Говорят, что готовую песню белорусский эстрадный исполнитель может купить всего за $1 тыс. Другое дело, что он потом будет с этим добром делать. Впрочем, все лавры достанутся именно ему. На него же спустят и всех собак в случае провала. Onliner.by поговорил с людьми, которые пишут и продают эти песни, и узнал про методы работы, муки творчества и конкретные цифры. Спойлер: Филипп Киркоров платит молодым авторам $2—3 тыс.
Певец, композитор, ведущий. Автор песен Лолиты, Николая Баскова, Валерия Леонтьева, Аниты Цой, Анны Шаркуновой, Искуи Абалян и других исполнителей. Точное количество песен, написанных автором, неизвестно.
Кобрин, семплы из интернета и программа SoundForge. Это был «конструктор», благодаря которому я написал свою первую песню — «Выпускной вальс». Потом я спел эту композицию на выпускном в школе, все плакали. Вот это ощущение, что всем понравилось, и дало мне большой толчок к развитию.
Вообще, артист и композитор — это сезонные явления. У меня нет такого, что сел и начал писать. Полгода я могу бомбить так, что будет появляться по три трека в день. А бывает такое, как сейчас. Я не хочу ничего писать, я хочу отдыхать. Вот в таких случаях у меня начинается карьера исполнителя. Я ухожу от творчества и зарабатываю деньги, выступаю на всевозможных государственных праздниках, катаюсь по Беларуси. Потом все это проходит, и я опять возвращаюсь к написанию песен.
Недавно общались с российской артисткой, и я рассказал ей свою схему работы. «Да ладно!» — такая была реакция. Мне присылают текст, и я в нем ищу вдохновение, черпаю эмоцию: выискиваю, копаюсь во фразах. Бывает, что не нахожу ничего и могу отослать обратно порядка десяти текстов. Хорошо, что на меня не обижаются авторы. И я не обижаюсь. Например, Лолита, когда ей присылаешь песню, часто отвечает: «Не мое. Спасибо».
Вообще, в любом творчестве присутствует математика. У меня схема такая: я открываю готовый текст (недоработки не принимаю), откидываюсь в кресле и прокручиваю у себя в голове мысль. Гоняю ее по кругу, примерно представляю, кто может быть исполнителем песни, а потом сажусь и пишу с первого раза, потому что вторичная эмоция — фальшивая. Сначала припев, потом куплет — и забыл. Неважно, хорошо или плохо у тебя получилось. Как правило, я ничего не переделываю и оставляю все как есть. В среднем на процесс создания композиции уходит примерно час, и потом я отправляю ее менеджеру. Люблю все делать быстро, заморочек быть не должно.
Стоимость песни в Беларуси и России существенно различается. У нас все очень демократично: у хорошего автора цена композиции под ключ составляет от $1 тыс. до $3,5 тыс. В России стоимость, конечно, выше: я предполагаю, что ценник начинается от $5 тыс. — это текст, музыка и аранжировка. В среднем я продаю песню в месяц. Могу продавать и двадцать, но нет. Потому что я бизнесмен: главное — не количество, а качество.
Самые благодарные мои заказчики из белорусов — Анна Шаркунова, Ольга Барабанщикова, Искуи Абалян. Однажды даже Ухтинскому продал песню — за $300. Очень красивая композиция, просто нереальная. «Красивая женщина» называется. Россияне благодарные все без исключения. Я не могу вот так сказать, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Просто у них другие масштабы, бюджеты и запросы — иногда я с артистом даже не общаюсь, только с менеджером. Есть демпинг, и я по этому поводу злюсь. Больше всего занижают стоимость украинцы: в связи с последними событиями они выживают, и я бы делал то же самое, если бы жил там.
Первый удачный опыт на российском рынке был с Лолитой, с невероятной композицией про нос, про руки — «Анатомия» называется. Очень странная песня. Это был успех, потому что достаточно сложно попасть с песней в репертуар к Милявской. Она позвонила через час и сказала: «Беру». Я не вспомню, сколько получил за песню, но это были очень хорошие деньги. Я обрадовался и начал просто валить.
Но главная моя песня — это «Ну кто сказал тебе, что любви не бывает» из репертуара Николая Баскова. Я хотел написать для себя песню про любовь — веселую танцевальную композицию, которая понравится и в Пружанах, и в Жодино, и еще где-нибудь. Написал и отложил, а вскоре познакомился в США с Басковым.
