«Производители считают Украину страной с низким доходом, а нас — с высоким». Поставщики лекарств о том, почему у нас так дорого

 
24 593
05 октября 2017 в 19:57
Автор: Настасья Занько. Фото: mioby.ru, Onliner.by
Автор: Настасья Занько. Фото: mioby.ru, Onliner.by

По информации Минздрава, цены на импортные лекарства с начала года снизились на 2%. При этом по многим позициям импортные лекарства у нас в стране все равно дороже, чем в странах-соседях. Производители объясняют дороговизну малой емкостью рынка и бóльшими затратами. Минздрав настаивает на дальнейшем снижении цен. О чем спорили производители и чиновники, читайте в нашем материале.

Для начала немного статистики. По данным Минздрава, всего в Беларуси зарегистрировано около 4,7 тыс. лекарственных препаратов. Из них только 4% — это импортные лекарственные средства.

«Контрактные цены поставок для Беларуси выше, чем для соседних государств»

— Мы провели сравнительный анализ уровня цен импортных лекарств с уровнем цен в соседних государствах — Польше, России, Украине, — рассказал заместитель генерального директора РУП «Управляющая компания холдинга „Белфармпром“» Виктор Шеин. — И выявили около 200 наименований контрактных цен, уровень которых при поставках в Республику Беларусь выше уровня контрактных цен при поставках в сопредельные государства. Контрактные цены зависят от политики производителя при поставках на тот или иной рынок, объема рынка в целом, кратности поставок, наличия или отсутствия таможенных барьеров, локализации производства, требований государства при регистрации и производстве упаковки, транспортировки и контроля качества.

Замдиректора отметил, что в Беларуси «выстроена жесткая система контроля качества лекарственных средств». По мнению Минздрава, эта система как раз таки не позволяет попадать на рынок контрафактным лекарствам.

Почему в России лекарства дешевле, чем у нас?

— Расходы на усиленный контроль качества и относительно небольшой объем рынка не всегда дают возможность зарубежным производителям снизить контрактные цены до уровня контрактных цен в соседних государствах, — добавил Виктор Шеин. — Более 20 мировых компаний разместили свои производства на территории РФ, что повлекло снижение уровня цен на соответствующие лекарства в этой стране.

По словам директора белорусского представительства компании «Гедеон Рихтер» Натальи Пригун, в России появилось новое предприятие «Рихтер-рус», которое производит лекарства гораздо дешевле.

Фото: avdet.org

— На русском и венгерском предприятиях совершенно разные условия производства, — объяснила она. — Рынок в 15 раз больше, российская рабочая сила дешевле и так далее. Понятно, что сравнение получилось не в пользу белорусского прайса.

Почему в Беларусь нельзя поставлять лекарства от российского производства «Гедеон Рихтер»? Потому, что их продукцию нужно заново регистрировать, что подразумевает проведение клинических испытаний. Российские не подходят.

— Если бы российские испытания учитывались, можно было бы лавировать, — считают представители фармкомпаний.

«Нам должно быть стыдно, когда за многими лекарственными средствами вся Брестская область выезжает в Польшу»

По поводу лекарств, которые дешевле в Польше, производители отмечают: там больше емкость рынка — порядка $7,5 миллиарда. Кроме того, есть лекарства, которые для поляков дотирует государство.

— В Польше все не так гладко с рынком, как у нас думают. Там льготируют не категории лекарств, как в Беларуси, а конкретные продукты. И там есть определенная ценовая манипуляция с рынком, — отметил глава представительства польской фармацевтической компании Polpharma Валерий Левый. — На это мы не можем повлиять.

Фото: sklepy.by.

— Между тем рынок в Беларуси не такой большой, но при этом сложный, здесь очень много конкурентов, — добавляет Валерий Левый. — И основное — это стоимость регистрации лекарственных средств, которая все выше и выше. Продажи маленькие, и получается, что ты регистрируешь и за пять лет с трудом вырабатываешь вложенные деньги.

