Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: не удивлен, что «оконщики», «фильтрщики» и прочие «проверяльщики» процветают

31 646
21 июля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: не удивлен, что «оконщики», «фильтрщики» и прочие «проверяльщики» процветают

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Дмитрий Корсак — журналист Onliner.by. Ведущий рубрики «Мнения».
Могу поспорить на свой велосипед, что уже через пять лет (если ничего не изменится) мы будем совершенно привычны к тому, что некие незнакомые люди без нашего на то согласия решают наши же проблемы (о которых мы и не подозревали) и требуют за это немалые деньги. Вот так просто: никого не трогаешь, а здесь бац — счет пришел. Будь добр, заплати. Хотел ты решать проблему или нет, была ли она вообще, уже далеко не важно — есть факт выполненной работы. Мысль, казалось бы, парадоксальная, особенно если нарисовать в воображении эту странную картину. Но давайте все-таки представим.

Вот, к примеру, вы водитель. У светофора, на котором горел красный, на подъезде к работе ничто не предвещало беды. Она появилась внезапно, материализовавшись в виде энергичного молодого человека в спецодежде. Подойдя к вашему автомобилю, он задумчиво почесывает щетину. Потом легким движением вскрывает капот и начинает деловито копаться внутри. Пока вы в ярости пытаетесь нащупать гаечный ключ под сиденьем, глушите мотор и отстегиваете ремень безопасности, пока открываете дверь и выходите на улицу, дело уже сделано. Слесарь протягивает вам засаленную бумагу со счетом за техобслуживание и сообщает, что последующий ремонт (а поломок было выявлено море!) будет долгим и дорогим. Явиться на станцию ТО требуется завтра к 12.

Дикая сцена? Я только разминался — сейчас будет интереснее!

Вы идете по улице, никого не трогаете, желаете прикупить молока в соседнем супермаркете. Внезапно из подворотни к вам подбегает человек в белом халате со стетоскопом в руках. Он морщит лоб, сверлит взглядом, заставляя окаменеть, и безапелляционно заявляет: «Раздеваемся, голубчик!» Вы, конечно, пытаетесь отшутиться, жеманно придерживаете ладошками майку на пузе, но настойчивые и решительные руки человека в белом халате знают свое дело: легкий испуг — и он уже щупает жерлом стетоскопа вашу грудную клетку.

«Селезеночка увеличена! Замечательно. Аритмия! Какая прелесть!» — сыплет он диагнозами. Хватает вас за челюсть и заглядывает в рот. «Третий и четвертый коренные надо лечить, а вот пятый не спасти — будем рвать». После неразборчивым почерком докторов заполняет на коленке бланк — направление на лечение, подписывает счет за медосмотр и скрывается в подворотне. Видно, в ожидании следующего пациента.

Если подобные ситуации кажутся вам парадоксальными, то вот вам еще одна. Сижу дома, починяю примус. Звонок телефона. В трубке строгий женский голос: «Квартира 54? Сегодня в вашем доме проводим проверку компьютеров и ноутбуков. У вас они есть?» Пораженный наглостью и безапелляционностью дамы на той стороне провода, я только и смог что ругнуться вполголоса и разъединить связь. А вот у знакомого в соседнем подъезде все сложилось иначе. Он после звонка и требования предоставить свой компьютер на проверку выдал всё: сколько техники в доме, какая, а также согласился на визит «специалиста» в полдень следующего дня (для этого пришлось отпроситься с работы). «Проверяльщик» потратил на «диагностику» 20 минут, выявил «море проблем» и в итоге, просидев за компьютером соседа час, состриг с него 34 рубля.

Настойчивые «помощники» лезут в нашу квартиру буквально из всех щелей. Они поселились в наших почтовых ящиках, звонят по телефону, ломятся в двери. Кто-то скажет, что ведутся на них только недалекие люди, и тут я поспорю. Знаю сразу несколько человек — умных, образованных, привыкших анализировать ситуацию, — которые стали жертвами «оконщиков» и «компьютерщиков». Кто-то посчитал, что это представители официального сервиса, другие поверили, что это действительно комиссия из ЖЭСа, были и те, кто пустил в дом прохиндеев, решив, что хуже от проверки точно не будет. А ведь они по сути ничего не предлагали, а требовали принять их услуги, пользуясь сразу несколькими особенностями нашего менталитета.

Первая особенность — уже затертое до дыр «советское наследие». Несмотря на десятилетия, страх перед комиссиями и благоговение перед проверками прочно поселились в наших генах, и этим успешно пользуются умелые продажники. Нам втюхивают проверку окон, вливают в уши инспекцию водопровода, полощут мозги тестированием компьютеров, а мы цепенеем перед ликом незримой государственной машины, под которую сегодня все эти паразиты-помощники мимикрируют, и сдаемся под давлением наглого нахрапа.

Вторая особенность: мы продолжаем искренне верить в возможность халявы. Ее не существует, это было доказано миллионы раз, но мы очень хотим ее найти. Лишь в случае такой алогичной, беспочвенной веры могут существовать «уникальные акции — только сегодня с трехсотпроцентной скидкой». В голове пиликает скрипочка: «А чего это они так торопятся?», но набат «хватай, пока дешевое» заглушает любой голос разума.

Третья особенность: понимая, как много от нас требуют окружающие, мы уверены, что и нам все должны. И любую «бесплатную» или «льготную» услугу воспринимаем как должное.

Но самая главная наша уязвимость заключается в том, что мы не готовы взять на себя ответственность. Мы готовы пассивно ждать, когда кто-то придет и решит наши проблемы. И вот ситуация эволюционировала. Уже не просто приходят решать — находят проблемы за нас.

Но вот ведь какое дело. Если ты платишь за теплоэнергию сполна, то наверняка рано или поздно обзавелся своим мастером, который регулярно проверяет, не сифонит ли у тебя из окон? Если ты не хочешь, чтобы родной компьютер самовольно лазил по порносайтам, майнил криптовалюту для хакера Васи из Ханты-Мансийска, у тебя давно стоит лицензионное ПО, антивирусы и есть под рукой «горячий» телефон своего мастера — проверенного, рукастого и честного мáлого. Если ты хочешь жить долго, уже сто лет назад изучил, насколько разумно пить воду из-под своего крана, и если это нежелательно, то нашел нужные фильтры, за состоянием которых тщательно следишь.

Нелюбимые многими славянскими душами зануды-европейцы, разбуди их ночью, на автомате выдадут тарифы за интернет, горячую воду и лимиты их потребления. Многие из них, покопавшись в голове, также вспомнят дату плановой проверки сантехники, компьютерного сервиса, посещения стоматолога, терапевта и время визита на ТО. Неожиданным «помощникам» они только рассмеются в лицо.

Ну а если вы считаете, что подобное самостоятельное планирование — чепуха, а халява — это удачное стечение обстоятельств, которое надо поймать за хвост, то ждите доктора на улице или слесаря на перекрестке. Только помните, это не вы их ждете, это они вас там подстерегают.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by