Ленинцы и светлое будущее. Репортаж из бывшего польского агрогородка

24 749
115
10 января 2018 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, mikashevichi.ru

Ленинцы и светлое будущее. Репортаж из бывшего польского агрогородка

Где-то далеко бушует прогресс: подбираются к Марсу космонавты, резвится биткоин и даже поют, сверкая блестками, артисты белорусской эстрады. От всего этого технологического триумфа среди лесов в Житковичском районе прячется агрогородок Ленин. Кусочек реальной Беларуси купается в солнце и январском паводке. Тишина, потоп, покосившиеся еврейские надгробия — где, как не здесь, искать признаки наступившего светлого будущего?

Жить стало лучше? Стало веселей?

Речка Случь расплескалась, пошла гулять в огороды и в лес. Ничего критического, но выглядит подозрительно и красиво. Вместе с ленинцами ищем исторические параллели. Сравниваем довоенные снимки с нынешним положением дел.

— При Польше-то улицу целиком затапливало. А в 1958-м, помню, в хату на лодке заплывали. Но то ж весной…

На самом деле польский период никто из собравшихся, конечно, не застал. Но уж точно советская власть такого безобразия, как нынешний январь, не допустила бы.

Дом Владимира Борисовича стоит как раз на краю разбушевавшейся стихии. Лебеди из мотоциклетных баков того и гляди уплывут со двора. Под полом — персональный водоем. Да и бог с ним, значит, так надо.

Тут живет одна из последних коров на этой улице. Было по одной-две в каждом дворе, но вымерли в процессе естественного отбора. Проще за молоком в магазин сходить. Такой вот отпечаток прогресса.

Пристально смотрим на хозяина, пока тот прикидывает, когда жилось лучше, а когда еще лучше. Выходит, что раньше «трудновато было», но имелись свои плюсы. А теперь полегче, но есть минусы. В общем, космические корабли пролетели мимо, а вода под полом осталась такая же мокрая, как при поляках. Появление телевизора в 1972 году — последний запавший в память значимый всплеск технологической революции.

Владимир Борисович подводит черту:

— Главное, что ухудшилось, — это наш возраст. А так хлеб есть — и ладно.

Вера Михайловна, соседка Владимира Борисовича, до пенсии успела побыть директором местного совхоза. Теперь работает на себя, занимается овощеводством. Сторонница старой проверенной концепции:

— Кто работает — тому и хорошо. А кто не хотел работать — тому что тогда, что сейчас одинаково плохо.

— Это какую же работу молодой да здоровый человек найдет в Ленине? — стараемся поспеть за Верой Михайловной, которая ведет показывать нам «СССР за речкой».

Она для убедительности даже останавливается:

— Да тут работы сколько угодно! Если не хочешь или не умеешь сам овощи выращивать — иди в наемные работники к арендаторам. 20 рублей в день платят, и еще морковки себе наберешь. А сколько тут одиноких женщин, которым надо помочь! Да хоть дрова порубить — она с удовольствием и заплатит, и поесть даст… И попить.

Про ленинское счастье

Если неожиданно спросить ленинца, чего ему не хватает для счастья, тот надолго задумается. Да как и любой. Те, что постарше, предсказуемо примутся тосковать по прежним временам. Их непременно надо вернуть — тогда будет счастье. Мечтательно прикрывают глаза:

— Раньше-то к магазину выйдешь — народу было, ы-ых! В клуб придешь — не протолкнуться. Польку плясали, краковяк… И все трезвые. Не то что теперь.

Дети тоже вывелись. Значит, их надо нарожать:

— Было-то у кого пять, а у кого и девять — готовая футбольная команда. А теперь не хотят рожать, им трудновато… Если трое, так это уже «мать-героиня».

Те, что помоложе, и вовсе ничего про счастье сформулировать не могут. То есть вроде чего-то явно же не хватает… Но словами это не выразить.

Польский след

— Вон там, за речкой, были Советы, а тут — Польша, — Вера Михайловна хранит снимки, доставшиеся от предков.

Вообще, чтобы закрыть тему названия населенного пункта: оно было таким у процветающего еврейского местечка еще до всех этих революций и рождения юриста Ульянова. Есть местная легенда (с вариациями) о том, что фамилию «Ленин» будущему вождю пролетариата обеспечили местные уроженцы, когда продали ему липовый паспорт. Так и повелось.

До 1939 года Ленин был польским. 17 сентября речку перешли советские войска и двинулись на запад. Улица, по которой они входили, так и называется — 17 Сентября. Из плодов технического прогресса на ней с тех пор появился асфальт.

— Это он еще нормально сохранился! — местные жители защищают разбитую улицу от наших недостаточно почтительных взглядов. — Учитывая то, что клали в девяностые и с тех пор ни разу не ремонтировали.

