Психотерапевт Константин Королев: счастье пенсионеров никак не зависит от денег, которые у них есть

17 947
25 октября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Психотерапевт Константин Королев: счастье пенсионеров никак не зависит от денег, которые у них есть

Автор: Дмитрий Корсак
Константин Королев — врач-психотерапевт, доцент кафедры общей и клинической психологии факультета социокультурных коммуникаций БГУ. Сертифицированный гештальттерапевт, супервизор и ведущий тренер Московского гештальт-института. Член правления РОО психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход».
Почему ближе к пенсионному возрасту для многих белорусов весь смысл существования, по сути, сосредотачивается на детях, а собственная жизнь сводится к набору тревог, опасений и механическому выполнению определенных функций, необходимых для поддержания жизнедеятельности? Наверняка не о такой пенсии они думали, наверняка иной представляем свою и мы с вами. Однако по-настоящему счастливых стариков в нашей стране объективно немного. Кто-то скажет, что причиной всему — деньги. Я с этим категорически не согласен. Чуть ниже приведу свои аргументы, а сейчас давайте по порядку посмотрим на суть проблемы.

Как бы мы ни гордились своей толерантностью, никто в нашей стране не отменял классово-сословной неприязни между бедными и богатыми. Никто не отменял такой особенности, что мужчины у нас живут меньше, чем женщины. Никто не отменял такой вещи, что традиционно патриархальный уклад подразумевает доминирование мужчины в материальном обеспечении. И если, например, женщина в возрасте теряет мужа, при условии, что ее психика организована по распространенному для белорусского менталитета образу, получается, что она теряет практически все опоры в жизни.

Для многих людей, организованных психически сравнительно несложно, дети и забота о них являются основным смыслом жизни. Когда эта социально-биологическая задача выполнена, человек оказывается в зияющей яме бессмысленности, отсутствии планов на завтрашний день. Их жизнь оказывается лишенной интереса, и, соответственно, они очень ограничены в возможностях.

Но помимо главных задач, существуют второстепенные приоритеты, и они как раз в периоде увядания, при благоприятном его прохождении, могут стать основными. Например, разные незавершенные дела юности могут в таком возрасте выйти на передний план, я имею в виду творчество, науку, путешествия, спорт.

В скандинавских странах сняты все лимиты на получение образования и очень поощряется получение высшего образования в университете пенсионерами. Уже описаны случаи защиты магистерских и докторских глубоко пожилыми людьми. Например, в Норвегии — в 93 года бабушка написала диссертацию, ей всю жизнь хотелось утвердиться в науке, да не было времени — дети, внуки. И вот это время появилось.

Исследования показали, что те, кто получает «образование третьего возраста», получают доминирующий смысл в жизни и живут дольше примерно на 5—6 лет — длительность высшего образования.

Основная часть населения нашей страны большую часть своей жизни основной ее смысл видела в очень утилитарных понятиях — добыче пропитания и обеспечении крыши над головой. Соответственно, к моменту выхода на пенсию им не на что опереться, вот и пытаются они цепляться за взрослеющих детей, надеясь в них найти психологическую опору перед лицом страха неминуемого старения, увядания и, наконец, смерти.

Люди боятся, что никто им не окажет помощи в тяжелом положении, как говорится, воды некому подать будет. И эти опасения небезосновательны. Потому как социальные службы по доступной цене у нас очень слабо развиты. В этой сфере жизни очень мал вклад волонтерских движений, общественных организаций, благотворительных фондов — механизмов, которые традиционно и успешно работают в других странах.

И здесь мы пришли к самому важному: на уровень счастья пожилых людей их финансовое положение не влияет практически никак. Самый высокий индекс счастья, в соответствии с исследованиями ВОЗ, у жителей Непала, следом за ним следуют беднейшие штаты Индии — деревенская глубинка, далее — высокогорные деревни Пакистана, где крестьянин в основной своей массе «гол как сокол», но при этом совершенно счастлив. После идут нищие районы Мексики... В топ-10 по индексу счастья входят лишь две развитые страны — Финляндия и Норвегия.

В чем феномен? Давайте разберемся в критериях. Известнейший британский психоаналитик Салман Ахтар написал эссе, посвященное счастью. Он выделил четыре его компонента.

  • Первый — переживание самоэффективности и самоуважения при завершении серьезного начатого дела — как еще говорят, «авторского проекта». Это проецируется в том числе и на удачно реализовавших себя в жизни детей — ведь они также, по сути, являются успешным авторским проектом родителей.
  • Второй компонент — физиологический, это оргастическая разрядка. Физический оргазм, который дает эйфорию и краткое переживание счастья. То есть очень важно, чтобы секс оставался полноценной частью жизни и в пенсионном возрасте.
  • Третий компонент — эпизоды удовольствия, когда мы удовлетворяем потребности, получаем разрядку и эйфорию, но при этом у нас остается некоторый уровень энергетики для переживания повышенного фона настроения. То есть когда мы не всю свою энергию расходуем для получения результата, а у нас еще есть силы переживать радость и приятное возбуждение.
  • Четвертый компонент — состояние океанического слияния с Абсолютом, переживание утраты границ со вселенной. Это либо религиозный экстаз, либо медитативное слияние с окружающим миром, полное осознание себя как его части. По сути, это — та самая мудрость, которая приходит с годами, умиротворение, возникающее, когда у человека прекращены внутренние конфликты.

Напомню вам, что деньги не входят в число базовых детских фантазий. Дети счастливы до определенного периода, даже не зная о существовании денег.

Что не так с многими людьми из постсоветского пространства? Говоря честно, не знаю, они все разные. Могу только предположить, что многие живут по упрощенным схемам, которые можно описать афоризмом из фильма «Кавказская пленница»: «Короче, Склифосовский…» То есть их философия жизни как упрощенная инструкция по сборке жизненного успеха.

Интересный литовский философ и психолог Игорь Калюнаускас много пишет об этой проблеме в своей книге «Реабилитация души». Он говорит, что у людей пожилого возраста доминирует стиль жизни, который условно можно назвать «распадом». Старость — это ведь упрощение систем функционирования с постепенным отмиранием их функций. И это — неизбежность, к которой надо готовиться, принимать ее в соответствующем контексте, принимать жизнь без иллюзий.

Между тем пенсионеры сегодня очень подвержены влиянию информационного поля, как и все мы. У молодых еще есть возможность слетать в Рим или Париж, а старики изучают мир по телевизору. А что мы сейчас там видим? Визуальную клоаку — насилие, войну, преступность, катастрофы, экстрим. Опираясь только на этот треш, пожилые люди оказываются полностью оторваны от реальности. Их пугает окружающий мир, они отгораживаются от него, о каком слиянии может идти речь?

В конце, конечно, хотелось бы хотя бы мельком обозначить ответ на вопрос, который, вероятно, возникнет у многих читателей: «Что делать? Как изменить жизнь наших близких стариков?» Скажу сразу — универсального рецепта не существует, все мы очень индивидуальны. И все же некоторые факторы наверняка смогут запустить определенные позитивные механизмы.

Во-первых, требуется помощь пожилым людям в путешествиях и познавании мира, помимо банального отдыха и новых впечатлений, они получат самое важное — начнут восстанавливать связь с реальностью. Во-вторых, необходимо создавать как можно больше мест для коммуникаций пожилых людей друг с другом. В одинаковом возрасте взаимоподдержка — очень большое дело. И наконец, в-третьих, необходимо обеспечить возможность для пожилого человека получить образование или заняться творчеством.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by