«Пошутишь про мою маму — дам тебе по лицу!» 17-летний Lastend про крутые тусовки, настоящую музыку и брендовый «шмот»

38 333
05 сентября 2017 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков

«Пошутишь про мою маму — дам тебе по лицу!» 17-летний Lastend про крутые тусовки, настоящую музыку и брендовый «шмот»

Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков

Рэпером быть модно. Еще модно забатлить кого-нибудь до полусмерти и прикупить себе оригинал Yeezy. Глеб еще учится в школе, но уже делает собственные записи, участвует в рэп-батлах и вообще достаточно известен в минской тусовке. Хотя его рассказ мало в чем замешан на подростковых стереотипах. В рубрике «Поколение» говорим с 17-летним MC о хулиганском детстве, шутках про мамку, популярности Pharaoh и Oxxxymiron и собственной студии.

Глеба знают под творческим псевдонимом Lastend — под этим ником он записывает шаблонный, но достаточно симпатичный хип-хоп и активно участвует в минской тусовке. Сейчас парень учится в выпускном классе и планирует заняться звукорежиссурой, потому что не особо представляет свою жизнь без музыки.

«Бывало, кинем яйцо на милицейскую машину или что-то вроде того»

Я вырос на Востоке-2, в Первомайском районе. Это на самом деле очень душевный район, который мне всегда нравился. Вообще, как говорится… Рэпер, который не прославляет свой район, не рэпер вовсе. У меня много воспоминаний, связанных с этим местом, да и все мои друзья оттуда. Все детство я провел в своем дворе и возле Национальной библиотеки, когда там еще не было Dana Mall. Я помню, как библиотека строилась и как она открылась, но с пацанами по стройке не шастали: я был еще совсем маленький.

Моя мама работает во французском мебельном салоне, она дизайнер. А отец был кикбоксером, я расту без него с четырех лет. Отца заменил дедушка, который и научил меня музыке, стихосложению, игре в шахматы — я очень благодарен ему за тот багаж знаний, который он мне дал.

Мобильный телефон у меня появился во втором классе, но это не было чем-то важным: я не залипал в него целыми днями. У меня всегда было желание проводить время с друзьями, тусоваться на улице, потому что я очень люблю общение. Мне интересно слушать людей и высказываться самому. Мы гуляли, общались, веселились.

А когда я был помладше, мы с соседом Данилой постоянно попадали в какие-то передряги или хулиганили. Бывало, кинем яйцо на милицейскую машину или что-то вроде того.

Однажды была такая история. Мы гуляли на улице, и недалеко от нас сидел малыш лет семи. А бывают мальчики, которые очень любят выпендриваться, — такие плохо воспитанные детишки. Он начал говорить что-то в адрес Данилы, и тот надел ему на голову дорожный конус. В это время прямо из окна квартиры на первом этаже вылетает его отец в одних трусах и с криком бежит на нас. Паника! Я так быстро никогда не бегал. Мы свернули во дворы и вроде бы скрылись от погони. Пошли по дороге, я чисто случайно повернул голову и увидел мужчину, который бежит к нам наискосок. Мы дали деру, спрятались в подъезде, и сердце у меня билось так, как никогда в жизни. В итоге все обошлось.

Когда я пришел в первый класс, у всех моих одноклассников были компьютеры. У меня была такая злость, я тоже так хотел его! Все играют, разговаривают про игры, а я прихожу домой и залипаю в комиксы. Компьютер я выпрашивал всячески, и ближе к концу первого класса мне его купили. Я фанател по Человеку-пауку и скупил все игры, связанные с ним. Доходило до маразма: если «пиратка» с игрой не работала, я покупал следующую — и так до бесконечности. Но сутками я за компьютером не сидел, максимум вечерком.

Не сказать, что я учился только на отлично, но и двоечником не был. Я слегка ленивый, и некоторые предметы не даются мне просто потому, что не хватает усидчивости: химия, математика… Зато очень люблю русскую литературу, историю, обществоведение. Мне нравится говорить, рассуждать, а на русской литературе можно высказываться, излагать свои мысли. Ты прочитал произведение, смотришь на главного героя и как-то ассоциируешь его с собой, транслируешь свои мысли по этому поводу. Поэтому по литературе у меня всегда были десятки.

