Сегодня в Белгосфилармонии состоится большой концерт, посвященный Международному дню музыки. В Минске с Государственным академическим симфоническим оркестром Беларуси выступит французский скрипач Оливье Шарлье. Впервые в Минске прозвучит концерт Lament Гия Канчели. Накануне выступления месье Шарлье поговорил с Onliner.by о доступности классики, зарплатах белорусских музыкантов и местной публике.
Оливье Шарлье учился в Парижской консерватории. Он является победителем различных международных конкурсов в Мюнхене, Монреале, Индианаполисе, Нью-Йорке, конкурсов им. Я. Сибелиуса, Ж. Тибо, Дж. Энеско. В качестве солиста Оливье Шарлье выступал с Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, оркестрами Парижа, Цюриха, Монреаля и Сиднея, Гаагской филармонии, филармоническим оркестром Би-Би-Си.
Я очень рад быть здесь снова — это уже не первый раз, когда я работаю с оркестром Белорусской государственной филармонии. А еще хотел бы отметить, что произведение Канчели будет исполняться в Минске впервые. Конечно же, нам было важно друг друга понять, найти равновесие между солистом и оркестром, потому что произведение очень глубокое.
Безусловно, каждый оркестр — это персоналия и огромный организм, и в каждом коллективе есть понимание того, как нужно играть музыку. А еще любой оркестр отличают взаимоотношения между музыкантами и дирижером — как в большой семье. Мне кажется, что отличительная особенность этого коллектива — некая округлость: звуки, которые издают музыканты, можно сказать, осязаемые. Каждый музыкант, исполняя свою партию, растворяется в этом объеме. А еще звучание белорусского оркестра очень яркое и солнечное.
Белорусская публика воспринимает музыку по-особенному. Я прежде всего чувствую большое музыкальное наследие: здесь у слушателя есть некое ожидание и требовательность к исполнению и исполнителю. Я понимаю, что эти люди слушали много хорошей музыки и музыкантов. Еще нужно сказать, что в самой филармонии чувствуется особенная атмосфера: здесь было много великих людей. Для музыканта это очень важно — чувствовать все это наследие и ответственность. Требовательность и ожидание профессионализма от музыканта в этом географическом пространстве — в Беларуси, России, Украине. Чувствуется, что это великая музыкальная территория.
Я борюсь за то, чтобы академическую музыку слушала самая широкая публика в любых местах. Да, поход в концертные залы вроде филармонии вызывает некий страх, они закодированы, что ли. Нужно быть богато одетым, иметь хотя бы минимальное музыкальное образование — так считают люди. Чтобы как-то изменить эти суждения, музыканты выносят произведения за стены больших залов и институций и показывают, что она вполне доступна, ее может послушать любой человек. Есть такая тенденция: молодые музыканты играют концерты в совершенно непредсказуемых местах. Конечно же, классика требует определенной глубины и времени: в метро мы, скорее всего, не будем слушать серьезные произведения — нужно что-то более легкое и короткое. Но стоит научиться жить без страхов и стресса, а слушая классическую музыку, мы снова обретем гармонию. Мне бы очень этого хотелось.
Профессия музыканта во Франции позволяет жить достойно. Здесь существует очень много оркестров, которые зачастую финансируются государством на разном уровне. К сожалению, сейчас наша страна находится на том этапе, который не позволяет открывать новые оркестры, — тем нее менее их сейчас достаточно. Если музыкант проходит суровый конкурс и получает там место, то живет вполне респектабельно. Нужно сказать, конкурс действительно серьезный, и открыт он также для музыкантов из других стран. Есть и второй способ достойно жить, получив образование. Большое количество музыкантов преподают — это тоже хороший вариант.
Солист белорусской филармонии получает 150 евро в месяц? А это много по отношению к средней зарплате? Ну что же… Можно только представить, насколько это тяжело. Я выражаю свое огорчение по этому поводу, но, с другой стороны, у меня вызывает восхищение то, что молодые люди после окончания высших учебных заведений выбирают профессию музыканта. Они осознают, что будет тяжело, но все равно идут в эту профессию. Для меня это подтверждение огромной любви и страсти к музыке. Я желаю, чтобы музыканты в Беларуси удостоились лучшей участи, чтобы их большой труд был признан. Ведь мы хотим слушать музыку, а это те люди, которые могут удовлетворить наше желание.
Благодаря интернету, разным гаджетам информации все больше и больше. В Париже в метро все в наушниках и слушают абсолютно разную музыку. Лет двадцать назад молодежь считала классику чем-то для определенного социального класса, был и возрастной ценз. Сейчас эта тенденция поменялась в лучшую сторону: молодежь стала слушать больше классики, ее отношение к вопросу поменялось благодаря доступности музыки через интернет. Но все же у меня есть озабоченность тем, что публика из-за этой доступности стала ленивой для того, чтобы перемещаться в концертные залы. Вопрос остается открытым: мне было бы любопытно увидеть, к чему это приведет.
Мне кажется, в настоящее время музыкальное пространство очень открытое: играют произведения совершенно разных эпох. Я не нашел для себя ответ, почему люди выбирают то или иное. Но есть определенные тенденции: сейчас заново открыли барочную музыку, которая долгое время не исполнялась. В настоящее время ее очень много — во Франции уж точно. А вот музыка 80-х забыта: возможно, ее снова вспомнят через полвека. Тем не менее сейчас играют очень много совершенно разной музыки. Я согласился приехать в Беларусь, потому что во Франции практически не играют Канчели, а для меня это открытие и возможность сыграть что-то новое.
Я бы сказал, в музыке есть вопрос времени. Например, Бетховен казался современному слушателю чем-то несусветным, а сейчас это вполне доступная музыка. Зачастую сами композиторы опережают свое время примерно на целый век. Тот же Стравинский воспринимался как что-то дикое, а в настоящее время эта музыка прекрасно подходит для молодежи: она энергичная, полная жизни. Вопрос времени очень важен.
Будем оптимистами. Симфоническая живая музыка будет звучать в будущем, но для этого нужно придумывать новые инструменты. Все-таки есть опасность, что она может быть заменена синтетическими средствами. Хотелось бы надеяться, что стремление и нужда в живом исполнении победит, а для этого нужно призывать слушателя, зрителя приходить на концерты.
Концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси под управлением Александра Анисимова, солировать на котором будет скрипач Оливье Шарлье, состоится в Большом концертном зале Белгосфилармонии сегодня в 19:00. Билеты можно купить от 12 до 14 рублей.