Замминистра здравоохранения Вячеслав Шило заявил, что стоимость регистрации в Беларуси такая же, как в Казахстане.

— Но объем рынка совершенно другой, — не согласился представитель польской компании.

— А если еще мы здесь клинические испытания сделаем — это $70 тысяч в эквиваленте. Вместе с регистрацией будет $100 тысяч. Так возьми и заработай в Беларуси эти деньги.

— Еще далеко не со всеми компаниями-производителями лекарственных средств проведена работа по урегулированию цен в нашей стране и сопредельных государствах, — говорит директор предприятия «Унифарм» Иван Козырев. — Это наиболее важный фактор. Нам должно быть стыдно, когда за многими лекарственными средствами вся Брестская область выезжает в Польшу. Я уже этот вопрос однажды поднимал. Наша задача — решить вопрос таким образом, чтобы этих поездок не было, чтобы валюта расходовалась у нас.

— Да многие просто по инерции покупают, а потом говорят, что у нас дороже, — объясняют производители.

«Почему в Украине дешевле? Так там же боевые действия идут, о чем вы говорите!»

На вопрос, почему в Украине импортные лекарства в 2—3 раза дешевле, производители хором возмутились: «Так там же боевые действия идут, о чем вы говорите!»

— На один и тот же препарат в Украине разбежка в цене в самой Украине может достигать 2—3 раз, — говорит замминистра здравоохранения. — Здесь большую роль играют также сроки годности. Поэтому нельзя однозначно сказать, что там значительно дешевле.

— Я буквально недавно разговаривала с компанией, которая не очень хотела снижать нам цены, — говорит начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава Людмила Реутская. — Так вот спросила, почему же в Украине вы ведете другую политику?

«А они мне ответили, что Беларусь относится к странам с высоким доходом населения, а Украина — к странам с низким доходом. Поэтому для нас цены выше»

«У нас дороже всего 200 позиций импортных лекарств»

— У пациентов есть возможность купить дешевле. Тот же «Плавикс», который люди все время сравнивают, — объясняет начальник отдела организации лекарственного обеспечения Минздрава Наталья Малашко. — Ради бога, у нас есть другие аналоги, которыми можно лечить, и у нас население не остается без лекарств. Да и цены снижаются.

«Двести позиций, которые дороже, чем у соседей, не портят имидж ни системы здравоохранения, ни страны, что, мол, вот мы — страна спекулянтов»

В той же Польше есть лекарственные средства дороже, а есть дешевле. Да такие, что туда из Франции ездят. У нас тоже есть много вариантов недорогих лекарств. К нам за ними едут из России и Украины. Это нормальный порядок вещей. Сейчас снижены цены на 32 позиции у белорусского производителя. Еще на 72 позиции импортных лекарств цены снижены до уровня Польши и России. И эта работа продолжается. На все позиции, которые дороже, у нас есть аналоги в 3—4 раза дешевле.

Фото: kontakt.by

Кстати

Минздрав напомнил, что в августе уже провел переговоры с такими зарубежными поставщиками, как Sandoz Pharmaceuticals d.d. (Словения), Glaxo Smith Kline Export Limited (Великобритания), фармацевтический завод Polpharma АО (Польша), ОАО «Химический завод Гедеон Рихтер» (Венгрия), ЗАО «Фармацевтический завод ЭГИС» (Венгрия), Bayer Pharma AG (Германия), Abbott Products Operations A.G. (Швейцария), KRKA (Словения) и другие. И уже в начале октября Беларусь получила ответы о намерении предоставить скидку на 77 наименований лекарств. Размеры скидок составили от 10 до 66%.

— Поставки отдельных лекарственных средств уже идут по сниженным ценам, и сейчас идет переоценка лекарственных средств до уровня контрактных цен, — подчеркнул представитель холдинга «Белфармпром». Правда, как отметила начальник отдела организации лекарственного обеспечения Минздрава Наталья Малашко, очень многие зарубежные предприятия пока реально цены не снизили, а только заявили о намерениях.

Медицинские термометры в каталоге Onliner.by