Вчера минские организаторы получили письмо от идеологов: Мингорисполком отказал в выдаче гастрольного удостоверения на проведение в Минске концерта южноафриканской группы Die Antwoord. Комиссия в решении ссылается на низкий художественный уровень коллектива. Onliner.by выясняет, что это значит и почему Die Antwoord не хотят пускать с концертом в Беларусь.
Для того, чтобы выяснить причины решения о невыдаче гастрольного удостоверения на проведение концерта Die Antwoord, звоним членам художественной комиссии. Секретарь совета, заместитель начальника управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи, начальник отдела учреждений культуры и культурно-просветительской работы Александр Шестаков отказывается от разговора по телефону, а на предложение обсудить вопрос при личной встрече ссылается на сильную занятость:
— Готовлюсь к важному мероприятию, давайте на следующей неделе.
Дозваниваемся до директора Молодежного театра эстрады Сергея Медведева, который тоже входит в состав комиссии.
— Во-первых, я сейчас немного занят, а во-вторых, чтобы комментировать… Вы же поймите, что комиссия принимает коллегиальное решение, а не чье-то личное. В документах, которые получила или получит группа, все основания указаны.
— В документах указан только конкретный пункт Кодекса о культуре, этот пункт ссылается на низкий художественный уровень.
— Совершенно верно.
— Странно, что группа, у которой сотни миллионов просмотров на YouTube, выступления на крупнейших мировых фестивалях, получает в Беларуси такую оценку.
— Я так полагаю, там есть еще ряд причин, которые вы можете совершенно очевидно увидеть.
— Других причин не указано.
— Тогда я предлагаю внимательнее изучить творчество группы, тексты и так далее. А комментировать… Ну что здесь комментировать? В этой комиссии работают компетентные люди, которые принимают решение коллегиально.
— Вы же тоже принимали решение?
— Совершенно верно.
— Оно было единогласным? Или были какие-то споры?
— Единогласно. Коллегиально, при изучении деятельности и творчества группы.
— Если решение было принято единогласно, значит и вы тоже сочли художественный уровень группы низким?
— Совершенно верно.
— Можете пояснить почему?
— А почему вы решили, что я сейчас буду это с вами обсуждать?
— Вы вправе отказаться от комментариев.
— Я же отвечаю, что решение комиссия принимает коллегиально. Поэтому обсуждать что-то сейчас уже нецелесообразно.
— Наоборот. Сейчас вся эта ситуация активно обсуждается в социальных сетях. Люди не понимают, почему за них решают: куда идти, а куда не идти.
— Комиссия — орган, созданный в соответствии с законодательством. Внимательно изучите деятельность, тексты и творческую составляющую этой группы.
— Я знаком с творчеством Die Antwoord.
— Если что-то не устраивает организаторов или группу, можно же все это в соответствии с законодательством оспаривать и обсуждать. Этого никто не запрещает.
— Мы же говорим не про оспаривание, а про конкретное решение конкретной комиссии. Согласитесь, в первую очередь страдает потребитель, который не получил какую-то услугу.
— Потребитель вправе оспорить решение комиссии в установленном законодательством порядке.
— Низкий художественный уровень — это формулировка, которая подразумевает какое-то обоснование.
— Угу.
— Вы со мной согласны?
— А вы со мной согласны в том, что это можно оспорить?
— Согласен, но это дело организаторов. Я не организатор, я журналист и задаю вам конкретный вопрос про низкий художественный уровень группы.
— А я отвечаю, что не вправе комментировать принятое решение.
— Вы не вправе комментировать коллегиальное решение или свое?
— Я вам предлагаю связаться с председателем комиссии и обсудить это решение с ним: в связи с чем и по каким критериям было принято такое решение.
— А по каким критериям оцениваете вы?
— Если вас интересует полнометражное интервью, я предлагаю это обсудить заранее.
Организатор тем временем получает еще одну бумагу из управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи. В ней написаны еще более странные вещи. Например, предупреждение об административной ответственности за использование ненормативной лексики во время проведения культурно-массовых мероприятий. Интересный поворот.
Еще один человек, который участвовал в принятии коллегиального решения, Надежда Великая — заместитель начальника отдела воспитательной и идеологической работы комитета по образованию Мингорисполкома.
— Позицию свою я высказала, и ответ находится в главном управлении идеологической работы. Все, что касается моего мнения… Я всегда его высказываю. Давайте поступим с вами законодательно правильно: вы напишите, что вас не устраивает, ваш вопрос, в главное управление идеологической работы. Пускай приложат вам в ответ высказывания каждого члена комиссии — у них все это есть. Это будет правильно. Я вычитываю тексты, содержание и высказываю определенные вещи в комиссии, все это протоколируется, все это изучается.
— Здесь есть вопрос, который касается не только группы Die Antwoord.
— Это касается всех. Мы очень оперативно работаем, я вычитываю информацию и белорусских наших групп.
— В ответе организаторам сказано, что использование ненормативной лексики при проведении культурно-зрелищного мероприятия запрещено. Я так понимаю, на основании этого было отказано в выдаче гастрольного удостоверения? Возникает вполне логичный вопрос: а как же быть с группой «Ленинград», например?
— Я знаю группу «Ленинград», но через меня она не проходила. Может быть, раньше выступала. Что касается гастрольного удостоверения, это компетенция непосредственно главного идеологического управления. Я удостоверения не выдаю, я высказываюсь о качестве текстов. О музыке говорить не берусь, а тексты изучаю, свою точку зрения высказываю и направляю — у них это все есть.
Onliner.by отправил официальный запрос на имя начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома Павла Скалабана. Мы обязательно опубликуем ответ идеологов.
Очки виртуальной реальности в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!