Журналист Onliner.by Александр Тумар: когда уже дорожных хулиганов начнут называть дорожными хулиганами?

21 933
19 мая 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Журналист Onliner.by Александр Тумар: когда уже дорожных хулиганов начнут называть дорожными хулиганами?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Многие годы изучает поведение водителей на дороге и то, как продвигается бесконечная война Госавтоинспекции с нарушителями. О некоторых аспектах данного противостояния эта колонка.
Который уже год наблюдаю странность: с одной стороны, обычный водитель за некритичное нарушение ПДД может быть оштрафован на крупную сумму (или даже лишен водительских прав), с другой — в крайне редких случаях дорожные хулиганы получают наказание пропорционально совершенному поступку… Предаются огласке возмутительные факты в исключительных случаях, как правило, по инициативе потерпевшей стороны. У меня есть версия, почему с агрессорами до сих пор нянчатся и нет адекватной жесткой реакции.

Последний громкий инцидент получил большой резонанс, можно сказать, случайно. Сначала на форуме Onliner.by появилась видеозапись инцидента. Сразу замечу: таких роликов десятки, если не сотни, и далеко не всегда подобные поступки заканчиваются уголовным преследованием. Обычно комментаторы перемоют кости обоим участникам — и всё этим ограничится… Однако в данном споре пострадавший водитель получил менее тяжкие травмы (у него диагностировали перелом стенки верхнечелюстной пазухи), что стало поводом для возбуждения дела по статье «Хулиганство». Материалы попали в суд — последовал приговор, потом апелляция (решение пока не вступило в законную силу) и увеличение размера компенсации морального вреда.

Прецедентом стал сам факт, что дорожный конфликт не только дошел до суда, но также освещался публично. Это чрезвычайно важно для развеивания глубоко укоренившегося в сознании некоторых автомобилистов мифа, мол, я сейчас выйду из машины и наведу порядок. Драчуны искренне полагают, что восстанавливают справедливость (на самом деле зачастую неправы и имеют весьма поверхностные знания ПДД), решая взять на себя роль одновременно судьи и исполнителя наказания только потому, что кулаки у них больше, чем у оппонента. При этом нередко агрессорам все сходит с рук, их никто куда следует не вызывает, и рукоприкладство на дороге тем самым легитимизируются. Как говорится, обращений не поступало…

А теперь представьте, сколько фактов остаются незамеченными! Сколько роликов все же выкладывают на форуме, и сколько дел попадает в статистику правоохранительной системы. Об огромной части случаев никто просто не знает, и масштабы бедствия сложно объективно оценить. Зачастую это остается личной драмой потерпевшей стороны, а «победитель», наверное, ликует, что утихомирил очередного «дорожного хама».

Если следовать такой логике, то скоро проезжая часть превратится в поле для массовых побоищ. Не показал поворот — держи подзатыльник; перепутал сигнал светофора — засветишь фонарем под глазом; ах, ты подрезал меня — брошу-ка я тебя через бедро… Понятно, что к асоциальному поведению склонны единицы. Но не нахóдите, что происходит классическая подмена понятий? Оценка дорожной ситуации, как и причин ДТП, — это компетенция соответствующего ведомства. В 90-е огромное число конфликтов на дороге удалось погасить, когда ввели обязательную автогражданку. Всего-то!

Чтобы принципиально и показательно наказывать дорожных хулиганов, нужен законодательный инструмент, которого пока нет. Вот что вменить, если водитель осознанно действовал опасно, рисковал своим и чужим имуществом, умышленно провоцировал ДТП? Специальной статьи ни в УК, ни в КоАП нет. То есть явление существует, а противоядие пока не сформулировали.

Раз у системы нет инструмента и полномочий, то о каком наказании можно говорить? Дорожные хулиганы используют автомобиль как оружие, при этом их могут оштрафовать лишь за нарушение требований разметки, выезд на встречную полосу, максимум — создание аварийной обстановки. Чего стесняемся? Почему не называем вещи своими именами?

Обычно дорожный хулиган осознанно спекулирует владением объектом, который может в считаные секунды развивать скорость до 100 км/ч, а ему грозят пальчиком — ты тут ПДД нарушил. Выйти в общественное место, имея в кармане ножик с лезвием больше положенного, — преступление. А на ходу таранить чужие машины — всего-навсего нарушение ПДД?

Как ни странно, в России, где случаи более жесткие и даже жестокие, в последнее время действуют намного принципиальнее — зачастую реагирует, например, Следственный комитет и его руководство. Видимо, беспредел мажоров уже вконец всех достал. Вспомните хотя бы показательный случай с преследованием Mercedes Gelandewagen в Москве, во время которого компания молодежи вела трансляцию в Periscope.

Всех установили и задержали. Поначалу мало кто верил, что дело дойдет до реального наказания. На удивление не помогли ни связи высокопоставленных родителей, ни баснословные гонорары адвокатам, ни липовые справки. Система вдруг проявила чрезвычайную принципиальность и иммунитет к коррупции. Значит, когда очень захочется, то можно?

В одной из прежних колонок я предлагал либерализовать дорожное законодательство и в целом смягчить отношение к незначительным нарушениям ПДД. Чтобы добропорядочные водители (а таких у нас большинство, и не надо уверять в обратном) перестали ощущать гнет ответственности, стало меньше спекуляций на тему «а он-то сам перестроился на перекрестке».

Как раз с дорожным хулиганством, по-моему, нужно действовать по обратному сценарию. Система оказалась слаба, не смогла оперативно ответить на агрессию, адекватно идентифицировав явление. Дорожное хулиганство нельзя охарактеризовать одним абзацем, обозначив правовые рамки асоциального поступка. Тем не менее дать инструмент или право трактовать случаи, наносящие вред (физический или психологический урон) окружающим, система обязана.

В среде наших юристов обсуждалось, что некоторые аварии со смертельным исходом (например, совершенные водителем в состоянии сильного алкогольного опьянения) необходимо трактовать как умышленное убийство. Ведь человек, выпивая очередную рюмку, осознавал, что делает и к чему могут привести его действия. То есть вроде бы даже и придумывать ничего не надо, вводить новые законы, — просто дать право квалифицировать, как того иногда просит само общество.

Знакомые журналисты из Литвы рассказывали о судебном прецеденте в их стране: на улицах города водитель решил устроить «дрифт», не справился с управлением и сбил пожилую женщину, которая погибла. Обвинение было предъявлено именно по статье «Убийство». Вот вам прецедент.

Можно долго рассуждать, почему в принципе существует дорожное хулиганство. Беларусь не является какой-то особенной страной, где вдруг вылезли наружу такие случаи. В целом у нас мирные и добропорядочные люди. Однако иногда ими овладевают нездоровые эмоции из-за чрезмерной привязанности к транспортному средству. По моему личному мнению, мы еще не наигрались в машинки. Для нас это пока еще больше, чем просто марка, объем двигателя и набор опций. Уж слишком долго личный автомобиль оставался недоступным, означал привилегированность, принадлежность к определенному классу. Оттого пока чувства острее, а путь на работу превращается в опасный квест в условиях городских джунглей.

На Западе, который мы так любим приводить в пример, тоже была эта проблема. Ее часто решали имеющимся арсеналом. Так, в Германии за демонстрацию среднего пальца можно получить штраф 1000 евро. И мало кто рискует проверить, дадут или нет. Система четко обозначила, что хорошо, а что плохо. Дорожные хамы прекрасно понимают позицию силы. Если им объяснить один раз, то, может быть, больше и не придется.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by