На месте бывшей границы Советского Союза теперь стоит мангал.

Чуть выше на берегу — могилы местного батюшки с попадьей.

Была рядом церковь, но не пережила войну.

Вообще, о польском периоде нынче мало что напоминает. Из недвижимого наследия осталось только три здания с тех времен: еще одна церковь (теперь закрыта, построили новую), лесничество да совхозная мастерская.

Из нематериального наследия — коренные жители говорят, что «родители еще пшекали». Но у самих в разговоре таких атавизмов уже не заметно.

— У меня вообще прозвище было Болек, — с улыбкой вспоминает Владимир Борисович. — Мы тогда все выясняли, кем же мы считаемся по национальности. Вроде у бабушек с дедушками в паспортах еще было написано, что они поляки, а мы уже постепенно белорусами стали.

Неутомимый Болек взялся сопровождать нас по окрестностям. Это пешком он ходит с палкой, прихрамывая. Когда же вскакивает на велосипед, становится как молния. В смысле едет зигзагами между дорожных ям. Они тут знатные.

Ветхим мацевам на старом еврейском кладбище за 200 лет. Они-то помнят все и даже слишком много, но молчат.

Евреев в Ленине не осталось ни одного, всех убили при оккупации. Место расстрела и братская могила неподалеку.

— Говорят, через сутки после того, как их закопали, землю на том месте прорвало, кровь ручьем текла, — пересказывает чьи-то слова Владимир Борисович.

Перемены — это мы

У одного из домов припаркован необычный велосипед с коляской. Не очень-то вписывается он в серые агрогородские интерьеры.

— Перемены?.. — хозяйка некоторое время размышляет, потом смеется: — Так мы сами и есть эти перемены.

Татьяна и Сергей Павловичи приехали в Ленин из Микашевичей шесть лет назад, тут у Сергея родители.

Сам он обозначает свой статус как «ну просто местный житель». Потом уточняет: «Буржуй, в общем». У него бизнес в соседних Микашевичах — что-то связанное с кислородом в баллонах. В Ленине вокруг семейства образовалось и растет замысловатое многопрофильное хозяйство. Сергей рассказывает про коров и какие-то совсем уж сказочно звучащие идеи. Если просто слушать, можно принять за прожектера, которых мы уж насмотрелись. Фокус в том, что, как ни странно, его проекты работают.

Внутри дом больше, чем снаружи. Есть все необходимое: ударная установка и клетка с диковатым кроликом.

Из окна виден собственный пруд (это должен быть каток, но сломалась погода, должны скоро починить). На особой полочке среди прочих раритетов — напоминание о польском прошлом — бутылочка и рюмка досоветской эпохи, откопанные где-то в поле.

Дочь Лиза и сын Иван пытаются добыть флегматичного кролика. Именно на этих детях завязаны важные ленинские перемены.

— Когда сюда переехали, захотели дочку определить в садик. Нам говорят: «Нет мест». А раз нет — значит, надо сделать. Кровати выдвижные купили, пространство в помещениях освободили, отопление помогли обновить. Была одна группа, стало две. Получилось, что с нашей Лизой в садик пришло еще восемь человек. А так болтались бы за родителями по селу…

— Постойте, как это — «помогли», «сделали»? — каждое предложение в рассказе Сергея слегка ломает традиционную картину мироустройства. — Вы подарили, что ли?

— Да обыкновенно. Железные эти койки «солдатские» убрали, купили ДСП, с помощью родителей и учителей собрали новые кровати. Вся деревня для этого не нужна, кто пришел, тот и пришел.

Потом захотели дочку отдать на танцы — ну и создали танцевальный кружок. Нашли хореографа, оплатили ей работу, поездки из Микашевичей. Как-то пытались сделать, чтобы родители тоже сдавали хоть рублей по 10 на зарплату руководителю. Но тогда дети стали уходить из коллектива. Поэтому я махнул рукой, первый год оплачивали все сами. Вообще-то, вскоре выяснилось, что сама наша Лиза не особо рвется танцевать. Но кружок-то уже есть, его никуда не денешь. Первое место в районе заняли! Дети занимаются, у хореографа работа есть, раскрутилось все — это уже самоподдерживающийся механизм. Райисполком предложил при ленинской школе открыть танцевальный класс. Теперь уже не мы платим, а руководитель получает официальную зарплату.

В соседней комнате красуется ударная установка — это остатки еще одного проекта. Сергей рассказывает, как затеял школьный вокально-инструментальный ансамбль. Но дело пока заморозилось — музыканты разъехались. А было весело: поскольку игру двумя руками на Yamaha пацаны не осилили, выкручивались иначе — играли по двое. Один — за правую руку, другой — за левую. Теперь остались вот синтезатор, гитары, барабан. Ждут своего часа.

Сергей рвет шаблоны везде, где только встречает. К нему применима модная концепция «А что, так можно было?».

— Все можно! — с жаром убеждает он. — Если кто-то рассказывает, как его душат и мешают, я такого не понимаю. В деревне, вообще, две беды: нет работы и некому работать.

Нынче у Сергея, помимо фирмы в Микашевичах, очередное увлечение: внезапно решил заниматься скотоводством. Взяли в Ленине землю — и понеслось. Как-то все слишком просто у него выходит:

— 26 июля 2016 года купили первую коровку. Теперь у нас их 16. Сами себе там живут… — машет рукой в сторону хозпостроек за дорогой.

— Господи, ну с чего вдруг вы решили покупать коров?..

— А они выгодные! При наличии современного оборудования держать их нетрудно. Мы работников практически не нанимаем: отец с мамой управляются, Татьяна творог делает, масло из сливок взбивает. Да это не такая уж штука — купить корову. Но есть породы, которых у нас не знают. Мой отец по образованию ветеринар. Доказывал мне, что не бывает коров, которые дают молоко жирностью 6%. Ладно, говорю, вот наша коровка, вот ее молоко. Завезли на молокозавод, измерили — 9,1%! Из банки молока полбанки сливок получается. Это джерсейская порода такая, у других поменьше. Мы смешиваем, в среднем жирность выходит 5,3%.

Молоко в результате покупают те самые ленинцы, которые когда-то от скота избавились, «потому что в магазине же есть». В общем, получается, вернул коров в Ленин. У Сергея 3 литра стоят 3,5 рубля (напомним, в вашем супермаркете жалкие 900 миллилитров, отмеренные маркетологами, со стандартной жирностью 3,6% — примерно 1,3 рубля).

Послушать этого человека, из коровы у него сметана течет. Внезапно принимается нахваливать налоговое законодательство. Да что ж такое…

— Условия замечательные. Мы взяли 46 соток для ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно. Это просто и выгодно. Во-первых, сразу освобождает от «налога на тунеядство». Нет налогов при продаже продукции на территории страны вне зависимости от объемов… Да, вы привыкли слышать другое, но это просто потому, что никто не вникал: где-то услышали звон — и сразу начинают жаловаться.

Фонтанирующий энтузиазм Сергея Павловича как-то плавно перетекает в «экономически обусловленный патриотизм»:

— Сейчас если говоришь людям: «Я из Ленина», — в ответ обычно: «А что это? Где это?» А должны говорить: «Ого, из Ленина!»

Лодки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, mikashevichi.ru
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
10.01.2018 в 8:04
Хорошо там где нас нет!....
10.01.2018 в 8:05
Эх, хорошо же в деревне, хорошо.
10.01.2018 в 8:05
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
10.01.2018 в 8:05
Тесть чистокровный Поляк, родители жили его при Польше и 17 сентября 1939 года для них как траур.
10.01.2018 в 8:05
Кот, кролик красавцы, природа красивая. Вот и всё хорошее, что там есть!
10.01.2018 в 8:06
Сергея Павлович -красавчик! И не жалуется!
10.01.2018 в 8:07
Начинали одинаково, а где сейчас мы и где они?
10.01.2018 в 8:07
Павловичи делом заняты. Молодцы они!
10.01.2018 в 8:08
По сравнению с польской деревней такого же масштаба - земля и небо. Увы, не в нашу пользу...
10.01.2018 в 8:10
Как и везде, жизнь держится только на позитивных людях. Удачи Вам, Сергей
10.01.2018 в 8:10
Прочитал статью и как-то утро на работе потеплело)
10.01.2018 в 8:15
Отличное,тихое место)
10.01.2018 в 8:18
"Послушать этого человека, из коровы у него сметана течет. Внезапно принимается нахваливать налоговое законодательство. Да что ж такое…" - Сергей ввел журналистов онлайнера в состояние когнитивного диссонанса, а вы чего ожидали, что он плакать будет как городские? На селе работают люди особенные
10.01.2018 в 8:18
Это все из-за того, что "Светлое будущее" в РБ и в РП кардинально отличается.
10.01.2018 в 8:19
про Польшу и про 1958г. что за чушь?
10.01.2018 в 8:20
По сравнению с польской деревней такого же масштаба - земля и небо. Увы, не в нашу пользу...
"SOLDYK":

А если ещё города сравнить и все остальное...
10.01.2018 в 8:23
Котяра матёрый!
10.01.2018 в 8:24
Удачи им! И здоровья
10.01.2018 в 8:24
Как-то пытались сделать, чтобы родители тоже сдавали хоть рублей по 10 на зарплату руководителю. Но тогда дети стали уходить из коллектива.

