Без лишних понтов. Искренний репортаж о выпускном в деревенской школе

10 июня 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Анна Иванова

Без лишних понтов. Искренний репортаж о выпускном в деревенской школе

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Анна Иванова

На сцене шесть человек. Это все выпускники-2017 в деревне Горки. Они знают друг друга дольше, чем не знают, помнят все приятные и неприятные истории о своих одноклассниках, ходят в гости и знают родителей по отчествам. Всего через несколько месяцев старые друзья потеряются в разных городах и вряд ли когда-нибудь вернутся в родные места. Сегодня они прощаются. Открыто и искренне, как это принято в деревнях. Здесь все не так, как в столице: никаких оценочных взглядов и показушных фото, неоправданно дорогих костюмов, лимузинов и ресторанов — стоит только отъехать от Минска чуть подальше. Как отмечают выпускной ученики небольшой сельской школы, — в репортаже Onliner.by.


В тени сурового провинциального Ленина родом из Старых Дорог остывают трое парней в синих костюмах. Пацаны держатся отдельно, все время над чем-то смеются, в шутку подтанцовывают советской попсе и дуют себе под рубахи, остужая не привыкшие к костюмам организмы. Рядом любуются собой девочки, проверяя, все ли идеально в их образах, ностальгически улыбаются бабушки с начесами, задумчиво курят старики, сосредоточенно смотрят на сцену мужчины в клетчатых рубашках.

Со ступенек Дома культуры говорят что-то про птенчиков и птиц, вырвавшихся из гнезда, взрослую жизнь и, конечно, удаче на ЦТ — главном, что волнует присутствующих.

Здесь собрались ребята со всего района. Для них сегодня все: и песни, и пожелания, и отпущенные в никуда воздушные шары.

У горожан тоже праздник. На музыку приходит молодежь, мамы с колясками, разгоряченные к вечеру пятницы местные пацаны. Одному очень не нравится борода проходящего мимо парня. Говорит, «это лоховская тема, за такую здесь прессуют». Не за это он пять лет в армии тарабанил, но конфликтовать солдат не хочет: праздник же.

После концерта молодежь разбредается по группам, фотографируется с родителями и устремляется к автобусам с надписью «Школьный». Таких горожане не видели уже лет двести, настоящий раритет.

Наш автобус едет в Горки — деревню в Минской области, к которой навигатор не хочет прокладывать маршрут. Там живет пятьсот человек или что-то около того. Школа по здешним меркам большая — на 93 человека. В трехэтажном здании есть музей и кабинет информатики, камеры на входе и актовый зал. Сюда ходят ученики двух деревень: в соседней учреждение совсем недавно закрыли за ненадобностью.

Из автобуса выпрыгивают довольные парни и элегантно ступают на белорусскую всепогодную грязь девушки. Школа здесь относительно новая или как минимум хорошо отреставрированная. Вокруг густой и зеленый парк, стадион, много деревянных грибов и резиновых половинок колес.

Все прохожие — неслучайные: в деревне редко так шумно. Вокруг выпускников носятся дети, к школе провожает сестру белокурый веснушчатый подлеток на велосипеде «Аист» со значком BMW, привозит сына с повязанной бабочкой наодеколоненный отец на баклажановой «Ладе».

В фойе школы весело, но суетливо. «Ты, главное, не торопись. Четко. Конкретно. Ясно», — наставляет девушку с папкой в руках пожилая учительница. Мимо пробегает длинноволосая брюнетка и изо всех сил пытается сдержать слезы, чтобы не потекла тушь; учителя не реагируют: дело привычное, пока лучше не трогать. «Да почему он трубку не снимает?!» — вопрошает в небеса самая активная выпускница.

Парни не так сосредоточенны: они просто трутся около окна и продолжают смеяться непонятно над чем.

Школа хотя и новая, но с душой. На стенах нарисованы огромные картины, кресла накрыты коричневыми пледами, на столах лежат вязаные салфетки.

Небольшой актовый зал битком. Мамы все еще не плачут, папы все еще серьезны. На сцене появляется девочка с крыльями ангела из проволоки и мишуры. Женщины растекаются в улыбке умиления.

Сбивчивые ведущие стесняются, быстро приходят в себя, осваиваются, приглашают всех шестерых выпускников разом и дарят каждому по авторскому стиху, написанному с учетом особенностей характера и поведения. В такой школе внимание можно уделить каждому, здесь нет присущей городу безликости.

Вместе с выпускниками сегодня вручают свидетельства о получении среднего образования и девятиклассникам.

