«Встретимся завтра!» — говорит мне товарищ. Но назавтра от него ни слуху ни духу. Звоню, пытаюсь узнать, что произошло. Он мне отвечает: «Старик, не парься, у меня просто из головы вылетело».
«Обсудим заказ на следующей неделе», — заявляет клиент. И пропадает. Встречаемся через месяц, а он как ни в чем не бывало продолжает разговор. Напоминаешь про договоренность и видишь искреннее удивление: «Разве? Что-то не припомню!»
И вроде нет в этом никакой трагедии. С другом в итоге встретились, с клиентом обо всех деталях договорились и успешно сотрудничаем. Но Антоха с подбитым глазом из 80-х, живущий в Новополоцке и привыкший к тому, что сказанные ртом слова сразу имеют вполне конкретный вес, недовольно морщится.
Мы, мужики, действительно стали какими-то неконкретными. Причем проблема эта все же имеет какие-то определенные территориальные границы. Возьмем, например, пространство нашей родины. Меганеприятно слышать отзывы гостей из Евросоюза: «Отличительная особенность мужчин из Беларуси в том, что с ними очень сложно договариваться. Вернее, в том, что они договоренности редко выполняют». И ведь действительно сложно поспорить о пунктуальности и конкретности с педантичными немцами. Но что там немцы… В последнее время уже французы, поляки, литовцы начинают высказываться о белорусских мужиках как о людях, мягко говоря, необязательных.
Посмотрите на то, что происходит у нас с вами на глазах. Окружающим все больше мешают держать свое слово обстоятельства — политические, экономические, метеорологические, эзотерические… Черт побери, белорусы — чемпионы по поиску обстоятельств, которые не дают им воплотить в жизнь задуманное! Мы замечаем это в чиновниках, политиках, музыкантах, журналистах — людях публичных. Но если присмотреться, многим ли от них отличаемся?
Котировки данного устного слова нашими стараниями стремительно падают. Само по себе выражение «поверил на слово» характеризует вас как человека инфантильного и недальновидного. Мне кажется, совсем недалеко уже до времени, когда расписка на бумаге «Обязуюсь выбросить елку до начала весны» будет не анекдотом, а совершенно нормальным явлением. Да что там! Это уже сегодня похоже на правду. Ведь сейчас обещание бросить пить или пойти в бассейн, данное самому себе или друзьям, ничего не значит, пока оно не задокументировано постом в социальных сетях.
Кто-то наверняка увидит в призыве отвечать за слова пережитки лагерной романтики прямиком из тоталитарного «совка». Что может быть нормального в том, что, бросив неосторожную фразу в определенных кругах, ты вскоре с удивлением мог почувствовать заточку у себя в печени?
К счастью, эти дикие времена прошли. Но ведь полвека назад за своей речью следили не только арестанты.
Мой дед, здоровяк и весельчак, доживший до преклонных лет, любил выпить и покурить и практиковал эти пагубные привычки фактически до последнего своего вздоха. При этом он ни разу не позволил лицемерно читать мораль о вреде алкоголя и никотина. Говорил честно: «Внучек, врачи считают, что это редкостная дрянь, и они наверняка правы. Но доказывать это личным примером я не собираюсь, а потому на нотации не имею права, решай сам».
Говоришь — значит, действуй. Делаешь заявления — будь готов к последствиям. Мне эта простая дедова философия очень нравится до сих пор. И мы ее в меру своих сил перенимали.
И вот я заметил, что последние лет десять что-то странное стало происходить. Даже многие мои сверстники и старшие товарищи, которые раньше отличались ответственным отношением ко всему, что они говорили, стали страдать пустословием и словоблудием. Поначалу, столкнувшись с этим, списываешь все на обстоятельства (а вы помните, как с ними виртуозно обращаются белорусы). Но с каждым разом, услышав очередной словесный «пшик» от таких людей, отдаляешься и отдаляешься.
Одни говорят, что причина пустословия — возраст: с годами все больше понимаешь, что если относиться к каждому сказанному слову серьезно, то до старости можно не дожить. Другие утверждают, что балаболы — это продукт анонимизированной и завиртуаленной нашей с вами современности, мол, аватарки и придуманные ники напрочь срывают тормоза у любителей безнаказанно высказываться на любую тему.
Очень надеюсь, что это все-таки глобальные, общемировые тенденции, которые мы вместе со всей планетой переживем и вновь вспомним о ценности данного слова. Потому что если мы стали свидетелями того, как меняется, как это модно говорить сейчас, «национальный культурный код», то ситуация определенно меня расстраивает.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by