Статьи не для слабонервных...10 рублей - это у людей проблема на селе...Ну как так-то?
10.01.2018 в 8:29
А у кота какой взгляд хитрый.
10.01.2018 в 8:39
Хорошо там где нас нет!....
"Вован28061983":

не в тему Дядя!
10.01.2018 в 8:39
Ленин давно умер.
Как и перспективы нормальной жизни у жителей его тезки.
А с коровами- решат потиху. Уже даже и говядина в магазинах потиху появляться начала. Не в каждом , правда. ...
10.01.2018 в 8:41
Раньше было лучше!:)
10.01.2018 в 8:42
Все такие оп делом занялись. И дядя из Ленина вдруг резко по-другому бы запел. Дело ведь не совсем в нытье, если бы у народа была реальная работа, где он мог заработать, а не получить копье, тем более в деревне, где люди прывыкли работать, а не идеи придумывать как бы им подзаработать...
10.01.2018 в 8:48
Светлое будущее - это наше всё, дожить бы...
10.01.2018 в 8:49
Тут живет одна из последних коров на этой улице. Было по одной-две в каждом дворе, но вымерли в процессе естественного отбора. Проще за молоком в магазин сходить. Такой вот отпечаток прогресса.
Это и есть отпечаток деградации белорусской деревни.
10.01.2018 в 8:53
— Было-то у кого пять, а у кого и девять — готовая футбольная команда. А теперь не хотят рожать, им трудновато… Если трое, так это уже «мать-героиня».
Если трое - то это прямой путь в КГ или Брилевичи, пополнять ряды каранных....
10.01.2018 в 8:54
Вовремя не самоопределились когда - то и остались со всем совковым.
10.01.2018 в 8:59
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Как правильно сказано, советская власть все забрала и развалила !
10.01.2018 в 9:00
Евреев в Ленине не осталось ни одного, всех убили при оккупации. Место расстрела и братская могила неподалеку.
Ну Ленин-то, в девичестве Бланк, остался.
10.01.2018 в 9:02
Сергей Павлович молодец.:)
10.01.2018 в 9:04
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
10.01.2018 в 9:09
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
"RIP":

Посмотрите на подпись к фото и все поймете.
10.01.2018 в 9:13
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
"RIP":

Польши не существовало - 123 года, но они верили и ждали вознаграждения своей страны...
10.01.2018 в 9:13
возрождения*
10.01.2018 в 9:18
Обалдеть! Польша Рижским договором 1921 года аннексировала исконно белорусские земли.
17 сентября 1939 года, благодаря Красной Армии, БССР вернула себе свои белорусские земли!!!! Какой бывший польский агрогородок???? Это что за антибелорусская, но одновременно пропольская статья???!
Надо писать жалобу в Министерство информации!!!
10.01.2018 в 9:23
Без труда не выловишь из экономики и рубля!
10.01.2018 в 9:28
Кот есть-статья удалась
10.01.2018 в 9:28
Так а бизнес у него какой
10.01.2018 в 9:30
аааа ))) барбосия на главной фотогеничная какая )))
10.01.2018 в 9:31
Эх, хорошо же в деревне, хорошо.
"tutval":

Так перебирайтесь туда, что мешает?
10.01.2018 в 9:31
Не агитируйте. В деревню не поеду.
10.01.2018 в 9:32
[Спасибо!]
10.01.2018 в 9:33
Молодцы!
Отлично, что живет деревня!..
Только вчера услышал - "полешуки жадные до работы...." вот и весь секрет Палыча!
И "рикша" у него зачетная!!! )))
10.01.2018 в 9:36
— Главное, что ухудшилось, — это наш возраст. А так хлеб есть — и ладно.

Кстати это и есть отличительная черта белорусской нации. В этом вся суть так называемой "памяркоўнасцi"
10.01.2018 в 9:43
Есть местная легенда (с вариациями) о том, что фамилию «Ленин» будущему вождю пролетариата обеспечили местные уроженцы, когда продали ему липовый паспорт. Так и повелось.

Очень может быть. Уж точно больше похоже на правду чем книжная легенда о Ульянове увидевшем могучую реку Лена и взявшем псевдоним Ленин
10.01.2018 в 9:47
исконно белорусские земли
"Vovanator":

про это поподробнее
10.01.2018 в 9:50
Эх, как же издевается над Беларусью польская пропаганда... Просто ужас какой-то!!! Рижский договор для Беларуси – это тоже, что пакт Молотова-Риббентропа для Польши.
10.01.2018 в 9:52
Тесть чистокровный Поляк, родители жили его при Польше и 17 сентября 1939 года для них как траур.
"Алекснеалекс":


для многих немцев и 9 мая траурный день.
10.01.2018 в 10:07
Обалдеть! Польша Рижским договором 1921 года аннексировала исконно белорусские земли.
17 сентября 1939 года, благодаря Красной Армии, БССР вернула себе свои белорусские земли!!!! Какой бывший польский агрогородок???? Это что за антибелорусская, но одновременно пропольская статья???!
Надо писать жалобу в Министерство информации!!!
"Vovanator":

Да пишите. Лучше сразу в Министерство правды.
Дело в том, что пусть они хотя бы с историей Беларуси разберутся - что считать аннексией, что считать оккупацией, были ли эти земли землями БССР (что они были исконно белорусскими, я не сомневаюсь, так же, как Вильнюс и Виленский край, Белосток и Подляшье, Двинск и белорусская Латгалия).
И да, надо бы осудить в конце концов геноцид белорусского народа на территориях, как занятых Советами, так и оккупированными Польшей.
10.01.2018 в 10:09
На таких людях земля держится!!!
10.01.2018 в 10:15
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Ну поживите под поляками - будет незабываемый опыт для жаждущий халявы. Такой халявы как при СССР была - уже не будет. Кто хочет заработать - тот заработает. А льготникам с мышлением трутня всегда мало будет.
10.01.2018 в 10:16
Ну так хотя б написали в каком районе нашей Республики находится этот замечательный поселок Ленин
10.01.2018 в 10:18
Тесть чистокровный Поляк, родители жили его при Польше и 17 сентября 1939 года для них как траур.
"Алекснеалекс":


для многих немцев и 9 мая траурный день.
"B_W":

У немцев 9 мая - вообще никакой день.
Весь мир празднует победу над фашизмом 8 мая, кстати.
А про то, как оно у нас стало 9-м, можете почитать в интернетах.
10.01.2018 в 10:20

Я присмотрелся, возможно и масло. Но, скорее всего домашний сыр - в него яйцо добавляют. Масло обычно светлее.
10.01.2018 в 10:21
Глубинка, разруха, люди которые живут и верят, что им никто не должен.
10.01.2018 в 10:47
fcsm_andrei

Сегодня в 8:42




Все такие оп делом занялись. И дядя из Ленина вдруг резко по-другому бы запел. Дело ведь не совсем в нытье, если бы у народа была реальная работа, где он мог заработать, а не получить копье, тем более в деревне, где люди прывыкли работать, а не идеи придумывать как бы им подзаработать...
"fcsm_andrei":

А какие должны быть идеи, где в деревни заработать? В деревне исторически два варианта,разводить скотину или выращивать урожай. И все в целом. Но народ ленивый сейчас в деревнях, им проще пенсию получить и в магазине все купить
10.01.2018 в 11:01
Надо было из соседней деревни Буды репортаж сделать....
10.01.2018 в 11:02

Я присмотрелся, возможно и масло. Но, скорее всего домашний сыр - в него яйцо добавляют. Масло обычно светлее.
"well.well":

масло-масло) молоко изначально просто хорошей жирности, отсюда и цвет
10.01.2018 в 11:26
Кот, кролик красавцы, природа красивая. Вот и всё хорошее, что там есть!
"sanyaf":

и собака! классная собака на заглавном фото!
10.01.2018 в 11:30

Я присмотрелся, возможно и масло. Но, скорее всего домашний сыр - в него яйцо добавляют. Масло обычно светлее.
"well.well":

масло-масло) молоко изначально просто хорошей жирности, отсюда и цвет
"Hydromix":

А запах какой у него!! Ммммм.... Прямо детство вспоминается.
10.01.2018 в 11:41
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
10.01.2018 в 11:48
Какой замечательный, тёплый, позитивный репортаж, спасибо!
Андрей Рудь, в очередной раз признаюсь в любви к вашему слогу!
10.01.2018 в 11:53
Сергей рвет шаблоны везде, где только встречает. К нему применима модная концепция «А что, так можно было?».

— Все можно! — с жаром убеждает он. — Если кто-то рассказывает, как его душат и мешают, я такого не понимаю. В деревне, вообще, две беды: нет работы и некому работать.

Нынче у Сергея, помимо фирмы в Микашевичах, очередное увлечение: внезапно решил заниматься скотоводством. Взяли в Ленине землю — и понеслось. Как-то все слишком просто у него выходит

интересно читать истории успешных людей, аж на душе тепло становится...
10.01.2018 в 11:58
Евреев в Ленине не осталось ни одного, всех убили при оккупации. Место расстрела и братская могила неподалеку.
Ну Ленин-то, в девичестве Бланк, остался.
"well.well":

Не знаешь истории, так не позорься. Такую чушь пишешь. Евреев убивали твои друзья - бчб-оппы, которые прислуживали Гитлеру и служили в зондеркомандах.
"bravoL":

Ленин - еврофашит Бланк, который приехал в Россию лишь для одной цели, развалить страну, Забрать у Русов государство, так как большой народ должен жертвовать в счет малых. С ним за одно был Джига Сталин. Ну и после них ничего не поменялось судя по именам и фамилиям: Парух Ельцын, Мойша Горбер, (Горбачев), Натан Перельмутер Хрущев.
10.01.2018 в 11:58
— Постойте, как это — «помогли», «сделали»? — каждое предложение в рассказе Сергея слегка ломает традиционную картину мироустройства.

