В выходные зампредседателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий заявил, что взят курс на отказ от палаток с фруктами и овощами. По мнению чиновника, их время прошло: в магазинах продукты дешевле и чище, а выбор не уступает палаточному. Чтобы проверить правдивость этого утверждения, мы отправились сравнивать ассортимент и цены в палатках и расположенных рядом супермаркетах.
— На наш взгляд, подобная форма торговли уже устарела. Соблюсти санитарные требования при такой реализации товаров сложно, цены в палатках нередко выше, чем в магазинах, порой возникают вопросы по качеству товаров, да и для продавца никаких бытовых удобств не предусмотрено, — цитирует Андрея Доморацкого агентство «Минск-Новости». — К тому же точки нередко располагаются возле дороги, где выхлопы, пыль. Поэтому мы приняли решение сворачивать такую торговлю. Новые места под уличную продажу мы не реализуем (раньше они приобретались с аукциона), дадим возможность людям доработать до конца периода аренды, но далее договоры продлевать не будем.
Как пояснил чиновник, палатки начали выставлять в тот период, когда были проблемы с поставкой фруктов и овощей в магазины. Бизнесмены оказались более маневренными и смогли насытить рынок товаром, предлагая его в такой форме. Сегодня дефицита нет, в магазинах и на рынках полный ассортимент фруктов и овощей. Причем товар проверенный, чистый, хранится в надлежащих условиях, вдобавок реализуется зачастую по акциям и скидкам.
По поводу дефицита зампред прав. Алла работает на продаже фруктов около 20 лет и хорошо помнит вторую половину 90-х.
— Мы приносили столы из дома, ставили какие-то зонтики и торговали. Фрукты и овощи брали у импортера, которого давно уже нет — бизнес его прикрыли. Стояли по несколько продавцов в ряд, и всем хватало работы. Из налогов платили какую-то одну сумму в сберкассе — все. Сейчас наше место обходится в 700 рублей. Мы купили его на аукционе сроком на 5 лет.
Речь о палатке на перекрестке проспекта Дзержинского и 2-го переулка Розы Люксембург. Под боком у Аллы — «Рублевский».
— Что касается чистоты, то, конечно, фрукты и овощи надо мыть. Но разве только мы торгуем вдоль дороги? Вообще-то и колосящиеся наши поля расположены вдоль трасс, и сады некоторые. Ну а цены... Да, у нас дороже, но, во-первых, не все, а во-вторых, я слежу за качеством товара лучше, чем это могут делать в магазине.
Что предлагает сетевой магазин «Рублевский»?
Учитывая, что визуально качество и ассортимент в палатке лучше, то разница в цене приобретает символический характер.
Идем дальше. Возле больничной остановки на улице Карла Либкнехта сразу три палатки. Конкурируют не только с расположенным рядом «Суперпродом», но и друг с другом.
— Цены? Смотрим друг на друга, — честно отвечает продавец одной из палаток. — Что касается магазина... Ну разве есть там такой помидор?
«Такого» помидора в магазине на самом деле нет. Есть «порозовее», но на полтора рубля дешевле. То есть если по цене Андрей Доморацкий скорее прав, то с ассортиментом в наших магазинах пока беда.
— Меня цены совершенно не смущают. Ну если вы купите немножко того и сего — разве это дороже будет? Зато мне покупать в палатке намного удобнее, — подключается к разговору Светлана с детской люлькой. — Я больше в очереди времени потрачу. Да, говорят, что в палатках могут жульничать с весами, тут я не ручаюсь. С другой стороны, и в магазинах часто случаются конфликты — на полке одна цена, а пробивают по другой. Везде люди работают.
Вот здесь огурцы продают по рублю, а мои вчера на рынке покупали за полтора. Ну и смысл мне ехать на рынок? Не хотелось бы, чтобы палатки исчезли.
Продавщица в ответ благодарит Светлану, накладывая ей продукты со словами: «Спасибо за покупку, моя дорогая». Мы выходим еще на одну важную социальную тему, которой не хватает в магазинах: прямое общение покупателя и продавца. В европейских странах лавочки, куда ходят за покупками местные жители, — часть культурного ритуала.
И стандартов здесь нет. В соседней палатке продавщица более яростная. Общение с покупателем разладилось, и она отказывается продавать клубнику женщине, которая хочет выбрать ягоды сама. Обычная рыночная тема.
Пара молодых людей тоже не смогла разжалобить сердце продавца, но хотя бы указала пальцем на пару нектаринов, которые хотела бы положить в свой пакет.
— Почему не покупаем в магазине? Здесь клубника настоящая. Цены выше, но зато товар лучшего качества. Грязь? Слушайте, раньше, можно подумать, об этом переживали — и ничего, все живы.
Бананы в палатке дешевле, огурцы тоже. Все остальное дороже, иногда в два раза. Но ассортимент и «аппетитность» фруктов выше. Почему покупатель не может выбрать?
У станции метро «Малиновка» разгул для торговли. Здесь и ProStore, и палатка Сабины, и с десяток нелегальных продавцов.
— Вот от них больше проблем, чем от гипермаркета, — говорит Сабина. — Приходят, смотрят цены, скидывают рубль и продают.
Спрашиваем у мужчины, которому Сабина взвешивает 2 кг яблок, почему покупает здесь, а не в гипермаркете. Ответ по-народному лаконичен:
— Нафига мне этот ProStore? Я вышел из метро и купил яблок. Понятия не имею, почем они там.
Между тем в гипермаркете можно найти яблоки на рубль дешевле. Как и перец, капусту и помидоры. Но картошка — дороже. Не говоря уже о черешне. В разгар сезона продавать ее по 18 рублей? Вы серьезно? Если бы не было рядом палатки и нелегалов, местным жителям пришлось бы ехать на Комаровку (где тоже цены, кстати, разные, но всегда можно к самому дорогому найти и самое дешевое).
А вот почем ее продают рядом.
Может быть, перец, огурцы, виноград и черешня дешевле во флагманской сети исполкома «Радзивилловский»? Нет. Хотя здесь есть недорогой чеснок по 7,6 рубля.
Наши наблюдения показали, что однозначно говорить о ценах и ассортименте нельзя. В выборе разных фруктов и овощей палатка уступает гипермаркету, но легко спорит с любым другим форматом и уж точно победит большинство магазинов «у дома».
Ситуация со стоимостью тоже неоднозначная. В среднем ценник в палатках выше. Хотя бы потому, что палаточники не только не импортируют фрукты сами, но и часто покупают их не у первого импортера. Говорить о цене отдельно, не учитывая ассортимент и удобство покупки? Тогда да, дороже, конечно.