239
21 августа 2017 в 8:00
Источник: Сергей Плюхин. Фото: Афанасий Фэд

«И продолжим мы послушно ездить в Вильнюс». Тайный гость сравнивает аэропорты «Минск-2» и «Минск-3»

Счастье! В аэропорту Вильнюса закончилась реконструкция взлетно-посадочной полосы. «Минск-3» снова работает. Для нашего удобства были потрачены 19 млн не наших евро. По такому радостному поводу тайный гость вышел из сумрака, сунул в карман паспорт и ринулся сравнивать самые важные аэропорты в жизни отечественного туриста. А дальше были сильный, как любовь матери, Wi-Fi, очередь в Барселону, фастфуд, перенаселенная маршрутка и «Игра престолов».

Чтобы задать какие-то критерии, берем за основу исследовательскую программу ASQ (Airport Service Quality) Международного совета аэропортов (ACI). Там больше 30 пунктов, но примерно шесть основных направлений. Полетели!

Дорога в аэропорт

Начинаем наше развеселое путешествие. Национальный аэропорт Минск («Минск-2») находится в 42 километрах от центра города-героя. Есть вариант поехать на такси, но денег жалко. Экономим при помощи автобуса 300Э или маршрутки 1400-ТК.

В нужное время с автовокзала «Центральный» стартует маршрутка. За 4 рубля (или 3, если начинать путь от станции метро «Уручье») можно добраться до пункта назначения за 45 минут и послушать про белые розы и беззащитные шипы.

Салон полный: услуга востребованная.

До апреля существовал вариант с электричкой, правда, идея получилась так себе. 56 минут в пути, затем пересадка на автобус. Но да, всего за 2,5 рубля. Сейчас в тамошних краях сочиняют вторую взлетно-посадочную полосу. Население страны живет без аэропортной электрички и вряд ли сожалеет о потере.


В Литве масштабы иные. Расстояние от центра города до аэровокзала — 7 километров.

Не самый злобный соседский Uber просит за поездку €3—5. Правда, потом начинается какое-то странное движение — цена растет с €5—8 до €8—10.

Тайный гость — путешественник, которого крепко душит жаба на всей территории Евросоюза. Так что он заказывает машину в службе такси 1424 и добирается к терминалу за 14 минут ходу и €5,10 денег.


Ляксей Лявончык тут для экспертности. Он — белорус, который занимается IT и много путешествует (в режиме 6—7 рейсов в месяц). Базовый аэропорт — Варшава. Родной Минск и соседский Вильнюс — в частом пользовании.

— В Вильнюсе все тупо близко. Если едете на машине не в час пик, то через… Мой рекорд был 7 минут — очень ранним утром по пустой дороге. А так 15. В Минске 15 минут ехать только от границы города до поворота на аэропорт.

Не могу назвать негативом белорусскую электричку, которая не доходила до аэропорта. Шкандыбать от железнодорожной станции до терминала в Вильнюсе примерно столько же. Другое дело, что там есть приятные дорожки и масса указателей. К примеру, в Берлине вы тоже будете идти до метро полкилометра. Но разница в том, что там удобная навигация. Хотя в Варшаве железную дорогу просто продлили на 700 метров и провели под здание терминала. Очень удобно.

Регистрация

Регистрацию только-только протрубили, а к стойке уже змеится очередь пассажиров. Впереди бригада китайских туристов. Им прикольно, тайному гостю — нет.

Очередь не критически длинная, но для абсолютного счастья хочется, чтобы подключили еще одну стойку. Этого не случается — в итоге регистрация отнимает 19 минут жизни.

Отдельно регистрируются пассажиры бизнес-класса. Для них с прошлого года функционирует стойка имени главы «Белгазпромбанка». Однажды мужчина гневно приложился к Facebook, дав понять, что пора бы. В Национальном аэропорту Минск озадачились и согласились, что да, пора.


Очередной счастливый билет. В аэропорту Вильнюса гурьбу китайских туристов заменяет литовская семейная пара, которая собирается куда-то в Казахстан чуть ли не на ПМЖ транзитом через Минск. У них две дочки и девять чемоданов размером с тех самых дочек.