Видно авторы статьи "БТ" наслушались... А как вы думали? Сейчас, к сожалению, везде так! Не сделаешь на благо садика/школы - не факт что ребенок будет в этих заведениях... Утрирую, конечно, но в целом так и есть!!!
10.01.2018 в 12:00
Сергей- удивительный, мужик-мотиватор! У него ещё стоит поучится
10.01.2018 в 12:00
Надо отдать должное советской власти, что по сей день люди терпеливые и неприхотливые. Абы хлеб был да чарка! и не было вайны.... а другоя??? да и ня видели мы другога и не дурыте нам галавы! ПРОМЫВОЧКА НА ВЕКА!
10.01.2018 в 12:02
bravoL, Согласен! А НКВД это была благотворительная организация, отправляла людей на Мальдивы отдыхать за любую провинность, или фейковые донесения.
10.01.2018 в 12:06
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
"RIP":


Не нужно думать что Польша, стартанув в 90-е на одном уровне с нашей страной, совершила рывок благодаря исключительно старательности населения и грамотной политике руководства.
Польша является членом Европейского Союза, а эта организация имеет практику финансовой поддержки наиболее отстающих и слабых своих стран. Просто поищите статьи про финансовую помощь Польше от ЕС.
10.01.2018 в 12:09
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
"bravoL":

Странно что не затерли))), а ведь это правда, однако про это не вспоминают, а только хают Советскую власть, типа было б хорошо как у Польшчы))))
10.01.2018 в 12:30
Тесть чистокровный Поляк, родители жили его при Польше и 17 сентября 1939 года для них как траур.
"Алекснеалекс":


для многих немцев и 9 мая траурный день.
"B_W":

У немцев 9 мая - вообще никакой день.
Весь мир празднует победу над фашизмом 8 мая, кстати.
А про то, как оно у нас стало 9-м, можете почитать в интернетах.
"well.well":


Нечего праздновать. Фашизм не побежден еще.
10.01.2018 в 12:37
bravoL, Согласен! А НКВД это была благотворительная организация, отправляла людей на Мальдивы отдыхать за любую провинность, или фейковые донесения.
"Avacado-Maki":


Даладно... тут тётку с дочкой половина комментируемых готова была засадить от 2 до 6лет (за грабежь совершенный группой лиц) за срезанные в снегу цветы у дома и ничего. Народ, как видим, не меняется.
10.01.2018 в 12:41
Теперь и я хочу жить в деревне!!!
10.01.2018 в 12:51
[censored]
10.01.2018 в 13:05
Там где заборы поставили -- ленинцам уже нет дороги... жаль, но что поделаешь ... все проходит ... и ЭТО!--ПРОЙДЕТ!
10.01.2018 в 13:17
well.well, это масло)))
10.01.2018 в 13:59
Все такие оп делом занялись. И дядя из Ленина вдруг резко по-другому бы запел. Дело ведь не совсем в нытье, если бы у народа была реальная работа, где он мог заработать, а не получить копье, тем более в деревне, где люди прывыкли работать, а не идеи придумывать как бы им подзаработать...
"fcsm_andrei":

В том-тр и дело, что "оп"не будет. Просто люди в основном лентяи. Сначала царь, да кулаки жизни не давали, поэтому беднота, потом пришли советы со своими" отобрать у богатых и разделить между бедными ",а все равно плохо было, вон коммуняк, хотим капиталистами быть. А в итоге снова плохо. И все равно ждут, что у кого-то заберут и принесут тебе просто так. Проще сходить на 300 р.на работу и поныть. Вот вам пример в статье -кто хочет, тот и имеет. А вы все равно за свое, работы нет. Нет и не будет, потому что никому она не надо.
10.01.2018 в 14:01
Обалдеть! Польша Рижским договором 1921 года аннексировала исконно белорусские земли.
17 сентября 1939 года, благодаря Красной Армии, БССР вернула себе свои белорусские земли!!!! Какой бывший польский агрогородок???? Это что за антибелорусская, но одновременно пропольская статья???!
Надо писать жалобу в Министерство информации!!!
"Vovanator":

