Белорусская эстрада хороша тем, что ее мало. Готовы спорить? Тогда вспомните, когда в последний раз вы читали новости о новом альбоме кого-нибудь очень отечественного и известного. Мы решились на самоотверженный эксперимент и устроили неделю эстрады: разыскали в сети полноформатные альбомы и слушали их с понедельника по пятницу. Не верите, что это возможно? Возможно! Рассказываем о своих впечатлениях — хорошенько пристегнитесь.
Поиск альбомов может быть очень увлекательным занятием. Вот, например, погуглите дискографию известной и статусной белорусской певицы Алеси. «Алеся» (1995), «Соперница» (1997), «От Алеси до Алеси» (2000), «Алеся» (2000), «О главном» (2005), «Алеся» (2008), «АЛЕСЯ» DVD (2008) — вот такой набор релизов приводит «Википедия». Кто-то тщательно скрывает от своих поклонников наличие студийных записей, кто-то по-модному стреляет только синглами на протяжении 15 лет. Но мы отыскали людей серьезных, которые делают все по-взрослому. Проснулись в понедельник и решили начать новую жизнь, в которой белорусские эстрадные артисты создают самую прекрасную музыку на свете.
В этот день: В 1945 году родился Юрий Антонов, в 1948-м — гитарист Black Sabbath Тони Айомми. В 1980 году вокалист AC/DC Бонн Скотт умер в результате острого алкогольного отравления, в 2008-м не проснулся Егор Летов. В 1995 году Томми Ли женился на Памеле Андерсон. Невеста была в бикини.
Понедельник у честного рабочего человека начинается с суматошливого броуновского движения между станциями минского метрополитена в попытках собрать голову и приступить наконец к терпеливому и обстоятельному труду. В таких условиях ему просто необходимо что-то жизнеутверждающее, а с этим полный порядок только у одного отечественного гения эстрады — Александра Антоновича Солодухи. Сейчас прозвучит удивительная вещь: у белозубого и гладкоголового Александра в прошлом году вышел полноформатный альбом под оптимистичным названием «Мы будем вместе». Этот лонгплей и становится саундтреком понедельника.
На обложке альбома изображен сам артист в розовом пиджаке, с ангельскими крыльями за спиной и изысканной (видно, что изготовленной под заказ большим мастером) стрелой Амура. Александр собирал деньги на этот альбом через краудфандинг, но кампания закончилась провалом. Впрочем, пластинка все равно вышла и даже продается на всех популярных платформах: на Google Play, например, ее можно приобрести за $3,99. Настоящий народный артист! Полноформатник состоит из 10 треков, заключительный — это ремикс на заглавную композицию.
С первого же трека Александр берет лихой темп и заряжает на усердный труд строчками «Вперед и ввысь — вот мой по жизни девиз!». Эта композиция стала бы отличным гимном каждой уважающей себя пионерской ячейки или профсоюзной организации. Хочется вскарабкаться на вершину родного бизнес-центра, совершить отважный прыжок на батуте и зависнуть в воздухе или еще как-нибудь проиллюстрировать строчку «И никогда вниз!». К слову, стихосложение в творчестве Александра Солодухи играет особенную роль еще со времен сакральной фразы «Поцеловать мне хочется дочки твоей глаза». На альбоме «Мы будем вместе» чисто настроенчески лирика скачет ожесточенно, как биполярное расстройство в организме безнадежного пациента. За патетической «Вперед и ввысь» следует сентиментальный блок из треков «Моя родная», «Мне так не хватает тебя», «Мы будем вместе», после нее — тщательно вуалирующие кризис среднего возраста композиции «Вечно молодой» и «Мой дом», и немного религиозного символизма на закуску в песнях «Не проходите мимо храма» и «Черные вороны».
Слушать Александра одно удовольствие: интонации белозубого заслуженного артиста скачут от резвого и еще кучерявого Филиппа Киркорова до гортанно-утробного Александра Серова, то есть налицо масштабный реверанс в сторону мэтров российской эстрады — Солодуха равняется на лучших! Вообще, в музыкальном плане пластинка «Мы будем вместе» — это достаточно цельная работа, в которой с удивительным энтузиазмом меняются местами четыре аккорда, задекорированные гарримуровской торжественно мяукающей гитарой. С другой стороны, все это не лишено находок: хочется отметить в первую очередь пост-галоп «Вперед и ввысь», православный госпел «Не проходите мимо храма» и ремикс на «Мы будем вместе», предназначенный для вымершего танцпола.
В общем, «Мы будем вместе» — полноформатник, будто созданный для сумасбродного понедельника. Единственный минус — приходится стыдливо прятать телефон, на котором предательски маячит обложка альбома с призывно улыбающимся Александром Антоновичем. В остальном это отличный саундтрек для натужного начала трудовой недели.
