Фраза про «парю где хочу» скоро потеряет актуальность. Правительство озаботилось вейперами и их девайсами. Сегодня с участием президента состоялось совещание, на котором обсуждалось совершенствование правового регулирования в отдельных сферах экономической деятельности. В итоге были приняты решения запретить рекламу электронных систем курения и их продажу несовершеннолетним, передает БЕЛТА.
На совещании у президента рассматривался проект декрета о государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения. Учитывая, что они близки по способу потребления, оказываемому эффекту, предлагается применять к ним одинаковые меры госрегулирования.
— Основная новация в том, что мы приравниваем к обороту и условиям курения табачных изделий электронные системы курения и жидкости для них, — пояснила начальник управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Виолетта Брезовская. — В настоящее время в нашей стране этот вопрос не урегулирован. Мы видим, что электронные системы курения набирают популярность, поэтому было принято решение распространить ограничения и нормы, которые действуют в отношении табачных изделий, и на электронные системы курения.
Потому что вейпинг активно развивается в том числе и в Беларуси — это новая альтернатива курению. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2025 году жидкости для электронных парогенераторов должны нагнать рынок табака.
Планируется запретить рекламу электронных систем курения и их продажу несовершеннолетним. Также будут определены места, где можно реализовывать данные устройства.
— Будут вводиться нормы и правила для этого рынка. На сегодняшний момент их нет, — комментирует директор фирмы Relakes Константин Костюченко. — Нет закона, запрещающего продавать парогенераторы и жидкости несовершеннолетним. Нет закона по правилам производства жидкостей. Нет закона по рекламе этого продукта. Нет закона по разрешенным местам для курения.
В моем представлении в Беларуси много продукта, который не соответствует хотя бы элементарным санитарно-эпидемиологическим правилам — начиная от упаковки и заканчивая самим продуктом. В итоге на нем нет ни срока изготовления, ни срока годности, ни информации об изготовителе.
Жидкости для электронных парогенераторов содержат никотин. Никотин — это яд. А работа с ядами требует определенных условий. Мы надеемся на появление соответствующей нормы. Четких требований к помещению, персоналу, химзащитным костюмам.
— 19 мая вводится контрольная марка на жидкость для электронных парогенераторов, — говорит Костюченко. — Чтобы было понятно, такая клеится на обувь и прочие товары. Обычно контрольная марка вводится, чтобы посчитать объем рынка. По моим прикидкам, объем белорусского рынка составляет 2 миллиона долларов в год. Для сравнения, в России — 350 миллионов. В мире (в 2016-м) — 8 миллиардов.
Что касается остальных нововведений, конкретики пока нет.
Костюченко говорит, что пока ничего. Расценки останутся на нынешнем уровне.
— Вряд ли потребитель пострадает. По предварительной информации, та же контрольная марка будет стоить в районе 8 копеек. По идее, это не повлияет на стоимость конечного продукта. Но да, если потом появится акциз, который будет стоить каких-то нереальных денег, цена может подвинуться к увеличению.
С 2021 года хотят запретить использование надкассового оборудования для хранения и продажи табачных изделий.
— Мы таким образом убираем эту товарную позицию из касс, чтобы дети, которые приобретают другие товары, не видели изображения и пачки табачных изделий, — пояснила Брезовская.
В министерстве считают целесообразным запретить курение на пляжах, в лифтах и автомобилях в присутствии детей до 14 лет. Поручено доработать эти нормы с учетом общественного мнения, а также предусмотреть эффективные механизмы контроля за соблюдением законодательства.
Читайте также: