Если с утра на столичных дорогах в ваших глазах немножко рябило от госномеров других регионов, не паникуйте. Все нормально. Люди просто привезли своих детей сдавать ЦТ. Сегодня в стране проходит испытание по белорусскому языку. Корреспонденты Onliner.by поговорили с абитуриентами за жизнь и справились у них о последствиях выпускных да волнении.
Возле главного корпуса БГУ некоторое движение. Толпы нет. Специально обученный парень вежливо отправляет всех в университетский дворик, по сотому разу объясняя маршрут.
Невдалеке стоит Максим. Парень хочет выучиться на юриста:
— Я сам по себе гуманитарий. Мне нравится профессия. Нужно сдавать язык — русский или белорусский, потом иностранный и еще обществоведение.
— Сложно?
— Ну так себе.
У Макса была команда репетиторов. Подготовка велась по всем дисциплинам, предполагавшим поход на ЦТ.
— Занятие — минимум два часа. В 11-м классе свободного времени… Не, ну было, но не так много, как хотелось бы.
Жизнь не бережет нынешних поступленцев. Еще вчера они отходили от мощи выпускных вечеров, а сегодня сдают дебютные тесты.
— Ну я, в принципе, нормально ощущаю себя по этому поводу. Все хорошо. Буду поступать в нархоз. Понимаете, в чем дело, считается, нашему выпуску проще поступать, потому что после девятого класса очень много наших сверстников пошли в колледжи. То есть, если повезет, проходной балл будет чуть ниже. В итоге меньше людей на место.
Макс честно говорит, что хочет поступить на платное:
— На бесплатном распределение. Увезут меня потом в какой-нибудь Дзержинск работать. А это как-то не очень.
— Сколько стоит учеба?
— В районе штуки за год. Но родители меня поддерживают в этом моем выборе.
Евгений отрешенно смотрит на проспект Независимости и, чтобы разогнать мозг на максимальные обороты, топчет плитку молочного шоколада. Парень приехал из Жодино, хочет поступать в БНТУ на инженера. Правда, пока еще не понял на какого.
— Я еще года три назад решил. У меня двоюродные братья «инженерят». Нормально работают с нормальной зарплатой.
— А нормальная зарплата — это сколько?
— $450 для начала.
Белорусский — единственный предмет, к которому Евгений не готовился.
— По физике и математике были репетиторы. Платил по $10 за занятие. Не скажу, что готов на все сто. Но на свои баллы напишу.
— Свои баллы?
— 60. Думаю, с ними можно поступить на бесплатное в БНТУ. А платное я не рассматриваю вообще.
— А если случится?
— Не случится.
Продолжаем гулять возле БГУ.
— Девушка, вы на ЦТ?
— Типа того, магистерскую защищаю, но вам спасибо за комплимент. И детям скажите, что ЦТ — это вообще не страшно.
Перебираемся через проспект — к БГПУ имени Максима Танка. Здание университета обнимает впечатляющая своей длиной очередь. Такое чувство, еще чуть-чуть — и ее можно будет занимать на выходе из ж/д вокзала.
Екатерина аккуратно пристраивается в конец очереди. Девушка работает на стройке и философски замечает, что иногда ты гоняешь всех, а иногда все гоняют тебя:
— Школу я окончила давно. Но вот решила поступить. Почему?.. Ну, просто учиться нравится. У меня есть техническое, среднее, вот хочу высшее. На психолога буду в пед поступать.
Екатерина готовилась сама и не сильно переживает по этому поводу:
— Думаю, шансы на поступление у меня, как и у всех, 50 на 50. Считается, сейчас поступить легче. По крайней мере, так говорят. Это меня обнадеживает. Тем более я иду на «заочку». Так что я не очень волнуюсь.
Ближе к голове этой анаконды из абитуриентов стоит продуктовый лоток. Из-за прилавка озорно зазывает улыбчивая тетенька:
— Смотрите, какие у нас беляши! Подходите! Съедите беляш — и точно поступите! А сосиски, сосиски в тесте какие — ну красавицы же!
Антон, Саша и Олег веселятся:
— Ну что, помолимся, может?
У ребят вообще нет волнения.
— Мы — музыканты. Нам бы просто минимум набрать. Баллов 10 по языку. И баллов 15—20 по истории. Есть же внутренние экзамены — вот они важные. А ЦТ — так.
Двое парней поют и поступают в консерваторию, один играет на саксофоне и собирается в Институт культуры.
— Да, некоторые вот стремаются. А мы музыканты — мы забили. У каждого из нас есть опыт концертов, мы давно привыкли к волнению. И ничего не боимся.
Стоим в районе улицы Ленинградской — между юрфаком и химфаком БГУ. Фоном шумит газонокосилка. Мужчины из БГУ делают университетскую территорию краше. На краешке газона стоит Николай и не может разобраться в эмоциях.
— Знаете, оно, волнение, вроде бы очень сильное, но в то же время уже все равно. Я бы так сказал: Рубикон перейден, точка невозврата.
— Когда?
— Да утром сегодня. В голове переключилось: «Все! ЦТ! Бежать некуда».
Николай сдает белорусский, русский, физику и математику.
— Я буду поступать на факультет прикладной математики в БГУ.
— Откуда такой выбор?
— Если честно, потому что это БГУ. Здесь практически вся моя семья училась.
У Николая были репетиторы по физике и математике:
— По правде, я готовился только к русскому. А белорусский пришел сдавать на уровне «пойдет — не пойдет». Не готовился. А к остальным — естественно. Физику усиленно второй год учу. Это не сказать чтобы легко. Это было действительно тяжело, долго, но вроде я подготовился.
— Сколько сейчас стоят репетиторы?
— Смотря какие. Ну примерно… От $60 до $100 в месяц. Это четыре занятия. По два часа. Психологически сложно. На мозги давит невероятно. Хочется уже поступить и отдохнуть по-человечески. В общем, я в себя верю. Пойду, пожалуй.
Из-за поворота показывается большой автобус. Студенты геофака БГУ дают шуму. Молодые люди отправляются на практику. На ребят, которые бегут сдавать ЦТ, они смотрят с улыбкой.
Электронные книги в каталоге Onliner.by
Читайте также: