«А можа, так не трэба?» Разговор с британцем о белорусском консерватизме и немецкой эффективности

17 100
13 октября 2017 в 15:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: автор. Иллюстрация: Олег Гирель

«А можа, так не трэба?» Разговор с британцем о белорусском консерватизме и немецкой эффективности

Автор: Андрей Рудь. Фото: автор. Иллюстрация: Олег Гирель

У нас очень уж собственный путь в обустройстве жизни, не надо нас учить. При этом мы обожаем порой сослаться на чужой опыт: «А в Германии…», «Зато японцы…», «Вот в цивилизованных странах…» (произносится с укоризной). Кроме того, предусмотрены этнографические анекдоты про сверхспособность белорусов терпеть (гвоздь в стуле, неудобство интерфейса и так далее). Кто бы мог подумать, что такие стабильность и верность традициям удивят даже британца. Вообще, несколько необычно слышать о нашей консервативности от человека, у которого есть королева… Сегодня в «Неформате» выясняем, насколько экзотично выглядит белорусская бизнес-среда в глазах британца, поселившегося в Могилеве.

Кто это?

Мел Роджерс — почетный консул посольства Великобритании по торгово-экономическим вопросам, бизнесмен. Родом из столицы Уэльса — города Кардиффа. В Беларусь переехал пять лет назад. По-русски Мел почти не говорит, лучше всего ему удается фраза «Счет, пожалуйста».

Все сказанное им в этом интервью является его личным мнением и может не совпадать с официальной позицией посольства Великобритании.

«Лишь бы не было хуже»

— Как вы попали к нам?

— Я женился на могилевчанке. Она была волонтером-переводчиком в благотворительном фонде помощи детям Чернобыля, а я, тоже в качестве добровольца, был водителем автобуса этой организации в Уэльсе.

— Какими были первые впечатления от Беларуси?

— Страна очень отличается от Великобритании, но не в худшую сторону, просто другая. Кое-что мне здесь не нравится, но то же можно сказать и про Великобританию. С некоторыми вещами нужно просто смириться. На Западе общество более динамичное, оно открыто переменам и само стремится к этим переменам. В Беларуси многие консервативны и говорят: «Мы так работаем 20 лет, а до нас другие так 20 лет работали — зачем что-то менять?» Меня это расстраивает. В Британии люди постоянно меняются, меняют взгляды, отношение к каким-то вещам. Здесь все не так, здесь людей надо подталкивать к переменам. Я не говорю, плохо это или хорошо, просто другая культура.

— А почему, как вы считаете, мы такие консервативные?

— Не знаю, скорее, это просто часть менталитета. Многие говорят о том, что ваше главное качество — толерантность, нежелание навлекать на кого-то лишние хлопоты или проблемы. На Западе люди гораздо более экспрессивны: если им что-то не нравится, они кричат, перекрывают хайвеи и добиваются своего. А белорусы очень терпеливы, они склонны принимать все как есть, даже то, что им не нравится. Я думаю, толерантность — золотое качество. Если человек не расстраивается по пустякам, не сильно упрекает других за неудачи, сохраняет спокойствие в стрессовых ситуациях, это хорошо.

— Должно быть, вы где-то услышали фразу «А можа, так і трэба?»…

— Нет, такого еще не слышал. Как вы сказали?.. В общем, иногда приходит момент, когда нужно сказать: «Стоп, вот это мне не нравится, предлагаю другой вариант». Когда у белорусов наступает такой момент, где у них предел терпения, я не знаю. Взять, к примеру, Францию — там порог терпения очень низкий. Французы темпераментны, по малейшим поводам выходят на улицу. И это тоже крайность. Нужен баланс между полной нетерпимостью к тому, что не нравится, и бесконечной смиренностью.

«Если другие страны борются за ваших клиентов, а вы — нет, вы их потеряете»

— Разница в менталитетах явно сказывается на разных сторонах жизни. Как отличается бизнес в Беларуси и в Великобритании?

— Сфера бизнеса в Великобритании и вообще на Западе гораздо более требовательная, чем здесь, очень конкурентная, там нужно держаться на плаву. Очень много людей пытаются продать вам что-то — продукт или услугу — и у вас огромный выбор. Бизнесы сражаются за клиентов, выстраивают с вами отношения. В Беларуси продажи и реклама иногда заключаются лишь в том, чтобы сказать: «Ну вот что мы предлагаем». И ждать. На Западе вам сначала пришлют расценки, через пару дней позвонят, спросят, что нравится, а что нет, какие еще услуги они могут предложить. Если вы сказали, что примете решение в четверг, менеджер перезванивает в четверг. Это все из-за того, что конкуренция невысокая. Была. Ведь бизнес приходит и из других стран — Польши, Чехии, Великобритании, Франции. И если эти страны борются за ваших клиентов, а вы — нет, то вы их потеряете. А в Беларуси менеджер ждет, что вы сами позвоните.

— Вообще-то, мы уже столкнулись с тем, что эти «менеджеры» звонят нам и навязчиво что-то предлагают. И нам это не понравилось.

— Я знаю много компаний в Минске, которые умеют общаться с клиентами. Обычно это частные фирмы, а их владельцы — молодое поколение, люди, которым лет по 25. И в Беларуси много очень умных молодых людей. И они все видят уже по-другому. Они выросли в более конкурентной среде. Они понимают, что за клиента нужно бороться качеством и уровнем обслуживания.

Для многих людей старшего поколения единственный фактор выбора продукта или услуги — более низкая цена. Так нельзя. На Западе смотрят на качество продукта и на соответствие этого качества цене.

— Мы столкнулись с другой ситуацией: наш рынок завален дешевыми товарами, которыми вытесняются более дорогие и более качественные. Что мы делаем не так?

— В середине прошлого века Япония производила дешевые товары. И все знали: если купить что-то японское, оно быстро сломается. А если купить то же самое на Западе, то цена будет выше, но и прослужит оно дольше. И было очень четкое понимание того, что купить дороже на самом деле выгоднее.

Да, нужно перестраивать экономику. Сначала необходимо повысить зарплаты людям, чтобы они могли позволить себе продукты и услуги подороже. А чтобы дорогие продукты были рентабельны, они должны быть хорошего качества и стоить своих денег. Беларуси нужно пройти через этот процесс перемен. А если вернуться к Японии, то теперь они производят очень качественную технику.

— Но мы как раз теряем качественные белорусские товары. Дешевка с Востока отнимает у них рынок…

— Нужно конкурировать, другого выхода нет. Закрыть границу невозможно. А иногда нужно просто признать, что где-то слишком сильная конкуренция, и переместить свои товары на другой рынок.

«Тонешь — тони»

— За пять лет в Беларуси вы заметили какие-то изменения в бизнес-среде?

— Изменилось отношение к частному бизнесу — в лучшую сторону. Не до конца, это небыстрый процесс, но я вижу, что сейчас к предпринимательству относятся более лояльно, чем пять лет назад. Это видно даже по тематическим программам на телевидении. Аудитория уже более благосклонна к частникам в противовес государственному. Да, перемены не такие быстрые, как хочется. Если бы «Титаник» знал, как быстро сменить курс, он бы не врезался в айсберг. Беларусь движется вперед. Сегодня Всемирный банк гораздо охотнее дает вам кредиты, чем лет 10 назад. И МВФ охотнее рассматривает возможность инвестирования в Беларусь. Европейский банк реконструкции и развития также активно инвестирует в страну. Все потому, что они видят позитивные перемены.

Стоит понимать, что организации такого плана не протягивают руку утопающим. Если тонешь — тони, а вот если пытаешься плыть сам, то они помогут. Это знак того, что государство меняет свое поведение, к белорусскому государству сегодня есть доверие. И в Беларуси есть очень хорошие частные компании с очень качественной продукцией.

— Например?

— Я построил себе дом в Могилеве, и нужна была дверь — очень хорошая, из комбинации нескольких материалов. Знакомые сказали, что одна немецкая компания делает очень хорошие двери. И мы готовы были заплатить около тысячи долларов. А потом выяснилось, что в Могилеве есть компания, которая производит двери. Я поехал на производство и увидел, что там первоклассные технологии, первоклассный сервис. И я купил у них дверь за $400. Она не хуже, если еще не лучше, тех немецких дверей. Просто на «Сделано в Германии» люди привыкли реагировать хорошо, а на «Сделано в Беларуси» — нет.

— И все же значительная часть того, что мы в Беларуси привыкли называть бизнесом, — это просто перекупщики в том или ином виде. А вот с производителями реального продукта сложнее.

— Не вижу в коммерсантах ничего плохого, если они платят налоги. Но да, стране нужны производители. Это рабочие места, зарплаты, раскрутка экономики. Людям есть за что покупать товар у тех же перекупщиков. Все много говорят, что производство должно быть открыто инновациям и так далее. На деле, мне кажется, в Беларуси иногда боятся инноваций. А вдруг что-то новое не сработает, можно же что-то потерять. Люди не готовы рисковать.

Никто же не просыпается с утра и не спрашивает себя: «Что бы мне такое сделать, чтобы совершить ошибку?» Но я в своей жизни построил три бизнеса с нуля. И каждый раз совершал ошибки. Они научили меня гораздо большему, чем успех. Мне не нравятся люди, которые сдаются после ошибок. А допустить ошибку, сделать вывод и действовать дальше — это нормально.

«В 16 ушел из школы и из дома»

— Кстати, расскажите о ваших собственных компаниях.

— Мой первый бизнес был связан с очисткой канализации. Я купил в Америке дорогое оборудование, его эксплуатация обходилась втрое дороже, чем у конкурентов. Зато оно работало в шесть раз лучше! Получается, его реальная стоимость была в два раза ниже. Я купил 23 такие машины, которые работали по всей Великобритании. Мне тогда было лет 30. Сегодня я бы уже так не сделал, сегодня у меня больше опыта. Но иногда нужно просто рискнуть. Мне повезло. Потом я продал этот бизнес американской компании, смог позволить себе хороший отпуск, дом в Испании… Но без дела скучно, и я занялся новым бизнесом — производством первоклассных стальных лестниц.

Начали работать в Великобритании, потом в Ирландии, Скандинавии, Франции, Германии, Америке… Мы ставили лестницы в домах основателей Microsoft, а позже — во дворцах в Кувейте, Абу-Даби, Дубае. Тот бизнес я тоже продал. Вообще, не стоит слишком влюбляться в материальные вещи. Если кто-то что-то хочет у вас купить и вам нравится цена — продавайте. Если более крупная компания расширяется, хочет купить вашу и готова заплатить больше, чем та сумма, в которую вы сами его оцениваете, — продавайте.

В лестничном бизнесе я проработал 15 лет. Такой успех быстро не приходит, нужно усиленно работать. Нужно было выстроить репутацию. Выстроить так, чтобы, например, клиент из Кувейта обратился к нам, маленькой компании в Южном Уэльсе, с заказом на лестницу из нержавеющей стали, со стеклянными ступенями, стоимостью $600 тыс. Это уже работает репутация: кто-то им подсказал, что в Южном Уэльсе есть компания, которая справится с заказом. А основатели Microsoft? Они обратились к нам, хотя у нас было много конкурентов у них на родине, в Америке. Здесь тоже сыграла роль наша безупречная репутация. И конечно, мы не были самым дешевым вариантом на рынке. Но мы не экономили на качестве.

Сам я в 16 лет ушел из школы и из дома и никогда туда не возвращался. Работал на компанию Caterpillar, она же направила меня в университет изучать инженерное дело. Когда я получил диплом, начальник сказал: «Не быть тебе инженером, но, думаю, можно заняться маркетингом». И мне понравилось!

— В Беларуси обратная ситуация: маркетологов сколько угодно, а инженеров мало.

— Значит, здесь меня бы взяли в инженеры: на безрыбье и рак рыба (смеется. — Прим. Onliner.by).

«Лишь бы не было хуже»

— Вернемся к нашей специфике. Например, мы изо всех сил стараемся привлечь бизнес в небольшие населенные пункты. Но даже при наличии льгот предприниматели туда не особо рвутся, сидят в больших городах. У вас с этим как?

— Людям тяжело уехать из Минска. Тут в любой точке в радиусе километра можно найти кинотеатр, ресторан, хорошую школу… Нельзя ожидать, что без нормальной инфраструктуры в маленькие города поедут.

Та же ситуация была в Великобритании еще лет 20 назад. Все было завязано на Лондоне, он был битком набит. На машине передвигаться было невозможно. Помню, у меня занимало три часа просто выехать из города. И государству пришлось поощрять граждан и бизнес, чтобы они переместились за пределы столицы.

Мой родной город Кардифф очень изменился за последние 20—25 лет. Он был далеко не лучшим городом Великобритании, а сейчас во многом это город инноваций. Финал Лиги чемпионов 2017 года проходил в этом городе. Чемпионат мира по регби проходил у нас. Поединок боксеров мирового уровня состоится в конце октября в Кардиффе. Этот город привлек к себе инновации и инвестиции. Но это случилось потому, что жители проявили инициативу. Государство может только предоставить льготы, а дальше дело за людьми.

Людям дали налоговые льготы, но без их желания ничего бы не получилось. Может, возвращаясь к теме толерантности, здесь она опять играет роль. Белорусы терпят: «И так нормально, лишь бы не было хуже».

— «Проявить инициативу» — отличный план. Надо им сказать…

— Надо мотивировать людей. Они должны рассуждать так: «Хочу жить еще лучше. Хочу, чтобы мои дети жили еще лучше. Хочу, чтобы родители жили лучше. Хочу, чтобы мои сограждане жили лучше». Нужно найти ключ к мотивации. Я не знаю как, я из другой культуры.

Кардифф не нужно было мотивировать. Они просто смотрели на Лондон и говорили: «А почему к нам не приезжает Мадонна? А почему у нас не проходят спортивные события мирового уровня? А почему у нас нет магазинов мировых брендов?» А потом решили: «Всего этого можно добиться». И ситуация стала меняться. Это было где-то в конце семидесятых. Главное, люди сами хотели перемен. И речь не только о Кардиффе. Бизнес стал процветать в Манчестере, в Эдинбурге, в Бристоле… Да, людям дали налоговые льготы, но без их желания ничего бы не получилось. Может быть, возвращаясь к теме толерантности, здесь она опять играет роль. Белорусы терпят: «И так нормально, лишь бы не было хуже».

— Инициатива людей — это хорошо (хотя и не совсем понятно, откуда она берется). Но что делало государство, чтобы бизнес рассредоточился по острову более равномерно?

— Обязательно нужно привлекать зарубежные инвестиции. Великобритания привлекла инвестиции из Японии, Китая, Америки… Например, Volkswagen хочет построить новый завод по производству моторов. Компания устраивает в Европе тендер на его постройку. Великобритания активно выигрывала такие тендеры. Это дает рабочие места, работники платят налоги, развивается экономика страны. И маленькие заводы, которым государство поможет вырасти до больших, тоже будут платить налоги — это выгодно государству.

«Будьте лучшими в Европе»

— Про пользу иностранных инвестиций мы все знаем, но почему-то не всегда это работает.

— По логике должно работать, но все зависит от того, насколько государство умеет привлечь инвестиции. Одна из проблем Беларуси заключается в том, что вы в принципе достаточно новый и неизвестный игрок на карте мира. Я как раз недавно с этим столкнулся: если человек хочет построить бизнес на $50 млн, у него есть идея, то этот бизнес можно построить в Польше, Чехии, Венгрии, Голландии… Вариантов много. А зачем его строить в Беларуси? Ту же Польшу, ее экономический опыт и ситуацию все давно знают, а у Беларуси ни узнаваемости, ни такого доверия нет. Инвестору нужна уверенность в том, что его вклад здесь окупится, принесет выгоду.

— И как еще вселить эту уверенность?

— Это тоже произойдет не сразу, но я вижу, что многие люди в правительстве над этим усиленно работают. В Беларусь сейчас приходит больше инвестиций. Все больше людей рассматривают вашу страну как место для инвестиций, и уверенность в надежности такого вклада растет.

Опять же, если бы этого не происходило, Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития не давали бы вам кредиты. Речь идет о миллиардах долларов, но такие организации вам бы и $10 не одолжили, если бы не были уверены, что вы отдадите. А вклад этих организаций в Беларусь, в свою очередь, вселяет уверенность в частных инвесторов по всему миру. Если Всемирный банк готов здесь работать, то это серьезная гарантия.

В семидесятые в Великобритании говорили: «Немец работает в три раза усерднее британца». Но это неправда. В три раза эффективнее — возможно.

— Если вернуться к мотивации людей: не получается ли так, что, пока не вымрет предыдущее «толерантное» поколение, мотивация не появится?

— Я вижу в Беларуси много компаний, возглавляемых молодыми людьми. И они мотивированы, они хотят быть лучшими! Они ничем не хуже молодежи, которую я встречал в Китае, в Америке и в любой из стран между этими двумя. Я недавно делал презентацию для молодых предпринимателей в Беларуси. Я им сказал: «Я не призываю вас быть лучшими в Беларуси. Этого недостаточно. Будьте лучшими в Европе. Ваша конкуренция находится в том числе там».

В семидесятые в Великобритании говорили: «Немец работает в три раза усерднее британца». Но это неправда. В три раза эффективнее — возможно. Дело не в усилиях и не в потраченном времени. Вызов для молодежи Беларуси — обрести уверенность для того, чтобы думать самостоятельно. У них много идей и инициатив — нужно продвигать их!