В этот день: В 1963 году родился вокалист группы The Stone Roses Иен Браун, в 1967-м появился на свет лидер Nirvana Курт Кобейн, а в 1988-м — Рианна. В 1991 году Боб Дилан был удостоен награды «За достижения творческой жизни» на 33-й церемонии Grammy Awards.
Пока на сковородке скворчит вторничная яичница, по Wi-Fi бежит к своему новому владельцу копия прошлогоднего альбома Саши Немо «Стерео-типы». Вообще, очень странно, что Саша до сих пор не смастерил себе костюм в виде желтой подводной лодочки, но это его дело. У нас впереди пропасть рабочего и нерабочего времени, которое необходимо провести в компании шестого номерного альбома слонимского артиста. 13 треков, около 40 минут чистого хронометража и море эмоций.
К счастью, обложка альбома «Стерео-типы» не так привлекает внимание любопытствующего соседа в общественном транспорте, который обязан знать, что и в каких пропорциях ты слушаешь. На ней изображен сам Саша в наушниках, вмонтированный в звуковую дорожку. Судя по всему, Саша слушает свой альбом, но разглядеть эмоции на лице артиста и сопоставить их со своими не представляется возможным. Видно лишь, что скулы Немо напряжены, а его тяжелый взгляд выдает скорбный и монотонный труд, проделанный в ходе записи пластинки. Стоит альбом в Google Play, к слову, вдвое дороже полноформатника Александра Солодухи: судя по всему, отечественные артисты рассчитывают стоимость релиза, исходя из количества композиций.
Первый же трек альбома заряжает гаммой непередаваемых эмоций на весь день. Ловкий гитарный бой во вступлении в лучших традициях постмодернизма отсылает нас к хиту группы «Дискотека Авария» про забор, диджеев и продвинутых парней, а припев про надутые губы в Instagram отзывается мучительной аллюзией на коллектив Duck Sauce. Строчка «Ты совсем еще девочка и, наверное, цепочка… на тебе еще мамина» благодаря акцентологическим и фонетическим свойствам заслуживает отдельного внимания: ее можно цитировать на уроках по половому воспитанию в старших классах. Вообще, каким-то немыслимым образом Саша Немо получил такой заряд бодрости и энтузиазма, что не устает клепать лихое «унца», накладывая на него немыслимые кросс-культурные стихотворные формы. С одной стороны, он остается простым слонимским пацаном и парнем из провинции, который выступает с резкой критикой в адрес общества потребления, всех этих ваших Instagram и прочих излишеств сытого столичного бытия, а с другой — выдает изобретательные, технологичные рифмовки в духе «Я пою еще: one, two, three, four» и задает то ли лирической героине трека, то ли своему слушателю риторический вопрос «А помнишь, как я был немодный?».
Очень хорошо в рабочий день вонзить в себя наушники и перенестись в тот дивный мир, где Саша Немо модным стал. Там Саша призывно постанывает «Wake up!», распевает несусветные песенки в духе «Акуна матата» и читает своему слушателю проповеди как старший брат и востребованный артист. Тот дичайший эстрадный кроссовер, который винегретом оседает в ушных раковинах, сложно описать стилистически: Саша вываливает на слушателя сразу весь свой немудреный багаж, пытаясь заменить тому белорусскую радиостанцию, белорусское телевидение и белорусские «Одноклассники». В общем, сделать хоть что-то приятное.
«Стерео-типы» — альбом, полный сюрпризов и неожиданностей. Не самый подходящий вариант для вторника, потому что пластинка содержит в себе слишком много хуков, способных выбить из седла даже опытного ездока — пропустить его через себя как фон и сосредоточиться на рабочих вопросах точно не получится. Включайте на выходных, ложитесь на диван и надежно пристегивайтесь, чтобы не упасть на лихом повороте.
В этот день: В 1971 году родился вокалист группы Lamb of God Рэнди Блайт. В 1975 году Джон Леннон выпустил альбом Rock’n’Roll, в 1998-м Селин Дион заняла в Великобритании первое место по продажам сингла My Heart Will Go On, написанной для фильма «Титаник».
Чтобы восстановить гендерный баланс и приправить кадыкастую эстраду щепоткой девичьего задора, ищем подходящий альбом для середины рабочей недели. Полноформатники, датированные 2017 годом, предательски заканчиваются, поэтому роемся в архивах памяти и выуживаем оттуда Алену Ланскую и ее альбом Solayoh, записанный в 2013-м — аккурат после «Евровидения». Тогда Алена серьезно потратилась, купила песни у европейских авторов и поработала в Abbey Road, о чем гласил заботливо разосланный по всем уважаемым изданиям пресс-релиз.
Утро отзывается мучительным флешбэком. Я вспоминаю урок английского языка в борисовской средней школе, просьбу учительницы записать иностранные слова на русском языке и старательно выполненную одноклассницей просьбу педагога. «Словли», «квикли», «чумороф» — фонетика этих мультилингвистических конструкций является замечательной аннотацией к альбому Solayoh. В общем, утренний ностальгический угар уже давит из организма сильную эмоцию. Еще больше эмоций вызывает приятная стоимость релиза в Google Play: за альбом Алены Ланской просят $1,99!
Первым делом благодарного слушателя ждет хитяра Solayoh — композиция, под которую Алена сверкала бедрами перед всей Европой. Взрывной трек звучит богато и помпезно и будто специально создан как гимн белорусского агрария: представляется, как лихо бороздит под него поля «амкодоровская» техника, строем шагает и бьет в ритуальные барабаны хлебороб, шаманя урожай, который накормит всю страну и еще немножко стратегических партнеров. Нужно сказать, что по-комсомольски задорные интонации певицы идеально передают настроение главного сингла альбома.
Если вы на пороге принятия важного решения и по какой-то причине начинаете новую жизнь не в понедельник, а в среду, лучшего варианта, чем Solayoh, вам не найти. Потому что решение Алены записать англоязычную пластинку видится геройством и подвигом. Можно только представить, какими мучительными болями отзывались в Аленином организме все «чунайт», «прычер» и «форевэр», выдающие в певице восточноевропейский (могилевский) акцент. Лирика в целом базируется на знакомых и близких каждому рифмах вроде never — forever, но иногда преподносит сюрпризы. Чего только стоит религиозный протест I’m Living in a Sin или мегаломания Lady Madonna. Под эти и другие треки особенно отрадно вышагивать по просторным минским проспектам, совершать интенсивные движения отдельными частями тела, выполняя рабочий план, или расписывать стремительный тур по малым городам страны.
Местами этот альбом мог бы стать идеальным саундтреком к фильму «Телохранитель», если бы его снимали в Беларуси. Или разорвать чарты какого-нибудь маленького, но гордого государства, куда еще не провели интернет и где ни разу не слышали английского языка. Вот здесь вспышкой маячит что-то из неизданной Lady Gaga, а вот этот бодренький электропоп замечательно оттеняется лихими пионерскими интонациями Ланской. Алена может быть нежной, а может взорваться нахальством, может что-то проплакать, а что-то промурлыкать. В некоторых особенно эмоциональных местах пластинки то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. В общем, людям впечатлительным стоит держаться от этой дикой мешанины образов подальше. Впрочем, видно, что Алена старалась: занималась с преподавателями по вокалу и английскому языку, тратила деньги и совершенно справедливо претендовала на результат.
Позитивным выглядит экономический момент: апологеты платного контента, желающие сэкономить, смогут задешево получить 15 композиций с изображением Алены Ланской на обложке. Другое дело, что они со всем этим добром будут делать.
В этот день: В 1950 году родился основатель Throbbing Gristle, Psychic TV и изобретатель индастриала Дженезис Пи-Орридж, в 1974-м появился на свет Джеймс Блант, в 1721-м умер Иоганн Себастьян Бах. В 1992 году состоялось бракосочетание Курта Кобейна и Кортни Лав.
В четверг нас ждет большая удача — прошлогодняя компиляция треков группы Las Vegas, являющая собой всеобъемлющий The Best. Сама по себе группа Las Vegas волнует, потому что сейчас представляет из себя самый горячий поп-коллектив страны и выигрышно смотрится даже на фоне очередного состава группы «Топлесс». Радует цена, которая формируется, судя по всему, по гендерному принципу: компиляцию из 18 треков можно купить в Google Play за $2,49. «Compilation of original records 2008—2017» — такое описание ждет потенциального слушателя. Кроме того, его ждет и обложка со всеми тремя участницами коллектива.
Уже названия композиций говорят, что нас ждет одна большая песня о тяжелой женской доле, обрастающей морщинами и варикозом на фоне постоянных разлук и любовных неудач. «Я свободная», «Не разбивай», «Синдром любви», «Ты никто», «Дамский роман» — на фоне этих готовых сюжетов достаточно интересно выглядят треки «Все включено», «Паранойя» и «Хоккей». Хотя нет, хоккей как раз идеально вписывается в канву девичьего повествования о красивой и богатой любви.
Даже если ваш рабочий день наполнен интенсивным и увлекательным трудом, эти 18 композиций запросто могут опрокинуть весь накопившийся оптимизм в экзистенциальную пучину. Пропустить мимо ушей все спетое не получится, потому что каждая строчка отзывается в глубинах сознания воспалением самых чувствительных областей. Нельзя пройти мимо анатомической куролесицы «Я свободная» с куплетом «Просто ворвался ветер, мягкий, как эта осень. Я просыпаюсь в восемь, ты только лег на рассвете. Просто ты выше ростом, просто с тобой не спится» или не разглядеть эмоцию в тяжелой одышке артисток, заполняющей промежутки между пулеметными очередями фраз в припеве про свободную женщину, сравнивающую любовь со старым платьем.