За время учебы было два или три учителя, которые абсолютно наплевательски относились к своему предмету. А я не люблю, когда говорят: ну, детки, молодцы, посидите. Мне нравится, когда предмет вдалбливают — тогда у тебя появляется стимул что-то делать. У нас были учителя по физике и английскому, которые с чувством юмора и по-доброму преподавали свой предмет, но делали это так, что у тебя не оставалось выбора — только учиться. Так что если учитель что-то из себя представляет, то никаких проблем не будет. Но у нас бывали и такие, что кто-то дерется прямо на уроке, а ему по барабану. Такой преподаватель, конечно, не будет авторитетом! Так во всех сферах: если ты личность, тебя будут уважать.

«Включал 50 Сent: „Воу, да здесь инструментал такой, что сам Бах позавидует!“»

Когда Александр Рыбак победил на «Евровидении», я захотел научиться играть на скрипке. А мы ведь даже внешне с ним похожи, у меня тогда даже шевелюра такая же была. Я увидел его и подумал: «Блин, я тоже так хочу!» В итоге отходил в музыкальную школу два года, и скрипка оказалась очень тяжелым инструментом в физическом плане. Дело в том, что я был маленький и толстенький, в общем, физической подготовки не хватало, так что скрипку держать было непросто, я очень уставал и много ныл. Хотя играть мне нравилось, и получалось достаточно хорошо.

Музыка — это единственная вещь, которой я живу. Могу заниматься ей каждый день: писать тексты, слушать что-то. У меня и мама меломан: когда я был совсем маленьким, она смотрела MTV. Она меня кормит, а я сижу на диване и смотрю музыкальные каналы.

Рэпом я заинтересовался, когда был совсем маленьким. Мама смотрела MTV, и там показывали Like Toy Soldiers Эминема — клип про друга, которого застрелили. Я тогда смотрел это видео, и у меня челюсть отвисла. А потом показали еще и Sing For The Moment, и я спросил у мамы, кто это. Она ответила: «Это Eminem, он очень популярный». Потом я пошел в школу — а там плохие мальчики, которые показали мне русский рэп. Хотя он всегда интересовал меня меньше: звучание у этой музыки всегда отставало.

В 2008 году я узнал про Oxxxymiron — тогда про него еще никто не слышал, но он был одним из самых толковых российских рэперов. Сейчас он мейнстримовый, но стал похуже. В то время мейнстримом был скоростной флоу, а я слушал все это и думал: «Ну и где здесь мелодичность? Это же просто тараторка, в чем ее соль?» А потом включал 50 Сent: «Воу, да здесь инструментал такой, что сам Бах позавидует!» Для меня всегда важна была мелодика, а не скорость и выпендреж по флоу.

Позже я познакомился с творчеством Noize MC — он был очень популярным и крутым. Попса? Ну как попса… Это был человек, который толкал очень верные мысли в хорошем направлении. Вообще, я никогда не слушал только рэп. С мамой в машине мы включали Джо Кокера, Metallica, Nirvana, Боба Марли — кого угодно! Хотя я могу представить, что мои ровесники сейчас не знают, кто такой Курт Кобейн. А мне очень нравятся The Doors и Джим Моррисон — это очень неординарная личность, и у него отличный вокал.

В Noize MC меня зацепила музыка, которую он делал еще и с примочками рэперов. Там было все: флоу, ритмика, мелодика, гитары. Песни «Мое море», «Выдыхай» — это же просто произведения искусства! И на уроках музыки в школе я всегда отрывался: брал текст Noize MC, просто переписывал под свою ритмику, менял слова — и однажды под аккомпанемент учителя подстроился и зачитал рэп. Подумал: «Блин, как круто! Надо пробовать что-то свое!» В школе я учил немецкий язык и английского не знал, но решил писать рэп именно на английском. Это выглядело примерно так: window — отлично! Напишем сюда слово window! Это была полная околесица: сейчас эти тексты лежат на балконе, и я очень надеюсь, что мама их никогда не найдет.

