6524
21 июня 2017 в 11:13
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский

«Музыкант в Беларуси получает 150 евро? Можно только представить, как это тяжело». Сегодня в филармонии выступит французский скрипач с мировым именем

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский

Сегодня в Белгосфилармонии состоится большой концерт, посвященный Международному дню музыки. В Минске с Государственным академическим симфоническим оркестром Беларуси выступит французский скрипач Оливье Шарлье. Впервые в Минске прозвучит концерт Lament Гия Канчели. Накануне выступления месье Шарлье поговорил с Onliner.by о доступности классики, зарплатах белорусских музыкантов и местной публике. 

Кто это?

Оливье Шарлье учился в Парижской консерватории. Он является победителем различных международных конкурсов в Мюнхене, Монреале, Индианаполисе, Нью-Йорке, конкурсов им. Я. Сибелиуса, Ж. Тибо, Дж. Энеско. В качестве солиста Оливье Шарлье выступал с Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, оркестрами Парижа, Цюриха, Монреаля и Сиднея, Гаагской филармонии, филармоническим оркестром Би-Би-Си.


Об оркестре

Я очень рад быть здесь снова — это уже не первый раз, когда я работаю с оркестром Белорусской государственной филармонии. А еще хотел бы отметить, что произведение Канчели будет исполняться в Минске впервые. Конечно же, нам было важно друг друга понять, найти равновесие между солистом и оркестром, потому что произведение очень глубокое.

Безусловно, каждый оркестр — это персоналия и огромный организм, и в каждом коллективе есть понимание того, как нужно играть музыку. А еще любой оркестр отличают взаимоотношения между музыкантами и дирижером — как в большой семье. Мне кажется, что отличительная особенность этого коллектива — некая округлость: звуки, которые издают музыканты, можно сказать, осязаемые. Каждый музыкант, исполняя свою партию, растворяется в этом объеме. А еще звучание белорусского оркестра очень яркое и солнечное.

О публике

Белорусская публика воспринимает музыку по-особенному. Я прежде всего чувствую большое музыкальное наследие: здесь у слушателя есть некое ожидание и требовательность к исполнению и исполнителю. Я понимаю, что эти люди слушали много хорошей музыки и музыкантов. Еще нужно сказать, что в самой филармонии чувствуется особенная атмосфера: здесь было много великих людей. Для музыканта это очень важно — чувствовать все это наследие и ответственность. Требовательность и ожидание профессионализма от музыканта в этом географическом пространстве — в Беларуси, России, Украине. Чувствуется, что это великая музыкальная территория.

Я борюсь за то, чтобы академическую музыку слушала самая широкая публика в любых местах. Да, поход в концертные залы вроде филармонии вызывает некий страх, они закодированы, что ли. Нужно быть богато одетым, иметь хотя бы минимальное музыкальное образование — так считают люди. Чтобы как-то изменить эти суждения, музыканты выносят произведения за стены больших залов и институций и показывают, что она вполне доступна, ее может послушать любой человек. Есть такая тенденция: молодые музыканты играют концерты в совершенно непредсказуемых местах. Конечно же, классика требует определенной глубины и времени: в метро мы, скорее всего, не будем слушать серьезные произведения — нужно что-то более легкое и короткое. Но стоит научиться жить без страхов и стресса, а слушая классическую музыку, мы снова обретем гармонию. Мне бы очень этого хотелось.

О деньгах

Профессия музыканта во Франции позволяет жить достойно. Здесь существует очень много оркестров, которые зачастую финансируются государством на разном уровне. К сожалению, сейчас наша страна находится на том этапе, который не позволяет открывать новые оркестры, — тем нее менее их сейчас достаточно. Если музыкант проходит суровый конкурс и получает там место, то живет вполне респектабельно. Нужно сказать, конкурс действительно серьезный, и открыт он также для музыкантов из других стран. Есть и второй способ достойно жить, получив образование. Большое количество музыкантов преподают — это тоже хороший вариант.

Солист белорусской филармонии получает 150 евро в месяц? А это много по отношению к средней зарплате? Ну что же… Можно только представить, насколько это тяжело. Я выражаю свое огорчение по этому поводу, но, с другой стороны, у меня вызывает восхищение то, что молодые люди после окончания высших учебных заведений выбирают профессию музыканта. Они осознают, что будет тяжело, но все равно идут в эту профессию. Для меня это подтверждение огромной любви и страсти к музыке. Я желаю, чтобы музыканты в Беларуси удостоились лучшей участи, чтобы их большой труд был признан. Ведь мы хотим слушать музыку, а это те люди, которые могут удовлетворить наше желание.

О будущем

Благодаря интернету, разным гаджетам информации все больше и больше. В Париже в метро все в наушниках и слушают абсолютно разную музыку. Лет двадцать назад молодежь считала классику чем-то для определенного социального класса, был и возрастной ценз. Сейчас эта тенденция поменялась в лучшую сторону: молодежь стала слушать больше классики, ее отношение к вопросу поменялось благодаря доступности музыки через интернет. Но все же у меня есть озабоченность тем, что публика из-за этой доступности стала ленивой для того, чтобы перемещаться в концертные залы. Вопрос остается открытым: мне было бы любопытно увидеть, к чему это приведет.

Мне кажется, в настоящее время музыкальное пространство очень открытое: играют произведения совершенно разных эпох. Я не нашел для себя ответ, почему люди выбирают то или иное. Но есть определенные тенденции: сейчас заново открыли барочную музыку, которая долгое время не исполнялась. В настоящее время ее очень много — во Франции уж точно. А вот музыка 80-х забыта: возможно, ее снова вспомнят через полвека. Тем не менее сейчас играют очень много совершенно разной музыки. Я согласился приехать в Беларусь, потому что во Франции практически не играют Канчели, а для меня это открытие и возможность сыграть что-то новое.

Я бы сказал, в музыке есть вопрос времени. Например, Бетховен казался современному слушателю чем-то несусветным, а сейчас это вполне доступная музыка. Зачастую сами композиторы опережают свое время примерно на целый век. Тот же Стравинский воспринимался как что-то дикое, а в настоящее время эта музыка прекрасно подходит для молодежи: она энергичная, полная жизни. Вопрос времени очень важен.

Будем оптимистами. Симфоническая живая музыка будет звучать в будущем, но для этого нужно придумывать новые инструменты. Все-таки есть опасность, что она может быть заменена синтетическими средствами. Хотелось бы надеяться, что стремление и нужда в живом исполнении победит, а для этого нужно призывать слушателя, зрителя приходить на концерты.

Концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси под управлением Александра Анисимова, солировать на котором будет скрипач Оливье Шарлье, состоится в Большом концертном зале Белгосфилармонии сегодня в 19:00. Билеты можно купить от 12 до 14 рублей. 

Виниловые проигрыватели в каталоге Onliner.by