В пятницу в Минске откроется очередной, уже 24-й международный кинофестиваль «Лiстапад». В течение следующих восьми дней на разных площадках столицы покажут сразу 164 фильма, включая лауреатов и номинантов престижных премий. Onliner.by выбрал десятку самых любопытных из них.
Швед Рубен Эстлунд, похоже, вырастает в одного из самых оригинальных режиссеров нашего времени. Оригинальных прежде всего потому, что в своих фильмах он не стесняется бичевать либеральное общество — практически табуированная тема в переполненном политкорректностью европейском и американском кинематографе. В своей новой работе он предлагает сатирический, порой даже доходящий до издевки, взгляд на мир современного искусства, его кураторов и окружающей их публики. Подано все это довольно смешно, но в кульминационной сцене банкета улыбка обязательно уступит место крайне дискомфортному, но такому бодрящему после двух часов фильма ощущению абсурдности всего происходящего. Заслуженная «Золотая пальмовая ветвь» майского кинофестиваля в Каннах.
8 ноября, 21:30, кинотеатр «Пионер»
Ане Урушадзе всего 27 лет, она дочь известного грузинского режиссера Зазы Урушадзе, но уже первый ее полнометражный фильм привлек пристальное внимание фестивальной публики, получив награду за лучший дебют в престижном Локарно. В бетонных панельных джунглях Тбилиси 50-летняя домохозяйка постепенно сходит с ума от заурядности своего существования. Все ее мысли о литературе, она пишет свой первый роман, и это — эротический триллер. Конфликт между женской ответственностью и подавляемыми желаниями, стереотипными семейными ролями и моральными нормами в конце концов приводит к сюрреалистической концовке.
6 ноября, 16:00, кинотеатр «Центральный»
В 2011 году Аки Каурисмяки снял «Гавр», фильм про пожилого француза и неожиданно появляющегося в его жизни африканского подростка-беженца. Тема мигрантов в Европе как никогда актуальна (есть сразу несколько работ с этим сюжетом и в программе «Лiстапада»), и вот спустя 6 лет вновь обратился к ней и главный режиссер Финляндии. Место африканца занимает потерявший семью сириец, француза сменяет владеющий рестораном финн, но фабула все та же: не растерявшие гуманизма европейцы спасают от безразличных бюрократов (и тоже европейцев) маленького человека. Мягкий и очень своеобразный юмор, рок-н-ролл и фирменная эстетика Каурисмяки в фильме, считавшемся фаворитом Берлинского кинофестиваля этого года.
5 ноября, 19:00, кинотеатр «Пионер»
Поророка — это гигантская приливная волна высотой до шести метров, путешествующая на сотни километров вверх по Амазонке и разрушающая все на своем пути. С такой же не поддающейся контролю трагедией сталкивается главный герой фильма Константина Попеску, чья дочь пропадает во время обычной прогулки в парке. Сюжет во многом перекликается с недавней «Нелюбовью» Андрея Звягинцева, и хотя в «Поророке» показаны любящие и заботливые родители, бездна отчаяния, в которую они погружаются после случившегося, столь же глубокая. Очередной эпизод великой «румынской новой волны», получивший на фестивале в Сан-Себастьяне приз за лучшую мужскую роль.
8 ноября, 21:00, кинотеатр «Центральный»
Фильм открытия «Лiстапада» и один из главных российских фильмов года. Кино, которое также можно сравнить с «Нелюбовью», но если «Поророка» выступает развитием все той же темы семейных трагедий, то «Аритмия» является своеобразной антитезой Звягинцева. Здесь развод прежде самых близких друг другу людей упакован в производственную драму, от которой остается вовсе не горькое послевкусие.
3 ноября, 12:00, кинотеатр «Центральный»
3 ноября, 19:00, кинотеатр «Москва»
4 ноября, 18:00, кинотеатр «Центральный»
Франсуа Озон в своем репертуаре. Традиционно жонглируя жанрами, один из самых популярных французских режиссеров на этот раз возвращается к эротическому триллеру. Роман психоаналитика и пациентки в представлении Озона привычно обогащается двойными смыслами… и двойными ролями. Критики этой работой режиссера остались недовольны, но зрители en masse с ними не согласны. Откровенные любовные сцены как нельзя лучше подходят для ночных показов.
4 ноября, 23:00, кинотеатр «Центральный»
Один из самых необычных фильмов программы «Лiстапада», который вполне мог быть снят и на белорусском фольклорном материале, — изобретательная фантазия о быте и нравах эстонских крестьян. Языческие суеверия, оборотни, чума, жадные монстры и немцы на фоне любовного треугольника, когда зима близко: Райнер Сарнет высмеивает особенности национального характера на материале местных мифов. В «Ноябре» есть мистика, есть сказка, есть юмор и есть романтика. Не пугайтесь минималистичной черно-белой картинки.
6 ноября, 20:50, кинотеатр «Центральный»
Главную героиню, оказавшуюся на пределе, играет международная звезда Дайен Крюгер. По ходу картины ей предстоит трагически потерять в теракте сына и мужа (муж, как и режиссер Акин, турецкого происхождения, а для пущего интереса еще и бывший наркоторговец), затем разочароваться в судебной системе и, наконец, самой заняться возмездием. Сверхактуальный, но очень прямолинейный фильм о мире, где добро белое, зло черное, а места полутонам нет.
4 ноября, 21:30, кинотеатр «Пионер»
Есть ли на мясокомбинате место любви? Да, и очень необычной, дает ответ Ильдико Энеди в фильме, получившем «Золотого медведя», главный приз Берлинского кинофестиваля. Действие трагикомедии разворачивается на скотобойне, где встречаются два одиноких неприкаянных сердца. Он — директор предприятия, она — специалист по качеству там же. В жизни они социопаты, а в своих снах и он, и она — олени. Мир животный и мир человеческий встречаются и пересекаются на фоне натуралистично показанного технологического процесса, но за всей этой внешней кровожадностью сказочная история познания и преодоления самих себя.
7 ноября, 21:30, кинотеатр «Пионер»
Долгожданный фильм живого классика европейского кино, автора «Пианистки» и «Любви» (не той скандальной, с позапрошлого «Лiстапада», а той невыносимой, пятилетней давности). На примере одной большой респектабельной семьи, проводящей свои дни в особняке на северном побережье Франции, Ханеке на этот раз обличает буржуазию, за добропорядочными масками которой скрываются чудовища. Не лучший фильм мэтра, но лишь потому, что у него так много просто безупречного кино.
9 ноября, 21:30, кинотеатр «Пионер»
10 ноября, 21:40, кинотеатр «Центральный»