Психотерапевт Елена Карачун: как нами манипулируют все вокруг и почему манипулируем мы

22 513
21 сентября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Психотерапевт Елена Карачун: как нами манипулируют все вокруг и почему манипулируем мы

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Елена Карачун — врач-психотерапевт медицинского центра «Парацельс», кандидат Европейской федерации психоаналитической психотерапии, кандидат Международной психоаналитической ассоциации.
Мы с вами считаем себя сознательными существами, контролирующими свою жизнь, принимающими решения, отвечающими за свои эмоции и поступки. Мы всегда можем эти поступки объяснить. Например: «я живу с этим мужчиной потому, что он без меня пропадет», «я ненавижу свою дочь, потому что она вообще не уважает родителей», «я пью ровно столько, сколько хочу, и брошу, когда мне заблагорассудится», Так вот, ничего подобного. Нами манипулировали или манипулируем мы. Вырваться из этого порочного кольца сложно, и чаще всего люди категорически этого не желают.

Начнем с того, что уже доказано, что между моментами, когда вами принято решение и когда вы его осознали, проходит не менее семи секунд. Проводился эксперимент: импульсы мозга испытуемого измеряла специальная аппаратура, в то время как ему предлагали сделать простейший выбор — нажать правую кнопку или левую. Так вот, человек, проводящий эксперимент, знал, какую кнопку нажмет испытуемый за семь секунд до того, как он это делал. Возникает вопрос: где родилось решение, которое мы приняли, и может ли его кто-то «прочитать» или «прогнозировать» до момента, как мы его осознали.

В классическом, простонародном понимании манипуляция — это когда на нас кто-то влияет с целью получения выгоды. Все это скорее относится к области Уголовного и Гражданского кодекса и, если смотреть в сравнении, занимает мизерную часть нашей жизни.

Я бы хотела поговорить о других манипуляциях, о том, как мы общаемся на неосознанном уровне и при этом влияем друг на друга эмоционально. На первый взгляд кажется, что такое влияние очень естественно, незаметно, незначительно... На самом деле очень часто именно оно буквально помимо нашей воли заставляет нас поступать именно так, а не иначе.

Психоаналитиков в первую очередь учат находиться во время приема пациентов в особом состоянии — так называемом свободно парящем внимании. Мы должны в себе воспитать навык наблюдения не только за человеком, но и за собой. Например, я разговариваю с пациентом, и мне в голову приходит мысль: я должна задаться вопросом, почему это произошло именно в момент общения. Я испытываю по отношению к нему раздражение или радость — мне надо понять причину появления этих чувств. Я хочу что-то сказать, но прежде надо осознать, откуда возникло желание поделиться именно этими мыслями. Всё, что со мной происходит во время этой встречи, все взаимодействия и реакции с обеих сторон важны. В итоге я обязана не учить человека жизни, а преподнести ему информацию о том, на что он меня сознательно или неосознанно подталкивает.

Понятно, что, если бы я пользовалась учебниками по манипуляциям, где прописаны классические  «многоходовочки», я была бы плохим терапевтом и аналитиком. Реакций бесчисленное множество, все их не предугадаешь. Спасает только навык наблюдения и умение делать правильные умозаключения.

Есть такой механизм — проективная идентификация, когда кого-то помимо его воли наделяют определенным свойством и в итоге «жертва» вынуждена действовать в соответствии с навязанной моделью поведения. Например, увидев незнакомца, мы изначально почему-то решили для себя, что это плохой человек. Мы начинаем его неосознанно игнорировать, задевать и в какой-то момент он не выдерживает и срывается. Какова наша реакция? Мы говорим: «Ха! Я с самого начал думал, что с ним что-то не так!»

Еще один распространенный пример — состояние мнимой беспомощности, в которое нередко впадают зависимые люди. Окружающие близкие и родственники в какой-то момент искренне начинают считать, что человек действительно не способен позаботиться о себе, что требуется помощь. Разрушая себя, человек не останавливается и катится по наклонной вниз. В то же время его близкие со временем отчего-то начинают бояться за своего родственника больше, чем он сам.