Невероятной изобретательности лирика выстреливает самыми удивительными метафорами. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прокрутите строчку «Звезды в аренду сдал подкаблучник памяти, перекроил астрал мне назло от зависти». За тихоньким, как маленькая белорусская речушка, битом стоит серьезный литературный и кинематографический бэкграунд, которым снабжают слушателя артистки. Треки «Вино из одуванчиков» (саундтрек к неснятому советскому детективу) и «Мои черничные ночи» (с терпким шепотом «Лас-Вегас» в начале, символизирующим самый ненавязчивый продакт-плейсмент в истории музыки) выдают широкий кругозор белорусских певиц.
Очень хотелось сказать про музыкальную составляющую альбома что-то еще, но я забыл. 18 треков улетели из уха моментально и оставили только воспоминания о том, что однажды это случилось.
В этот день: В 1685 году родился Георг Фридрих Гендель, в 1934-м — Евгений Крылатов, в 1961-м — Олег Гаркуша. В 2003 году агентства новостей сообщили, что Майкл Джексон перенес операцию, которая должна привести к постепенной смене цвета кожи.
Утро пятницы начинается с планов на вечер пятницы. Хочется чего-нибудь разудалого, лихого, чтобы неосязаемая начинка сущности раскукожилась и пустилась вприсядку. В другие времена идеальным саундтреком этому пятничному настроению сделался бы набухший весельем Сергей Михалок или группа «Леприконсы». Но первый уже давно сдулся и стал серьезным, а вторые не писали ничего со времен царя Гороха. К счастью, есть у нас палочка-выручалочка в виде востребованного, заслуженного и замечательного коллектива «Тяни-Толкай».
Последний полноформатный альбом группы датирован 2013 годом — именно тогда на лейбле Vigma вышел лонгплей «Мне с тобою повезло». Причем музыканты настолько любят свою публику, что послушать альбом можно бесплатно на официальном сайте группы — это самый щедрый вариант, который попался за неделю. Обложка альбома оригинально выполнена в виде коллажа из душевных картинок с фотостоков и фотографий участников «Тяни-Толкай» с подругами и женами.
Первый же трек выписывает сочный заряд пятничной бодрости. Нога сама топчет пол в автобусе, рука перебирает невидимую клавиатуру на поручне, а сознание визуализирует тучного валторниста, который сочиняет трек для нового фильма с участием Александра Панкратова-Черного, Бориса Щербакова и Михаила Кокшенова. Перед нами настоящий мужской, честный альбом, который транслирует что-то разумное, доброе и вечное через гитарное дж-дж-дж с добавлением самых современных диджейских фишек времен зарождения хип-хоп-культуры и лаконичного бита. Лирика коллектива достойна тщательного изучения на факультете философии и социальных наук. Например, строчка «Кто-то полезет вверх, кто-то пойдет на дно, кто-то найдет любовь, а кто-то выберет бабло» является отличным образцом метафизической поэзии. В следующий момент вокалисты группы уже стремительно рифмуют «боль, уйди» и «жжет в груди», а в кульминации сумасшедшей по накалу баллады «Этот бой мы слили» тяжелая гитара поверх выкриков «Больно, больно, с…ка, больно» терзает сердце слушателя сильнее «Мотылька» Макса Коржа.
Местами альбом для настоящих мужиков начинает вызывать параноидальные опасения. Лирический герой вдруг оказывается истеричкой с маниакальными наклонностями и истязает свою бывшую любовной лирикой: «Просто я так долго ждал, а ты не звонишь. Вновь сменила номер свой, а я вновь нашел». Или вот прекрасная визуализация корпоратива индивидуального предпринимателя в песне «Баня»: «Я потиху-потихонечку положу себя на полочку. И помалу-помаленечку отхлещу дубовым веничком».
Музыка группы стремится к стилистической эклектике. Здесь можно услышать суровый рокешник, как будто неизвестный звукорежиссер записал в качестве звуковой дорожки табун лошадей. Или обнаружить щекотушки-скрэтчи, которые, думал, никогда уже не услышишь. Местами в это тихое ностальгическое болотце врываются эксцентричные трубы, голоса квартета выдают дичайшую экспрессию — и вот тогда действительно хочется пуститься в оголтелый пляс, забыть про все дела и устроить лютый пятничный угар с братишками.
Вместо вывода: не пытайтесь повторить это самостоятельно и в домашних условиях.
Палки для скандинавской ходьбы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by