«Таблеток от этого не существует». Как белорусским детям с аутизмом помогают адаптироваться в обществе

 
11 785
23 ноября 2017 в 12:16
Источник: Диана Галкина
Источник: Диана Галкина

Детей с аутизмом называют «маленькими принцами». Еще несколько лет назад большинство родителей в РБ ставили крест на их успешном будущем. Правда, в последнее время многое изменилось. Появились школы с инклюзивной средой, тьюторы, театр, где в роли актеров выступают и дети с аутизмом, стартовал проект «Спорт-инклюзия». Плюс ко всему большой радостью для родителей стало открытие в столице Инклюзивного центра поддержки и сопровождения семей.

— Сенсорная интеграция — это реабилитационный метод, который через ощущения помогает значительно улучшить жизнь и общее самочувствие ребенка (повысить его способность к обучению, наладить взаимодействие с окружающим миром), — объясняет Александр Голамонов, специалист Инклюзивного центра поддержки и сопровождения семей при Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители».

Изначально метод был разработан для мальчиков и девочек, у которых есть проблемы с сенсорикой. Джин Айрес, которая все это придумала, заметила: часто проблемы с обучением возникают не потому, что дети ленивые или глупые. А потому, что есть особенности обработки зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной информации. Например, ребенку с сенсорными нарушениями сложно улавливать то, о чем говорит учитель, он начинает нервничать, ерзать, не может сосредоточить внимание, проявляет некое необычное поведение.

Позже, когда ученые взялись за более детальное исследование симптоматики аутизма, выяснилось, что 80—90% детей с таким диагнозом имеют выраженные проблемы с сенсорикой.

— Мои занятия по сенсорной интеграции выглядят со стороны как игра. Человек, который не в теме, может сказать: «Я тоже могу поиграть со своим ребенком». Но это не совсем так. Занятия по сенсорной интеграции и должны выглядеть как игра. Но это осознанно, целенаправленно сформированная игровая среда.

Работа ведется в профессионально оборудованном помещении со специалистом. По сути, заменить ее ничем нельзя. Но и без дополнительной поддержки домашних ему не обойтись.

— В идеале все окружение ребенка должно двигаться в одном согласованном направлении. Если у родителей есть реальное желание помочь своему ребенку, нужно учитывать это, обучаться и выполнять рекомендации специалиста по сенсорной интеграции, конечно же, и дома, — отмечает Голамонов. — Реально помочь ребенку с аутизмом можно лишь только через инклюзию, через последовательную адаптацию его к жизни в обществе. Родителям важно быть нацеленными на будущее, подумать: «А что будет с ребенком потом, когда он вырастет?»

Вторым важным направлением в работе с такими детьми является прикладной поведенческий анализ, который я уже упоминал.

Есть два важных аспекта. Во-первых, это первичные навыки самообслуживания, ребенка с самого маленького возраста важно учить самостоятельно мыть руки, есть, нарезать хлеб... Во-вторых, зная законы поведения детей с аутизмом, поведение ребенка возможно не только контролировать, но и выстраивать, развивать навыки общения, навыки рабочего поведения. Цель — полная социальная адаптация.

Бывали случаи, когда диагноз «аутизм» снимали.

— Все очень индивидуально, и в таких случаях скорее речь идет о легкой форме нейросенсорной дезинтеграции, а не о самом аутизме. У Эйнштейна, говорят, тоже были аутистические черты, у многих известных и признанных в мире людей также были и есть такие черты и состояния. Есть примеры, когда дети с аутизмом учатся в школе вместе с обычными детьми. Взрослея и получая образование, они прекрасно социализируются, работают, как и все обычные люди, живут отдельно, но обязательно под наблюдением и с поддержкой психологов.

Таблетки от аутизма не существует. Когда врачи прописывают лекарство (ноотропы, нейролептики), они просто снимают симптоматику на время, а иногда при таком вмешательстве симптоматика начинает себя проявлять еще ярче.

Проблема этим не решается. Таблетки маскируют реальное состояние ребенка. Чтобы результаты были реальными, важно работать с чистым состоянием ребенка.

— Как адаптировать ребенка с аутизмом к профессиональной жизни?

— У детей с аутизмом, как правило, есть какая-то ярко выраженная способность. Чаще в математических направлениях. «Маленькие принцы» любят цифры. В Израиле, например, где общество подготовлено к принятию особенных людей, это учли. Юношей и девушек с синдромом Аспергера — один из видов расстройств аутистического спектра — берут в армию. Они там обрабатывают информацию разведки. Это огромные массивы цифр и данных, с которыми обычному человеку скучно работать. А людям с аутизмом, наоборот, это доставляет удовольствие. Среди людей с аутизмом очень много талантливых IT-специалистов. Люди с аутизмом успешны как в искусстве, так и в спорте.

Голамонов отмечает, что белорусские родители, к сожалению, чаще всего плывут по течению: всю жизнь одевают своего ребенка, водят за ручку в туалет, кормят с ложечки.

— Не думают, что будет с ребенком в будущем... А ведь есть много позитивных примеров, когда люди с аутизмом успешно адаптировались к жизни в обществе, радуются каждому дню и при этом приносят пользу.

Узнать больше об Инклюзивном центре и оказать помощь организации можно на ее сайте.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!