Мы поехали с Аней Шаркуновой в Нью-Йорк на концерт, и после очередного выступления я пошел за покупками. Помню, сильно расстроился, потому что накупил всякой ненужной дребедени на $300, потратил деньги. Смотрю, по улице идет какой-то человек, а лицо у него очень знакомое. Я пригляделся: так это же Басков! Подошел к нему. Познакомились, разговорились — он оказался очень простым мужиком. Мы обменялись контактами, и через месяц я прислал ему эту песню. Он ее забрал, записал, и она взорвала все хит-парады. Николай до сих пор исполняет ее на всех концертах и говорит, что эта композиция — одна из лучших в его репертуаре. Цифры я не назову, но помню, что в то время мне как раз хватило этой суммы, чтобы «добить» квартиру.
Композитор, гитарист, аранжировщик, поэт, звукорежиссер. Автор песен Александра Серова, Александра Буйнова, группы «Ассорти», Григория Лепса с Лаймой Вайкуле, Руслана Алехно, Ирины Дорофеевой, Александра Солодухи и других исполнителей. Написал около 300 песен, 200 из которых проданы.
Это было время крушения Советского Союза. Я почти написал кандидатскую, но ушел из науки и принял парадоксальное решение заниматься музыкой. Записывал на гитаре какие-то партии как сессионный гитарист. Однажды у меня спросили мнение о песне, и я сказал, что материал не очень. Предложили написать самому. Походил, подумал и решил сдержать слово. Остался один на один с листом бумаги и своими представлениями о хорошей музыке. Через три дня занес эту песню.
Песни пишутся либо по велению души, либо по заказу. Давайте возьмем второй вариант. К тебе обращаются люди и просят сделать для них композицию. Я разговариваю с ними, чтобы понять, какая песня подойдет и будет соответствовать духу исполнителя, или слушаю пожелания самого артиста. Дальше уже думаю, стоит ли за это браться, отвечает ли это моим представлениям о музыке, потому что откровенную чушь писать не хочется. Я хожу и размышляю денек, прикидываю какие-то вещи в голове. Затем делаю один-два наброска. В общем, на песню уходит два-три дня.
Есть три версии работы: «конструктор» на звуках, гитарная музыка и клавишная. Часто профессионалы сразу понимают, на чем сочинялась песня — это сразу видно по почерку. Я использую все три варианта, потому что иногда мелодия в принципе не нужна, нужно чисто стилистическое оформление в современном ключе. Садишься, ищешь, подбираешь. Однажды певица сорока лет попросила написать для нее песню в стиле «Между нами тает лед». И как ей объяснить, что это, с одной стороны, чисто андеграундная вещь, а с другой — продюсерская? Это конкретный взгляд на вещи и стиль. А она ориентируется исключительно на количество просмотров и говорит: «Вот это сейчас канает!»
В Москве песня стоит от $2 тыс. до $5 тыс. У нас суммы на порядок ниже — примерно от $1 тыс. до $2 тыс. Но бывает, что просто нужно помочь — я со своими авторами иногда просто делаю подарки детям. Вообще, цифры небольшие, но это общая тенденция: цены упали и у нас, и в Москве.
Филипп Киркоров платит $2—3 тыс. молодым авторам. А если ты в узких кругах уже зарекомендовал себя, то люди хотят с тобой работать и учитывают коэффициент твоей популярности. Нужно, чтобы тебя любили аранжировщики, продюсеры артиста за твою конкретность и исполнительность. Я продаю примерно 15—20 песен в год, что-то пишу «в стол», потому что понимаю: сейчас не время для этой песни. Песня — это мелодия, гармония и текст. А сейчас время каких-то состояний: кубики на животе заменили извилины в мозгу. Хорошо выглядеть, не иметь проблем, на все смотреть свысока — это часть мира, с которой нужно считаться, потому что сейчас она доминирует во многих вещах. Погружаться в это нужно, если ты участвуешь в забеге по популярной музыке. Я в него погружен процентов на 50.
Главный хит? Он еще не написан. Вот Консуэло Веласкес Торрес написала в 16 лет Besame Mucho и так и не смогла избавиться от давления этого хита. Для меня гораздо приятнее крепкие программные песни. Главное, чтобы люди хотели поставить композицию на репит. Но самая дорогая песня — это «Белое небо», я продал ее Тине Кароль. Это был не заказ, просто композиция понравилась артистке. Сколько она стоила, я не скажу, но даже на те времена это была достаточно крупная сумма.
Я придумал «Белое небо» на клавишах — с коррекцией на все про все ушло примерно полчаса. Потом я оставил черновик и вернулся к нему на следующий день, дописал второй куплет. Это медляк. А медляк, если у тебя есть клавиши, зазвучит в любом случае.