Ребята читают поздравления, поют (а иногда просто шевелят губами из-за незнания переделанных на школьный лад текстов), разыгрывают сценки под нарезку песен Расторгуева, Газманова и какого-то русского рэпера, включают слайд-шоу с архивными фотографиями. Мамы наконец рыдают. Дошло.

Концерт заканчивается с наступлением темноты и перерастает в дискотеку на улице, но перед балом воруем выпускников на откровенный разговор о прошлом и будущем, ведь настоящее пока не успело наступить.

Ребята не стесняются, говорят честно и откровенно: деревню все любят, но жить здесь не хочет никто.

— Здесь оставаться?! — хором повторяют вопрос ребята и в голос хохочут.

— Здесь классно, но работать особо негде. Почти все уезжают, правда, некоторые потом возвращаются. В основном в колхоз агрономами. Многие после 9-го класса уходят, оканчивают техникум и едут в деревню жить. Необязательно в Горки, — рассказывает об особенностях местной жизни Настя. — Им тут дом выдают, рабочим местом обеспечивают. Зарплаты да, маленькие — рублей 400. 

— Если одному жить, то, может, и хватит, но семью же содержать нереально. Только если родители будут помогать, — поддерживает Настю подруга.

— После школы все ходят на тренировки. Много секций разных. Иногда дискотеки проходят в школе: клуба-то у нас своего нет. 

Школа у нас очень дружная. Мы тут всякое переживали, но все вместе. Мы и дрались, и ссорились, и за волосы друг друга тягали, но потом всегда мирились. Мы же все друг друга знаем. Всей школой, в смысле. 

И не было никогда такого, чтобы какого-то одного человека гнобили. Вот если есть такой ученик в классе... Странный... То его обычно, наоборот, пытаются «тянуть», чтобы он один не оставался, — перебивают друг друга девочки.

Из шести выпускников в кабинете два будущих педагога, врач, журналист, неопределившаяся единица и, вероятно, солдат, который профукал сроки подачи документов на ЦТ. Но сейчас не лучшее время грустить и думать о серьезном: на улице уже начинаются пляски.

Во дворе под фонарем тестирует плей-лист учительница музыки, родители уже пританцовывают, выпускники тоже не стесняются. Опытный диджей ставит композицию Верки Сердючки и не ошибается: танцы накаляются.

Конечно, танцуют не все. В десяти метрах от импровизированного танцпола обсуждают что-то веселое трое парней в повседневной одежде. Влад несколько дней назад приехал сюда к бабушке из Минска. Еще недавно он зевал на концерте Егора Крида в столице, а сейчас обсуждает выпускные с высоты своего опыта.

— Здесь прикольно, только делать особо нечего. Я сюда каждое лето приезжаю, но чтобы жить — нет. Лучше в Минске, — рассуждает парень в большом капюшоне.

В разговор вступает Дима:

— Да что твой Минск? Я там три дня побыл (сегодня только приехал), и у меня уже голова пухнет! Не понимаю, как там люди живут.

Я сам из Старых Дорог. Сейчас временно в Жлобине живу, у меня жена и ребенок там, но вообще я хочу в деревню переехать. На работу можно и в город ездить, а жить надо только в тихом месте.

Вот в вашем Минске все пафосные, модные такие. Я три года с недобитым Sony хожу, а у вас в метро едешь — какие-то школьники с последними «айфонами». Разве можно так детей баловать, покупать им все? Кто из них вырастет?

А девушки какие? Вот посмотри на наших — простые, красивые, неразмалеванные. У нас вообще тут все просто, по-человечески. Делать тут нечего? Это вон этим бойцам гулянки надо, а я эту ерунду перерос.

— А сколько тебе?

— Двадцать два.

Возвращаемся на дискотеку, где пляшут уже почти все. 16-летние ребята не стесняются вытанцовывать с учителями, шутить и смеяться. Никакой скованности.

Настя отвлекается от организационных вопросов (староста как-никак) и рассказывает о планах на вечер:

— Сейчас у нас будет банкет с родителями. С учителями не разрешили праздновать, будем сами. У нас там стол, который родители накрывали. Ушло около 100 рублей на всех, а всего на выпускной — примерно 600. Потом рассвет встречать пойдем — и по домам.

Директор в пляс, конечно, не идет, но одобрительно улыбается хорошему настроению вчерашних школьников. Ирина Владимировна предлагает выпить чая с тортом и искренне расстраивается отказу: здесь так не принято, здесь все по-простому.

Услуги репетиторов в новом сервисе Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by