Fashion-эксперт Янина Гончарова: начинающие белорусские дизайнеры одежды не умеют взращивать свои бренды

13 976
27 февраля 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Fashion-эксперт Янина Гончарова: начинающие белорусские дизайнеры одежды не умеют взращивать свои бренды

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Янина Гончарова — руководитель международного форума моды Belarus Fashion Week. Креативный руководитель агентства «Открытый подиум».
Вот вам цифра, которая наверняка удивит многих: согласно данным Национального центра статистики, в Беларуси зарегистрировано более 1200 юридических представителей fashion-бизнеса. Если представить, какое множество молодых дизайнеров, помимо этого, работают как ремесленники, то можно смело сказать, что моды в нашей стране очень много! По идее, такое положение дел должно привести к весьма серьезной заявке со стороны индустрии. Но на практике все выглядит немного иначе.

Я уверена, что большинству белорусов хватит пальцев на руках, чтобы перечислить знакомые бренды отечественных производителей товаров легкой промышленности. Ну а если о модном бренде никто не слышал, то это фактически приговор.

За годы работы я наблюдала десятки историй настоящего успеха в fashion-индустрии и сотни примеров эпических провалов. Соотношение совершенно неудивительное, думаю, оно не сильно отличается от любой другой сферы бизнеса. Точно так же я уверена, что, как и во всех других сферах бизнеса, в моде есть несколько «классических» сценариев, по которым карьера начинающих модельеров подходит к концу, только начавшись.

Первым из них в моем перечне как раз и станет заблуждение, при котором молодые дизайнеры одежды отчего-то уверены, что fashion-индустрия — это творчество, красота и элитарность, но никак не бухгалтерия, бизнес-планирование и изучение рынка. Они просто не готовы смириться с мыслью, что, задавшись целью продвинуть свой бренд, придется не столько творить без оглядки, наслаждаясь процессом, сколько присматриваться и прислушиваться к тому, что нужно потребителю, а главное — постоянно считать деньги.

Вторым провальным сценарием, на мой взгляд, является возникновение и раскрутка бренда, в создание которого модельер не вложил ни копейки. Лет пять назад в Беларуси буквально прогремело имя российского дизайнера: в городе открылись сразу несколько фирменных монобрендовых бутиков. Небывало быстрый рост, обусловленный внушительными вливаниями со стороны инвестора, завершился столь же стремительным падением, закрытием и забвением. Я уверена, что причина произошедшего заключается в том, что модельер не задумывалась о финансах. Она не считала расходы, не изучала рынок, и очень быстро инвестору стало понятно, что он выбрасывает деньги на ветер, и «fashion-сказка» закончилась. Напомню, что многие известные европейские модельеры находились в статусе «начинающих» в 25—40 лет именно потому, что полжизни откладывали на свою мечту, работая на кого-то.

Третья причина, которая наверняка приведет к краху, заключается в том, что начинающие дизайнеры, являясь личностями творческими, совершенно неспособны кооперироваться и адекватно принимать критику и советы. Сколько уже было историй, когда модельеру давали фидбэк: «Красиво, но покупать это никто не будет», но он воспринимался совершенно неправильно — люди слышали первую часть фразы, однако не слышали вторую, выпускали коллекцию в свет и прогорали.

И еще четвертый сценарий: полное непонимание того, как выбранная ценовая политика бренда соотносится с реальностью. Стоимость той или иной дизайнерской одежды определяется сугубо автором, я с этим полностью согласна. Другое дело, как на эту цену реагирует рынок. Много раз я видела ситуацию, когда молодой модельер, продав несколько своих изделий по достаточно высокой цене друзьям и знакомым, которые решили поддержать дарование, садится и ждет, что все его коллекции и далее будут разлетаться с высокой наценкой. Но этого, скорее всего, не происходит. Так рождаются истории про то, что «в этой стране совершенно не востребованы элитные модельеры». Причем, что примечательно, подобное вы услышите не только в Беларуси, но и в России, Литве, Польше, Германии, Франции. «Непонятые гении» по факту зачастую достаточно талантливые модельеры, которые не сумели определить, какая модель ведения бизнеса им наиболее подходит. Понятно, что если вы рассчитываете на массовые продажи, то вполне резонно до момента, пока бренд не наработает себе имя, конкурировать ценой.

Важно, что все вышеперечисленные сценарии отражаются на конечном потребителе фактически одинаково: мы не получаем качественного и востребованного продукта. Либо потому, что дизайнер слишком увлечен процессом творчества, забывая, для кого оно предназначено, либо потому, что начинающий fashion-бренд не сумел определить цену, которую мы с вами будем готовы заплатить за его продукт.

Если обобщить все вышесказанное, то главная проблема начинающих белорусских дизайнеров одежды заключается в том, что они не умеют взращивать свои бренды, а многие еще и не хотят делать этого (потому как оказывается, что процесс долгий и тяжелый).

Мне кажется, что ситуация меняется в лучшую сторону именно сейчас. Вспомню свой опыт знакомства с представителями белорусской моды десять лет назад. Даже известные за пределами страны белорусские дизайнеры и бренды и смотреть не хотели в сторону отечественного рынка. Но уже с 2015 года многие из них увидели, что в Беларуси, в частности в Минске, есть достаточное количество людей, готовых приобретать свое. При этом лозунг «Купляйце беларускае» здесь ни при чем. Они добились успеха усердием и трудом, который пришел к ним через десять лет.

Уловив эту перспективную волну, многие быстро сориентировались, и у нас резко увеличилось количество брендов, дизайнеров, а также мест их локализации — появились мультибрендовые магазины отечественных марок (идейные или просто торговые точки), дизайнеры стали открывать собственные магазины и шоу-румы. Ценообразование стало свободным: покупатель способен оценить качество, свежесть идеи, стиль, эксклюзивность предложений на рынке. У него есть огромный выбор: масс-маркет, премиальный сегмент, интеллектуальная мода, товары ручной работы. Дизайнеру остается только правильно выбрать стратегию и настроиться на то, что ему предстоит очень много работать.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by