Психолог Анжелика Политаева: почему родители узнали о блогере Владе Бумаге только после того, как он «порвал зал»?

25 738
12 июня 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Психолог Анжелика Политаева: почему родители узнали о блогере Владе Бумаге только после того, как он «порвал зал»?

Автор: Дмитрий Корсак
Анжелика Политаева — семейный психолог, групповой терапевт, гештальттерапевт EAGT (European Association of Gestalt Therapy). Замужем, воспитывает дочь.
История со сходкой поклонников белорусского блогера-миллионника Влада Бумаги вызвала бурные обсуждения в соцсетях и комментариях к статьям. Одни родители задались вопросом, как могло случиться так, что белобрысый мальчик с челкой собирает аудиторию по-настоящему преданных фанатов с легкостью, которая находится за пределами мечтаний большинства белорусских «зорак». Другие воспылали праведным гневом: ознакомившись с творчеством Влада, они совершенно не увидели в нем смысла. Мол, что стало с молодежью, если она смотрит «такое»? Лично меня сейчас беспокоит другой вопрос: уважаемые родители, а почему вы узнали о существовании видеоблогера только после того, как ваши дети начали бегать к нему на сходки?

Ну вот серьезно! Он же не сегодня на свет появился. Влада Бумагу смотрели месяц назад, он был весьма популярен и в конце прошлого года, но вы его в упор не замечали. Знаете почему? Потому что вам все равно, чем занимается ваш ребенок. Более того, я могу практически гарантировать, что вы о Владе А4 уже слышали от своего сына/дочери. Только не придали никакого значения, когда до вас пытались донести информацию. Совсем другое дело, когда мальчик хайпанул на все соцсети и СМИ, правда?

Чем вы были заняты до этого? Чему отдаете приоритеты в общении с ребенком? Возможно, вы очень увлеклись его «воспитанием». Родители, которые стремились контролировать свое чадо во всем, наставлять его «на единственно правильный путь», получили по заслугам сполна.

Жесткий критик в их голове, четко знающий, каким именно должен расти ребенок, как учиться, с кем дружить и как разумно проводить время, сделал все для того, чтобы произошли две отвратительные вещи. Первая: ребенок со временем становился все менее свободным в своих желаниях и мечтах. Вторая: между ребенком и родителями выросла пуленепробиваемая железобетонная стена, снести которую очень сложно.

Началось все с песочницы. Помните, когда ваш сын или дочка подбрасывали совочком в воздух песок и искренне радовались, познавая мир и изучая, как смешно струятся песчинки, стекая с шапочки и одежды? Вы тогда заявили: «Хватит заниматься ерундой!» То же самое вы говорите сейчас, смотря на творчество Влада Бумаги. Стена растет, часики тикают…

Естественно, чувствуя давление, ребенок замыкается в себе и все меньше открывается вам. И к вашему нежеланию разделять увлечение сына или дочки прибавляется их опасение делиться своими мыслями, а порой и недоверие к вашему мнению.

Жесткий критик в вас — наследие, доставшееся от родителей. Вы просто передаете своему потомку груз, который когда-то, в детстве, положили на плечи вам: терроризировали и ограничивали вас. Вы делаете это со своими детьми, и наверняка то же самое продолжится и с вашими внуками.

«Няма таго, што раньш было», — так старшее поколение будет думать всегда, и это нормально. Важно только при этом держать себя в руках, не позволяя химерам в голове вырваться наружу. Наблюдая, как отдаляются наши дети, боясь их потерять, мы все чаще неосознанно стараемся создать правилами и ограничениями в детском мозгу нейронную цепочку, не отпускающую их на свободу. Это такая очень простая жизненная программа, основная цель, которая, становясь во главу угла, съедает все остальные. Например: «Хорошо учись, чтобы хорошо жить», «Смысл жизни — в работе» или «Занимайся только полезными делами», «Любое твое действие должно приносить результат».

Ребенок, живущий по такой программе, не поднимает уровень тревоги родителей, он предсказуем. С другой стороны, как только папа с мамой сталкиваются с разнообразием, то сразу начинают пугаться. Им кажется, что они теряют контроль. Они не могут понять, что происходит. Это страшит и раздражает.

У меня для вас две новости. Плохая: вы действительно теряете контроль. Ребенок уйдет на вольные хлеба и не будет нуждаться в вас так, как сегодня. Хорошая: в этом нет ничего плохого.

Изучая мир, в том числе ту его часть, которая вам не вполне понятна или не нравится, ваш сын или дочь постигает окружающее, делая жизнь яркой и придавая ей смысл. Простые программы, наоборот, роботизируют ее и обесцвечивают. Единственное, чем вы действительно можете помочь ребенку, — это научить его смотреть на происходящее критически и делать выводы.

Критикуя ютьюберов и то, что в них нашли ваши дети, задайтесь вопросом: когда в последний раз вы проводили время со своим ребенком именно так, как хочется ему? Когда в последний раз разговаривали по душам, а не устраивали формальный допрос? Ну и, наверное, главный вопрос: хотите ли вы, чтобы ваши дети прожили жизнь по заданной программе, или все-таки надеетесь на то, что у них будет шанс вырваться из «матрицы» и стать счастливыми?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by