В Минске есть инженерная компания с первоклассной продукцией для современного мира. Стоимость работы их инженеров здесь, в Беларуси, ничтожно мала по сравнению с тем, сколько за такую же работу они получали бы в Америке. И они продают произведенную здесь продукцию там, в Америке. Они прекрасно поняли эту возможность и используют ее. Они даже купили компанию в США, чтобы через нее продавать продукцию, произведенную в Беларуси. Эта компания здесь может нанять лучших инженеров на хорошую зарплату и производить блестящий продукт. Недавно они выполнили заказ от фармацевтической фирмы из Канады, которой был нужен мобильный «стерильный цех». Они его разработали за 28 дней! Таким молодым компаниям нужно позволить максимально зарабатывать, проявлять инициативу, стремиться к инновациям. Хочется, чтобы молодежь понимала, что нужно пробовать, открывать свои компании. Ну каков самый худший сценарий, даже если не получится?..

— Вы сказали, что немец работает не столько много, сколько эффективно. А как охарактеризовать работу белоруса?

— В Беларуси иногда негативное отношение к новому оборудованию, потому что часто его покупка влечет сокращение рабочих мест. Если посетить производство Stadler в Минске, то там первоклассное, новейшее оборудование. Это швейцарская компания, управляющие — умнейшие люди, причем они очень молоды. Пол в цеху идеально чистый, хоть ешь с него, оборудование блестящее, а конечный результат — высококачественный продукт. Это отличный пример больших инвестиций, которые приносят большой доход.

«Вы слишком хорошо знаете английскую грамматику»

— Хорошо быть швейцарской компанией с чистым полом… Наши заводы, которые производят комбайны или металл, вероятно, тоже хотели бы заменить сотню рабочих одним автоматом. Но придется уволить людей.

— В этом вся сложность. Как выбраться из этого? Нужно привлечь больше современных компаний, которые смогут принять все это количество работников. Очевидно же, что за счет инвестиций в новейшие технологии больше заработают в том числе и сотрудники.

— Давайте рассмотрим ваш конкретный пример. В Могилеве у вас фирма, которая занимается обучением английскому. Вспомните, насколько сложно было ее открыть? И что было бы, если бы такую же фирму вы открывали в Кардиффе?

— В Великобритании открыть компанию очень легко. В интернете заполняете форму, придумываете название, например «Большой желтый шарик». Адрес можно указать домашний, иметь офис необязательно. Пишете, что будете производить — те же большие желтые шарики — и жмете «Регистрация». Буквально через час ваша компания зарегистрирована. Могут задать еще пару вопросов, если вы что-то не указали, помочь выбрать тип компании или банк для обслуживания. Вот и все.

В Беларуси все было сложнее. С регистрацией нашего ООО «Онлайн-класс» было непросто, много заминок. Начиная от названия, которое было то ли занято, то ли нет (выяснить это оказалось непросто). Мне пришлось опять ехать в Минск, где выяснилось, что название все же свободно, и за 15 минут мы зарегистрировали его. То есть почему-то информация у юристов в Минске и в Могилеве разная. Но ведь должен же быть какой-то общий реестр… Может, наше название перепутали с Onliner (смеется — Прим. Onliner.by)?

— Как вообще с английским у белорусов? Не спрашиваю, как у британцев с белорусским…

— С момента моего приезда сюда меня часто приглашали выступить в какой-нибудь языковой школе, потому что я носитель языка. Первое время я не отказывался. И на этих встречах я заметил, что студенты — большинство — хорошо читают и пишут по-английски, но говорить не могут. В основном потому, что образование нацелено на изучение грамматики. Грамматику вся группа могла знать чуть ли не лучше меня! А вот общения не происходило. Моя жена — учитель английского, и люди удивляются, когда я говорю, что английскую грамматику она знает лучше меня. При этом я лучше понимаю, как использовать те или иные выражения. Я лучше понимаю и менталитет британцев, что также важно при общении. Так что жаль, что в Беларуси при изучении английского чуть ли не все время урока отводится грамматике. Особенно обидно видеть такое на курсах для взрослых, где сидят инженер, банкир, бухгалтер, юрист, программист. Им разве грамматика сейчас нужна? Им нужно просто говорить по-английски с партнерами или коллегами. Вот этому мы и учим.

Бумажная книга «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса на «Барахолке» Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by