В итоге, когда ко мне приходит жена, притаскивающая своего пьющего мужа за шиворот, потому что он «сам не может», первое, что надо сделать, — помочь зависимому увидеть и прочувствовать реальную тяжесть ситуации, в которой он находится.

Второе — показать обоим, насколько бессмысленно чувство вины.

На самом деле это чувство — идеальный механизм для любых манипуляций. Оно дает человеку мнимый, простой путь выйти из позиции «плохой» на позицию «хороший». В манипуляции практически всегда все однозначно. Вам говорят: «Ты виноват», и вы осознаете вину, вас убеждают: «Ты должен мне», и вы не сомневаетесь в этом. Во всем этом нет дуализма, который заключается в том, что ты не только не можешь быть однозначно плохим, но и не можешь оказаться однозначно хорошим.

Нами проще всего манипулировать тогда, когда хочется ситуации однозначности, черного и белого. Но если не покупаться на простые решения, становится заметно, что всегда есть полутона. Не бывает в жизни однозначных персонажей. Не бывает простых ответов. Сложно себя заставить что-то сделать, но еще сложнее признать, что ты не всесилен. Тяжело держать в уме, что радость, которую вы получаете сейчас, рано или поздно закончится. Нелегко, чувствуя вину, задаться вопросом, почему вы ее ощущаете.

С первого взгляда покажется парадоксом, но только осознав неоднозначность происходящего вокруг, мы получаем понимание реальности ситуации. Только тогда, например, испытывая желание кому-то помочь, мы зададимся правильными вопросами: чем эта помощь обернется? нужна ли она человеку? для чего я помогаю другому?

В итоге говорить о самых сложных, тяжелых, болезненных манипуляциях мы совершенно не желаем, так как их осознание не приносит успокоения и комфорта. Скорее мы готовы рассуждать о том, как нами манипулирует реклама. Потому что как раз этот объект ненависти — самый безобидный. Занимаясь невоздержанным потреблением, мы по-детски пытаемся найти кого-то, кто нами манипулирует. Ну а после мы перекладываем ответственность на работодателей, политиков, лидеров мнений, религиозных деятелей. Но ведь если разобраться, от их влияния легко избавиться просто собственным здравомыслием.

У нас есть желание: окружающий мир должен быть таким, чтобы нам не пришлось думать. Реальность же устроена так, что в мире есть войны, убийства, извращенцы и манипуляторы. Хотим мы или нет, с этим придется иметь дело. Чтобы мыслить и поступать осознанно, требуется постоянно включать мозги. А нам этого не хочется.

Когда человек приходит в терапию или психоанализ с целью выстроить гармоничную и честную жизнь, в первую очередь он осознает настоящие сценарии, по которым строились его отношения с близкими. Какие манипуляции использовал он, какие — по отношению к нему. Пациент начинает строить общение без игр, более правдиво. Но проблема в том, что сам человек и его окружение к этому не готовы. Потому что чаще всего лечиться приходят люди с очень нездоровым багажом и перевернутой с ног на голову жизнью. Когда они отказываются от манипуляций, «гнилые» отношения разваливаются, а за этим неизбежно происходит смена работы и партнера.

Такие изменения, как круги на воде, затрагивают всех. Есть много историй пациентов о том, как их родственники и близкие были недовольны лечением и характеризовали его не иначе как дурное, злое влияние. И это выдает настоящих манипуляторов с потрохами. А откуда у них в голове вообще взялась мысль про управление? Это чистой воды проекция — приписывание другим своей темной стороны. Терапевту незачем быть манипулятором. Его работа заключается только в том, чтобы помочь пациенту разобраться в его психологических конфликтах и взять ответственность за свою жизнь.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by