Парень на стойке нордически спокоен. Ребят из этого аэропорта привыкли хвалить за четкость работы. Но если наша очередь — это легковес, то слева ребята пакуются на рейс Wizz Air до Барселоны. Их очередь — реальный супертяж. Вторую стойку никто не подключает.

Наша регистрация занимает 29 минут. Одна из литовских дочек успевает прочитать десять страниц «Игры престолов» в оригинале. Ребята, собравшиеся в Барселону, продолжают стоять.


Опыт эксперта оказывается более положительным:

— Белорусский процесс подхода к стойкам стал лучше после реконструкции аэровокзала под чемпионат мира по хоккею. Раньше ведь были отдельные входы в каждый гейт.

Что до Вильнюса, то я почти всегда езжу без багажа и беру электронный посадочный и обход этой стадии. Правда, когда все-таки надо сбросить багаж, отмечаю, что литовцы очень хорошо контролируют поток. Если видят, что рядом выстраивается 20 человек, сразу открывают вторую стойку. По моим ощущениям, сама по себе публика там дисциплинированнее, чем у нас.

Проверка и паспортный контроль

Многие пассажиры бизнес-класса считают, что полного кошера в сервисе и мегабенефитов в минском аэропорту нет. По части предполетных процедур тоже есть вопросы. Мол, распространенного много где фаст-трека у нас нет. А фаст-трек убыстряет все эти процедуры для людей, которые потратили бо́льшие деньги на билет. Говорят, претензии есть, а решения вопроса нет.

Хотя элементарно бывают быстрые дни. На каждую из процедур у тайного гостя уходит 2 и 4 минуты соответственно. И то вторые 4 минуты происходят из-за китайского туриста. Если бы не он, тайный гость проскочил бы кабинку на скорости Усейна Болта в лучшие годы.


В Литве показатели следующие: 4 и 1 минута. На досмотре просят положить ноутбук в отдельное «корыто», включать не надо. Других замечаний нет. Разрешают идти. Дядька, которому надо светить паспорт, и вовсе провожает из Евросоюза с необыкновенной легкостью и быстротой.


— Проверка одинаковая по быстроте. Белорусы даже менее придирчивы. Что касается очереди, то мне всегда везло и я не попадал на толпу. Другое дело, что в Вильне с утра целая пачка рейсов — на 6:00, 6:15 стоит штук пять. И менеджмент логистических потоков там очень правильный. В Минске же просто меньше народу.

Теперь паспортный контроль — вот тут у эксперта все намного драматичнее:

— По времени подхода к кабинкам все одинаково. Просто у нас время, которое пограничник уделяет одному уезжающему, гораздо больше. Конкретно меня наш паспортный контроль всегда выбешивал. Это претензия не к пограничникам, а, наверное, к их протоколу. Твою фотографию на территории Шенгена оценивают по принципу «Похож? Похож. Ну, нормально». В Минске же мое табло постоянно сравнивают с тем, что изображено в паспорте, по три раза.

Навигация и сопутствующая вежливость персонала

В Национальном аэропорту Минск перед стойками регистрации есть белая будка, в которой сидят женщины в белых одеждах. Сверху написано «Информация». Тайный гость пошел тестировать их на адекватность и спросил, где стартуют автобусы на Минск. Девушка в ответ все рассказала, наставила на путь истинный, улыбнулась и еще пожелала хорошего вечера.

Хамство в Беларуси может случиться в самом неожиданном месте в самый неожиданный момент. Но это был явно не тот день.

Литовцы не желали хороших вечеров, но уровень держали.


— По вежливости я бы даже сказал, что у нас лучше. В основном это касается проверки безопасности, о которой мы говорили выше, — отмечает Лявончык. — Что до навигации, то и в Минске, и в Вильнюсе аэропорты простые, как пробка. Я никогда не имел там никаких неудобняков.

Обращаться за консультацией пришлось по другому поводу.

— В Литве залил паспорт какой-то ерундой. Звонил в их пограничную службу. Меня проконсультировали немного скучным голосом, но без выражения «Слушай, чего ты мешаешь нам работу работать?». Они, конечно, не бегают по аэропорту с вопросом «How can I help you?», что свойственно англосаксонскому обслуживанию. И это не гигантский аэропорт Стамбула, где везде стоят девочки и могут на десяти языках ответить на ваши вопросы.