Поэтесса, автор песен, сценарист, бизнесвумен. Писала для Валерия Леонтьева, Ольги Плотниковой, группы «Лас Вегас», Ольги Барабанщиковой, проектов Tanin Jazz, Atlantica, Open Space, Александра Солодухи, фильмов «Розыгрыш» и «Следы апостола». Точное количество композиций не называется.
У меня высшее музыкальное образование, но я никогда специально не делала песни. Была поэтессой, с детства писала стихи. А однажды встретилась с Андреем Жуковым, и он меня просто уговорил прийти в студию и написать слова на пару мелодий. Я просто села и разработала для себя алгоритм. Это нашим композиторам очень понравилось, и они начали заказывать у меня тексты.
Обычно все делают наоборот: пишут мелодию, когда уже готовы слова. Мне легче писать на музыку, потому что там все заложено: я вижу все сильные доли, понимаю, где нужно написать ударный слог. Там уже больше техники и даже ремесла, математики. Вообще, текст песни должен запоминаться. Если самый дурацкий текст «сел на ухо», он в любом случае хороший. Очень часто использование лингвистических заковырок приводит к успеху. «Пери-пери-пери-пери-периферия» поет вся Москва и удивляется, когда узнает, что это песня Макса Алейникова. Должна быть «фишка», которая цепляет. Еще можно сделать текст без «фишек» и отдать его состоявшемуся исполнителю: его харизма делает половину успеха.
Вирусные тексты пишут люди, которые ориентируются на определенный контингент. У меня сейчас свой детский лагерь, и я четко прослеживаю, что интересно ребятам. У нас на дискотеке играют такие песни, которые мы снимаем на видео, но боимся показывать родителям. Там нет ни матов, ни чего-то еще, но они такие зомбирующие! Просто нужно понимать, чего эти ребята хотят. «Типа грибы» — это настроение наших подростков. Молодежь хочет свободы, свободы культурной. Вообще, молодые ребята сейчас качественно добрые, не инфантильные, но их очень сильно перегружают: семья, интернет. И им под музыку хочется отдыхать, а делают они это искренне. Ребятам нужен расслабон, и хорошо, что они его находят.
Больших денег за текст я не беру. Все дело в белорусском нищебродстве: здесь все раздутые мыльные пузыри. Очень не хочется так говорить, но в Беларуси созданы тепличные условия для продюсеров и исполнителей. Звонят с радио и сами спрашивают, есть ли какая-нибудь новая песня в эфир. Я пишу и достаточно известным российским исполнителям — там ситуация совсем другая: песню очень сложно куда-то пристроить. А если композиция попала на радио, ты от счастья распухаешь.
Есть еще один забавный аргумент: «Ну тебе же идут авторские…» На самом деле за прошлый месяц я получила 32 рубля, притом что список песен внушительный. С исполнителями работать не очень-то сложно, главные проблемы — в работе с менеджерами и продюсерами. Они не платят. У меня сейчас остро стоит вопрос о том, чтобы подать в суд. Песня уже прозвучала даже на «Славянском базаре», а человек ни сном ни духом. Вот так бывает: лежит наша общая песня в загашнике, он ее тихонько продает — и вообще непонятно, кому и за сколько. Узнаю об этом только тогда, когда слышу композицию на радио. Приходится просить, чтобы больше так не делал. И вот это — нормальное поведение белорусских менеджеров. Не всех, конечно, но многие думают, что написать текст очень легко. Ну и что? Это тоже труд. Понятие интеллектуальной собственности у нас очень размытое.
Вообще, все зависит от текста. Иногда пишешь песню для казацкого хора, иногда для рождественских вечеров, а иногда для Валерия Леонтьева. Сколько такой текст стоит, я не скажу. Но по дружбе я могу подкинуть текст абсолютно бесплатно. Самый дорогой текст писала для Солодухи: он стоил €500. Солодуха вообще самый большой труженик нашей страны, и я вам скажу так: только с его концертов могут прийти настоящие авторские. Можно было бы вообще не брать деньги за песни, если бы была уверенность в том, что будет нормально работать авторское общество.
Самая удачная песня — это саундтрек к фильму «Следы апостола», я написала слова для композиции «Следы» в исполнении Валерия Дайнеко. Она одна из самых любимых, потому что почти все, кто ее слышал, сказали: «Я эту песню уже слышал в шестидесятых». Это приятно, значит, композиция вне времени.
Магнитолы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by