«Сейчас молодежь прется по рэпу, и это часть культуры»

Год или два назад у нас появилась собственная студия. Я начал плотнее заниматься музыкой, подход стал серьезнее. У нас есть своя группа, которая называется N’Ark, но думаем переименовать ее в «Восток» — в честь родного района. Это компания, которая горит своим делом, хочет заниматься музыкой и делать что-то свое. Мы все любим западный звук и хотим сами научиться его делать: это дает огромнейший опыт. Когда ты понимаешь в этом, то можешь принимать активное звучание в записи на профессиональной студии. Наша студия изначально должна была обойтись в два раза дешевле, но в итоге я пошел ва-банк, потому что собираюсь поступать и профессионально заниматься звукорежиссурой. Пока мы пишем здесь только демо, потому что еще не можем сделать качество, как на крутой студии.

На студию скидывались все ребята. Получилось не так уж и дорого: 19 неденоминированных миллионов. Я помню момент, когда у меня лежит эта кипа белорусских денег, я сижу один дома, и у меня врубается паранойя: сейчас придет мужчина, схватит эти деньги и не отдаст мне микрофон. В итоге мы все купили и очень нервничали, пока разбирались, как эту аппаратуру подключить. Тогда у нас был нулевой багаж знаний, а сейчас мы, считай, продвинулись на три шага вперед.

Кто-то говорит, что рэпом занимаются те, кто не умеет делать нормальную музыку, но это не так. Просто послушайте современный хип-хоп! С другой стороны, сейчас и петь каждый сможет. Вот возьмите какую-нибудь Ольгу Бузову… Она разве певица? Ее голос вытягивают программой, а сама она петь абсолютно не умеет. А рэп сейчас переживает такой этап развития, когда он такой же, каким когда-то был рок-н-ролл. Не по звучанию, а по образу жизни. Сейчас молодежь прется по рэпу, и это часть культуры. Куча людей — Pharaoh, Скриптонит, Oxxxymiron и даже Баста — внесли огромный вклад в эту культуру. Те, кто говорит, что рэп — это для всех, пускай послушают этих людей.

Вот Oxxxymiron — это чисто флоу, а у Басты такие музыкальные аранжировки! Скриптонит — это вообще новое слово. А последний микстейп Pharaoh — что-то очень крутое! Там абсолютно западный звук.

У старшего поколения такое мнение: рэперы — это либо выпендрежники, либо чуваки с района. Но сейчас это нечто очень стильное — золотая середина. Допустим, тот же Кендрик Ламар… Он говорит, что парни с района — это ужасно, не нужно идеализировать этот образ. В любом случае музыка — это то, под что ты расслабляешься. Ты слушаешь, как кто-то купил себе ремень Louis Vuitton, и получаешь стимул купить себе такой же. Все это тебя как-то заряжает.

N.R.M., «Крама», «Палац»? А что это? Лявон Вольский? Это имя на слуху… Белорусский писатель? А-а-а, «Тры чарапахі»! Конечно, я знаю эту песню! Не сказать, что я по такой музыке угорал, но слышал, как родители поют эту песню во время посиделок. Это клево, это музыка, которая звучит очень хорошо, даже шедеврально! Я думаю, что каждое поколение должно уважать предыдущее, но иметь собственные цели.

Вообще, крутой чувак — это музыкант, а стиль не имеет значения. Я очень не люблю, когда происходит сегрегация: ты — рок-н-ролльщик, ты — рэпер, я — панк. Это все очень глупо, потому что, мне кажется, важна сама музыка. Настоящий музыкант должен уважать каждую субкультуру и привносить что-то новое. Я не понимаю людей, которые читают под обычную драм-партию с каким-нибудь сэмплом из песни шестидесятых. Ребята, в каком веке вы живете? Развивайте музыку, делайте свой вклад! Рэперы, металлисты — это все стереотипы. Это как говорить, что бизнесмен крутой, а уборщик не крутой. Нужно просто выходить из зоны комфорта.

Выходить на сцену не в брендовых шмотках — это не зашквар. Зашквар — думать, что если ты одет «по фирме», то автоматически крут. Можно одеться на миллион и выглядеть на копейку — все зависит от твоего вкуса, как и в музыке. Этот стереотип про шмотки… Что вообще значат шмотки? По сути, ничего. Это полный бред.

