Председатель ООЗЖ «Эгида» Вероника Ханцевич: проект закона «Об обращении с животными» — никто никого не собирается защищать?

16 504
30 мая 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич

Председатель ООЗЖ «Эгида» Вероника Ханцевич: проект закона «Об обращении с животными» — никто никого не собирается защищать?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич
Вероника Ханцевич — председатель общественного объединения защиты животных «Эгида» c 2014 года. По образованию юрист.
История создания первого в Беларуси закона о защите животных растянулась на непростительно долгий срок. Попытки создания проекта этого документа начались еще в 2004 году. За это время в стране произошло немало отвратительных инцидентов с животными, получивших широкий общественный резонанс и показывающих, насколько необходимы реформы в законодательстве в этом направлении. Но, к сожалению, до сих пор «не срослось».

Сегодня обсуждается уже третий вариант проекта. И хотя в его формировании принимали участие специалисты-зоозащитники, такие как профессиональные юристы, биологи, кинологи, у нас есть все основания опасаться, что многострадальный закон, даже будучи принятым, вряд ли изменит что-либо в лучшую сторону. Потраченные зоозащитниками месяцы работы над этим проектом оказались в «мусорном ведре». Фактически все наши предложения были просто выброшены.

На данный момент законопроект называется «Об обращении с животными». Уже из самого названия становится понятно, что мало в нем имеется норм, направленных на защиту животных и формирование у населения гуманного отношения к живой природе. Справедливости ради стоит отметить, что в проекте есть и положительные моменты, однако они похожи на воздушный шарик. Приятно, но особого толку нет и не будет.

А вот фундаментальные положения, которые действительно со временем помогли бы решить в нашей стране проблему бездомных животных, остались за кадром. На сегодня и название проекта не совсем корректное, и содержание, мягко скажем, обескураживает. Более того, лично мне кажется, что лучше нам вовсе оставаться без закона, чем с таким, который предлагается в его последнем виде.

Если говорить кратко, настоящая редакция проекта закона «Об обращении с животными» защитит лишь тех, кто хочет видеть «собаку в будке, а кота в лесу». А еще лучше — не видеть их вообще. Пострадают и животные, и их хозяева, и обычные люди, у которых в душе существует хоть капля сострадания. По большому счету закон никого не будет защищать, зато он позволит, используя законодательство, расправляться и с животными, и с людьми, помогающими им.

Чего же не хватает, на наш взгляд, в этом законопроекте? Мы считаем, что начать следует с введения жесткого контроля над разведением животных, повышения налогов на разведение и продажу и ограничения пометов (пока есть бездомные животные). Вот что в первую очередь должно регулировать численность бездомных животных.

Пока этот принцип не введен и не начал работать, открыв любую газету, сайт, социальные сети, вы увидите целое полотно сообщений наподобие «Продам йорка», «Щенки шпица дешево», «Оформлю котенка бенгала в рассрочку». Половина этих «элитных» котят/щенков — смесь «крокодила с носорогом», просто очередной способ заработать легкие деньги при минимальных затратах. И никто из этих горе-заводчиков не думает о том, что когда их щеночек йорка вырастет и станет этак сантиметров 40—50 в холке, то в лучшем случае он попадет к волонтерам, которые займутся поиском другого хозяина, а в худшем — на улицу или в «усыпалку».

Многие животные продаются больными, с надломленной психикой, различными патологиями из-за бездумного скрещивания, ведь разведение животных — это наука, со множеством правил, особенностей и сложностей. Говоря по правде, если подходить к данному вопросу ответственно, то ни о какой выгоде и речи быть не может. Никогда правильно выращенное породистое животное не будет стоить $200.

Еще раз подчеркну: жесткий контроль и высочайшие налоги на разведение, а также ограничение развода! А не единственный предложенный в проекте закона метод, который вкратце звучит как «Отлов, отстрел и эвтаназия»!

Второй вопрос — обязательная стерилизация беспородных животных и обширная пропаганда стерилизации. Потому как в головах очень многих до сих пор бытует мнение, что кошечка или собачка должна ощутить на себе все прелести материнства, а потом такие «сердобольные» хозяева выставляют у подъездов и мусорок коробки с никому не нужными котятами или щенками.

Третий вопрос касается того, что в соответствии с новой редакцией закона собираются наказывать за создание нелегальных приютов. Скажу совершенно уверенно: это отнимет последний шанс у кошек и собак, которые в силу обстоятельств остались без дома и хозяина. В Беларуси на всю страну — пара десятков пунктов отлова, временного содержания и эвтаназии животных. И это только «Фауна города» (Минск) имеет более-менее приличный вид, а отойдите подальше от столицы…

О чем думали чиновники, предлагая наказание за «создание нелегальных приютов»? Почему-то я уверена, что они четко осознавали, что именно зоозащитники выполняют самую дорогостоящую, долгосрочную и качественную работу по содержанию бездомных животных, их лечению, стерилизации, вакцинации, рекламе и поиску жилья для них.

Следующий момент, который меня удивляет в новой редакции закона, — вопрос об ограничении количества животных в квартире. Простите, но в какие такие несуществующие приюты будут изымать лишних, если и живодерок по стране раз-два и обчелся! А может, лишних кошек и собак изымать и убивать на месте?

Давайте называть вещи своими именами. Сегодня государство не способно оказать качественную помощь всем бездомным животным, и люди спасают их у себя дома! И регулировать количество кошек и собак в той или иной квартире должна только ответственность заводчика, обязанность которого сделать так, чтобы его питомцы не беспокоили окружающих.

Следующий пункт, который меня беспокоит, — расширение списка потенциально опасных пород. Такого списка нет ни в одной цивилизованной стране мира! Вместо того чтобы запрещать, переключитесь на контроль над качеством и численностью разведения — только правила содержания должны усилить ответственность владельца. И только владелец животного должен быть наказан штрафами за невыполнение этих правил! Если же мы начнем вешать ярлык «собака-убийца», например, на такие породы, как ризеншнауцер, немецкая овчарка и т. д., то очень скоро станем жечь ведьм на улицах города.

Закону больше всего не хватает базового понимания его основной функции — не ограничительной, а регулирующей. Пропаганда гуманного отношения к животным должна проводиться на государственном уровне. В нашей же стране даже у многих представителей законодательной и исполнительной власти (тех, от кого зависит появление законов, их исполнение, формирование общественного мнения и т. д.) отношение к животным до сих пор остается на уровне «утопить, повесить, застрелить… И что такого? Это же просто собака!»

Мы, зоозащитники, точно так же как и вы, больше всего хотим, чтобы на улицах нашей страны не было бездомных животных. Мы мечтаем просыпаться и не видеть в новостных лентах очередных статей и фотографий с убитыми, отстрелянными, покалеченными животными. Мы не хотим закрывать глаза на людскую жестокость, не хотим видеть на улицах изуродованные трупы животных.

Мы уверены, что всего этого можно добиться только в случае, если будет принят грамотный, работающий закон «О защите животных», направленный на регулирование и ужесточение ответственности в первую очередь хозяев животных. Мы считаем, что ныне существующий вариант закона совершенно никуда не годится. В первую очередь потому, что главным «врагом», жертвой и заложником обстоятельств в нем становится животное. Пытаться в очередной раз спихнуть ответственность на тех, кто не может защитить себя, — вопиющее малодушие, которым наше общество вряд ли сможет гордиться.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by