Зачем? Немножко референдума и пусть люди сами решают.
10.01.2018 в 14:14
Работайте и будет у вас все. у кого-то раньше, у кого-то позже!
10.01.2018 в 14:26
Местечку Ленин скоро 450 лет. Из них в составе ВКЛ с 1568 по 1795 (230 лет), в РИ с 1795 по 1917 (122 года). Период польской оккупации Западной Беларуси продлился 19 лет, меньше чем прошло времени с распада СССР. Но нет, городок польский. С таким успехом знаете и Минск немецкий. К слову поляки Ленин переименовывали в Саснковичи.
А люди в статье просто прекрасны.
10.01.2018 в 14:38
Ну вообще поляки молодцы. Бабка полячка 93 года, огород большой ещё держит. Говорит в нашей деревне жила бы очень хорошо.
10.01.2018 в 14:52
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
"RIP":


Не нужно думать что Польша, стартанув в 90-е на одном уровне с нашей страной, совершила рывок благодаря исключительно старательности населения и грамотной политике руководства.
Польша является членом Европейского Союза, а эта организация имеет практику финансовой поддержки наиболее отстающих и слабых своих стран. Просто поищите статьи про финансовую помощь Польше от ЕС.
"Ka4e4ka":

Поискал. До конца 2016 года Польша получила 125 млрд евро, в это же время вплатила 39 млрд. Итого чистыми 86 млрд за все время. Беларусь же только от перепродажи нефти халявной получила за 20 лет 50млрд$ а сколько выиграла ещё от газа. Только стоит учесть, что населения меньше у нас в 3.5 раза. И где результат?
10.01.2018 в 14:57
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
"bravoL":


Откровенно лживая информация! Судя по всему, опять "ольгинский тролль" на белоруссских просторах пасется. См. Википедию.
" В частности, в 1934 в Берёзе-Картузской находилось 200 заключённых, в том числе 120 украинских националистов, 40 членов крайне правой польской партии «ONR» (Национально-радикальный лагерь — польск. Obóz Narodowo-Radykalny) и около 40 членов Коммунистической партии Западной Украины [3]".
Также были в разные периоды и представители КПЗБ. Сведений о пытках и внесудебных казнях нет.
10.01.2018 в 15:00
Vovanator,
Ну хоть один здравый комментарий!
10.01.2018 в 15:02
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Ну поживите под поляками - будет незабываемый опыт для жаждущий халявы. Такой халявы как при СССР была - уже не будет. Кто хочет заработать - тот заработает. А льготникам с мышлением трутня всегда мало будет.
"papls":

Поддерживаю 100 % ! Поляков им захотелось,историю читайте и работать начинайте !
10.01.2018 в 15:04
trick84, Гомельская обл., Житковичский р-н. При поляках это был Лунинецкий повет Полесского воеводства
10.01.2018 в 15:14
красивые места!
10.01.2018 в 15:16
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
"bravoL":

Ой можно подумать что без совка тут бы ничего не было. Хватит на него фаллировать.
10.01.2018 в 15:19
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
"bravoL":

Странно что не затерли))), а ведь это правда, однако про это не вспоминают, а только хают Советскую власть, типа было б хорошо как у Польшчы))))
"nikita-ips":

О боты набижили.
10.01.2018 в 15:35
MD,
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Ну да? При царе, в деревне был храм и кабак, так и осталось при поляках! А при советской власти, появился клуб, поликлиника, детский сад, магазин,асфальт, работа! А теперь там, храм и кабак! Вот така советская власть!
10.01.2018 в 16:05
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":


советская власть оккупировала половину Польши(другую половину оккупировала Германия) и присоединила к БССР,поляков и евреев обрусили..
10.01.2018 в 16:24
Я одного понять не могу, почему Поляки могут, а мы нет? Выходит, они лучше? В сороковых годах прошлого века в течение почти пяти лет страны Польша вообще на политической карте не существовало! А в девяностые они за едой к нам ездили, а не мы к ним!
"RIP":


а мы это кто?Белорусы?А разве есть такая национальность?постоянно эти земли вместе с населением переходили из рук в руки -- то под Германией,то под Литвой,то под Россией и тд соответственно и население каждый раз без сопротивления приспосабливолось к новым хозяевам
10.01.2018 в 16:30
Давно мечтаю о таком велоагрегате - с коляской и тентом... Летом на даче в магазин ездить - самое то! Но, даже не знаю - где такие продаются? Наверное сам сделал?
10.01.2018 в 16:56
Внезапно настроение статьи поменялось. Красавец мужичёк)
10.01.2018 в 17:33
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":

Советская власть основала эту страну и все здесь построила, все то, чем мы до сих пор пользуемся. А Польша белорусов в рабстве держала, сколько белорусов на панов батрачили. А может вспомним Красные Казармы в городе Береза Брестской области - концлагерь, основанный поляками, в котором пытали и убивали белорусов ?!
"bravoL":


