, у кого-то языковые, но отказываться из-за страха или суеверий не стоит.
  2. Помощь с выбором. Многих останавливает неизвестность. Как определиться с вузом, если их такое количество? Как понять, что вуз настоящий и что его диплом будет котироваться? Какие профессионалы там работают? Можно просто обратиться к специалистам. Они есть, и их много. Это как пойти в турагентство: рассказываешь, что тебе нужно, и получаешь список университетов и специальностей, которые максимально соответствуют требованиям.
  3. Зачисление за три дня. У каждого университета своя система, но сдавать ЦТ или другие экзамены, скорее всего, не придется — только онлайн-тест из дома или из офиса представительства вуза.
  4. Экономия денег, времени, сил и ресурсов. Сейчас, после получения второго образования дистанционно, мне очень жаль тех пяти лет, которые были потрачены почти без пользы. Сегодня у нас нет возможности отдавать столько лет жизни впустую: за это время можно много успеть — заложить прочный фундамент будущего благополучия и действительно чему-то научиться. В процессе учебы я успел упрочить карьеру и дважды стать папой — мне на все хватало времени. И своих детей я буду направлять на путь эффективности — они будут учиться только дистанционно.
  5. Общение. Казалось бы, онлайн-обучение может означать недостаток общения с преподавателями и другими студентами. Но это заблуждение: общение было ежедневным — с разными людьми, профессионалами из разных отраслей, преподавателями. Я нашел много новых знакомых и даже партнеров для будущего сотрудничества.
  6. Качество обучения. Когда ты делаешь что-то не из-под палки, когда появляются ответственность и осознание того, что тебя никто не будет тянуть и уговаривать, тогда возникают желание и самоорганизация. Это взрослая учеба.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by