Не в обиду литовцам, но разница в ментальности очень четко видна. В Литве багаж с перевесом в 5 килограммов не пройдет вообще ни разу. Задаешь вопрос — ответят ровно в рамках своей компетенции. У поляков 5 килограммов перевеса — без проблем. На вопрос могут ответить вне пределов своей компетенции либо найти того, кто сможет тебе ответить. Белорусы еще недавно не проявляли инициативы. Если знали ответ, говорили, если не знали, то разводили руками. Искать нужного человека приходилось самому.

Кафе

Заканчивается проверка паспорта, растворяются двери, и в ваши глаза сразу же бросается Burger King, а в ноздри — характерный аромат. Надо, конечно, отметить предприимчивость людей, которые пробили его открытие. Иностранцы видят что-то знакомое и заходят. Белорусы видят что-то, где цены не так сильно расходятся с городом, и тоже заходят.

— Так вы вообще без конкуренции, — реплика в сторону парня за стойкой.

— Ну, это Беларусь… А что, кафе Prime до контроля вам не понравилось?

Не сказать, что кафе Prime до контроля не понравилось. Но двойной эспрессо там стоил 8 белорусских рублей. А в точках, которые находятся прямо перед гейтами, пол-литра негазированной воды обходится в 2 рубля.

Для сравнения: в Вильнюсе двойной эспрессо стоит €2,20. Да, разбежка с городом в Литве поменьше.


Лявончык понимает, что аэропорт — не мишленовский ресторан, но соглашается, что ситуация могла бы быть получше в обоих городах.

— Традиционно в аэропорту еда хуже, чем в городе. Исключение — Варшава. Здесь очень вкусно, пусть город и становится тупо дорогим. Хотя да, ценник пока не берлинский. Смотрите, за двойной капучино и хорошо приготовленную тортилью я отдаю 37 злотых. В городе— 25. Но это хотя бы хороший продукт.

В Литве нет ощущения, что супервкусно. Но нет и ощущения, что полное «гэ». Полное «гэ», для справки, — это в Лондоне, если пытаться поесть по обычной цене.

В Минске выбора мало и все очень дорого. Но очень дорого для человека, который зарабатывает чисто в Беларуси. Если сравнивать с тем же Вильнюсом, Минск дешевле.

Ожидание посадки

После посещения «Минска-2» и «Минска-3» тайный гость уполномочен заявить: бог придумал эти аэропорты, чтобы устроить человечеству испытание скукой.

Дело вкуса, конечно, но убивать время в Duty Free очень быстро достает. К тому же в Вильнюсе, если речь идет о неевропейских рейсах, маленькое пространство для передвижения.

— Собственно, нечего делать во многих аэровокзалах, — подхватывает тему Лявончык. — Только есть и сидеть. Аэропорты с инфраструктурой, чтобы пассажир не чувствовал себя постоянно на ножах, можно пересчитать по пальцам одной руки. Неметаллические сидения, на которых реально полежать, я видел в Риге и Стамбуле. Рядом розетки, ставишь свою технику подзаряжаться — сам ложишься спать. Везде камеры. Ясно, что никто ничего не сопрет.

Лявончык стоит на том, что зелень и фонтаны необязательны, но надо как-то уходить от ощущения гигантского ангара. Мол, это зона отдыха.

Wi-Fi

Средство, которое должно спасти вас от уныния. В Национальном аэропорту Минск-2 дают бесплатный доступ в сеть на три часа в течение суток. Ловит практически везде. Правда, если забредете в крайние гейты, подключение может сбросить.

Система регистрации такая же простая, как и в Вильнюсе. Нажал два раза — и готово.

— Улучшение минской ситуации — это приятно. Но Вильнюс остается вне конкуренции. Пара тыков — ты в сети. Никакой лажи с зависаниями и сменой браузеров. Плюс скорость прекрасная — я там фильмы смотрел. Литва, Эстония, Латвия — это в принципе прекрасные скорости интернета и легкость доступа.

Теперь обратные примеры.

— В Британии очень геморройная система регистрации. Получите SMS, а SMS не доходит на иностранные номера. В Стамбуле — тоже беда. Нужно вбивать посадочный, но система принимает только турецкие номера.