«Я вынес своего первого оппонента очень легко»

Помню, как посмотрел первый батл — Oxxxymiron против Крип-а-Крипа. Тогда особого впечатления на меня это не произвело, но показалось прикольным. А потом был батл Oxxxymiron против Johnyboy, и вот он был очень сильный! Мне было 14 лет, и я сидел с отвисшей челюстью и думал: «Так можно?» Чувак выходит и просто уничтожает другого чувака! Oxxxymiron позиционировал себя как личность — этим он заслужил уважение и стал крутым. Он был тем самым рок-н-роллом, который не лезет на телевидение и всем отказывает. Было интересно, что он предъявит оппоненту и что тот сможет ему противопоставить. Вообще, все это интересно смотреть, когда есть конфликт. Проблема нынешних батлов в том, что там батлятся просто потому, что так надо.

А люди хотят хлеба и зрелищ, они смотрят «Пусть говорят». На самом деле все такие, просто есть эстеты, которым интересно наблюдать за конфликтом интересных личностей, а не просто смотреть телевизор.

Мой первый батл — это, конечно, ужас. Хотя все равно хорошо, что я к этому пришел, потому что он многое изменил в моей жизни. Меня никогда не тянуло батлиться, потому что всегда больше интересовала музыка. Но однажды все-таки решил попробовать. Тогда были очень слабые минские лиги — BZM, «Корона», — а у меня был конфликт с одним человеком и я думал: «Да сейчас я вас всех разнесу!» Однажды наткнулся на Rap Ring и решил попробовать. Написал текст против оппонента, которого никогда в жизни до этого не видел.

Я вынес своего первого оппонента очень легко. Эмоции были просто охрененные! На улице ко мне подходит парень в панаме, берет за плечо, от него пахнет пивом: «Брат, у тебя все будет классно. Главное, стремись!» Уже потом я узнал, что это Бакей. Ничего себе! Было очень приятно.

Шутка про мамку была на этом батле только одна. Я ее специально «запикал», потому что никогда не был приверженцем таких шуток. Помню, мой оппонент в первом раунде сказал: «Пошутишь про мою маму — дам тебе по лицу!» А у меня в первом же раунде была фраза «Я с твоей мамой…». Написал эту строчку ради высмеивания этой шутки. Просто подумал: замолчу — так будет смешнее. Он разозлился и говорил потом: «Тебе повезло, что ты так хорошо выступил. Иначе бы я тебя…» Но на самом деле нет смысла бояться оппонента на батле.

«Юношеский максимализм? Мне мама так раньше говорила»

Самые угарные тусовки в Минске делает «Бассота». Это просто бомба! Это классные ребята, и Кипа (один из лидеров «Бассоты». — Прим. Onliner.by) — очень крутой. Это человек, которого я ни разу в жизни не видел грустным. Непонятно, что творится у него в голове и как он думает, но этот человек дарит тебе всю свою энергию. Это самое лучшее, что есть в людях.

На вечеринках «Бассоты» творится просто что-то невероятное: там можно встретить даже ремикс на Шуфутинского — вот до какого абсурда это доходит. Но тебя так под это прет! А еще это хорошие люди, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Очень много ребят последовало их примеру.

На самом деле ЗОЖ был популярен года три назад — вот тогда реально все были на этом помешаны. А сейчас что-то из разряда «я на сцене с косяком». В 2017 году оно как-то все делится на тусовки: кто-то любит ЗОЖ, кто-то — выпить. Ну и какая разница? Все равно все умрут, так пускай каждый сам решает, что получить от этой жизни.

Мое будущее однозначно связано с музыкой: я не вижу себя в чем-то другом. Звукорежиссура, выступления… У меня много идей, мне есть что сказать — хочу развить вокал, научиться делать музыку самостоятельно. Юношеский максимализм? Мне мама так раньше говорила, да и сам я так думал. Мол, переболею. Но я занимаюсь этим со второго класса, собрал свой первый сольный концерт, а сейчас еду выступать в Вильнюс. Теперь я начинаю сомневаться, что дело в юношеском максимализме. Сейчас у меня есть серьезные аргументы.

Соковыжималки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by