Откровенно лживая информация! Судя по всему, опять "ольгинский тролль" на белоруссских просторах пасется. См. Википедию.
" В частности, в 1934 в Берёзе-Картузской находилось 200 заключённых, в том числе 120 украинских националистов, 40 членов крайне правой польской партии «ONR» (Национально-радикальный лагерь — польск. Obóz Narodowo-Radykalny) и около 40 членов Коммунистической партии Западной Украины [3]".
Также были в разные периоды и представители КПЗБ. Сведений о пытках и внесудебных казнях нет.
"1810713":

Наследники большевиков да вы на коленях должны благодарить поляков за то, что они спасли от репрессий нквд в 1937 ряд наших местных большевиков,те кто бежал в союз были признаны польскими шпионами и отправлены в Куропаты,а те которые досидели у панов до прихода красной армии в 1939, в массе своей остались в живых.
10.01.2018 в 18:29
Немножко исТОРии.
Польша вела с Германией переговоры о нападении на Советский союз в 1939г. Польша требовала, Литву, Белоруссию, Украину... выход к черному морю. Немцы согласились....
Во время 2-й мировой войны, поляки убили больше евреев чем немцы...
10.01.2018 в 21:13
Хорошо там где нас нет!....
"Вован28061983":

Все равно природа красивая. Я понимаю, что жить в таких условиях сложно. Но иногда хочется вырваться из цивилизации (глобализации), хотя бы на месяц
10.01.2018 в 22:34
Как-то пытались сделать, чтобы родители тоже сдавали хоть рублей по 10 на зарплату руководителю. Но тогда дети стали уходить из коллектива.

Статьи не для слабонервных...10 рублей - это у людей проблема на селе...Ну как так-то?
"vodyanka":

Все неправда. Родители платили и до сих пор платят за то, что дети ходят на кружок.
10.01.2018 в 22:38
Деревня действительно красивая. Сергей Павлович - это "дешевые понты". Половина из всего написаного, это неправда. Игра на публику.
11.01.2018 в 0:40
Раньше было лучше!:)
"F4i":

Пока Минск не развалил регионы
11.01.2018 в 7:04
Вы хотя бы в Минске найдите эти следы!
11.01.2018 в 11:45
Автор с таким пиететом вспоминает "польский период", будто это что-то великое было. Но как-то абсолютно забывает про то, что этот период длился менее 20 лет. А что до этого? Мира не существовало?
11.01.2018 в 12:30
Обалдеть! Польша Рижским договором 1921 года аннексировала исконно белорусские земли.
17 сентября 1939 года, благодаря Красной Армии, БССР вернула себе свои белорусские земли!!!! Какой бывший польский агрогородок???? Это что за антибелорусская, но одновременно пропольская статья???!
Надо писать жалобу в Министерство информации!!!
"Vovanator":

...если не по-моему, обязательно нужно стучать куда следует - совсем по совковому!!! - вось такія мы, "беларусікі"... увы!!!
11.01.2018 в 16:12
Молодец мужик! Держись, ты пример для серой массы!
11.01.2018 в 17:42
Советская власть украла возможность у городка быть вполне процветающим, аккуратным и зажиточным населенным пунктом.
"MD":
Ух ты! И когда же это так было? Знаток "триклятой советской власти" и "сталинизма" 199Х-года выпуска? Что ты вообще о ней знаешь, чтобы тявкать? Аль кинА насмотрелся?
11.01.2018 в 17:47
Какой тонкий намек по тексту всей статьи: а может обратно "под Польшу"?
12.01.2018 в 12:47
В местном музее было письмо от выжившем и уехавшем в Израиль еврее, в котором писалось, что в конце 19-го века некоторые революционно настроенные евреи из Ленина учились в Вильно. Предполагалось, что там они могли встречаться с Ульяновым. Оттуда и версия местного историка В.В. Боярина, что местечко Ленин могло дать псевдоним Ульянову
12.01.2018 в 12:57
По утверждению местного историка, учредителя музея В.В. Боярина, после войны на восстановление ранее крупного местечка Ленин, с богатой историей, центра района были выделены большие финансы. Но все деньги ушли на возрождение не полностью сгоревшего в войне Ленина, а Житкович и Турова. А когда из Ленина перенесли центр совхоза в Люденевичи, деревня и вообще начала умирать. Молодые люди и семьи стали уезжать.
12.01.2018 в 13:13
marfel, С сентября 1939 года в составе БССР. С 15 января 1940 года центр Ленинского района Пинской области.
13.01.2018 в 9:33
tricеk84, Житковичский р-н Гомельская обл
13.01.2018 в 18:53
Как-то пытались сделать, чтобы родители тоже сдавали хоть рублей по 10 на зарплату руководителю. Но тогда дети стали уходить из коллектива.

Статьи не для слабонервных...10 рублей - это у людей проблема на селе...Ну как так-то?
"vodyanka":

Все неправда. Родители платили и до сих пор платят за то, что дети ходят на кружок.
"2388212":