Прибытие

Самолет приземляется и неспешно катится по полосе. Вильнюс. Открываются двери. От этого момента и до выхода в город проходит примерно 17 минут. В местном аэропорту витиеватые тропы, так что за время, которое тратится на их преодоление, багаж успевает выползти на ленту.


Давайте пожалеем тайного гостя. На его рейсе в Минск было два бортпроводника — и оба мужчины. Сплошное расстройство.

Хотя оно компенсировалось. В Минске путешественник выбирается из самолета, катится на автобусе, светит паспорт, забирает багаж и выходит на улицу за 12 минут. Персональный рекорд.


— Я стараюсь путешествовать без багажа, оттого экономлю 15 минут, которые всегда можно прибавлять к времени выхода на улицу. Вообще, Минск и Вильнюс работают достаточно быстро. Это не Лондон, где порой по 10 минут ждешь трапа, как милости божьей. В Литве довольно скоро трап подтягивают или вовсе стыкуют с трубой. Там я трачу на выход 15 минут. В Минске было бы такое же время, если бы не паспорт.

Дорога в город

Свою идею с электричкой литовцы реализовали значительно лучше. Она тоже в отдалении, но таблички с изображенным на них поездом уверенно ведут к станции. По пути, чтобы долго не топать, можно забраться в автобус за €1. Правда, настроение все равно железнодорожное. 7 минут пути, 70 потраченных евроцентов, рассказ немецкой девочки об учебе в Каунасе — и здрасьте, центральный вокзал. Чтобы все в этой жизни было так просто, как из аэропорта в Вильнюс.

— Я очень часто прилетаю из Лондона примерно в час ночи. Поездов к тому моменту нет уже два с половиной или три часа, автобуса — часа полтора, — говорит эксперт. — Но есть всезатычный Uber. В Вильне он очень дешевый. Сама топология города способствует. Если только ты не едешь в какой-то отдаленный анклав за телебашней, то €7 хватит.


В Минске приколов чуть больше. Если нажимать на Uber прямо на взлетно-посадочной, программа высвечивает 21 рубль.

На улице возле аэровокзала красивые белые машины с водителями в красивых белых рубашках — официальный перевозчик аэропорта. Надо оформить заявку и ехать в город за 30 рублей. Не хочется.

Двое мужчин с беджами, на которых написано Taxi, подпирают столбики.

— «Сколько стоит?» — «45 рублей». — «Это у вас такса такая?» — «Ну, нет». — «Может, подвинетесь?» — «Ой, ну сейчас все так ездят!» — «Ну, это много». — «Ну ладно, 40». — «Все равно много».

Спустя две минуты появляется мужчина вообще без опознавательных знаков. Начинает заговорчески.

— «Надо такси?» — «Сколько?» — «30». — «Дешевле?» — «Все так ездят». — «А официальные?» — «Тоже 30». — «Лучше на автобусе». — «А автобус сломался. Стоит на Уручье». — «А маршрутка?» — «А маршрутки ходят». — «Ну тогда я на маршрутку».

Поездка, кстати, получилась выдающейся. Из-за сломанного автобуса в салоне был Китай. Имелись даже стоячие пассажиры. Все перемешалось: чемоданы, люди. А по телевизору показывали «Тома и Джерри».

— Помню полеты в Минск до реконструкции, когда было десять рейсов в день. В город не ездило практически ничего. Только достаточно старый «Икарус», который, хрипя и трясясь, следовал, кажется, до автовокзала «Московский».

Теперь в минском аэропорту автобус привязан к рейсовой таблице так, что ты уедешь в любое время. Надо только влезть в салон, если это маршрутка. Мне в последний раз не хватило места.

Вместо вывода

— Наш аэропорт развивается как транзитный хаб, связывающий Европу и Центральную Азию, — итожит Лявончык. — Даже агрегаторы рейсов стали показывать его как транзитный пункт. Но пока мы продолжим послушно ездить в Вильню. Цены у нас и у них совершенно несравнимы. Там есть ощущение какой-то упорядоченности. Там базируется Wizz Air, сеть у которой больше, чем у много работающей на свой имидж, но сильно зависимой от аэропорта «Белавиа». Я говорю без особого наезда, просто выбор определяет карман.

Чемоданы и дорожные сумки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Сергей Плюхин. Фото: Афанасий Фэд
ОБСУЖДЕНИЕ